На фейсбуке увидела вот эту статью:
http://psy-practice.com/m/publications/vzroslye-i-deti/para-slov-o-legastenii/Там немного про легастению (дислексию). В статье ссылка на сайт Льва Штернберга с обучающей он-лайн игрой "Слогофон-говоряшка" и различными методиками обучения чтению и счёту.
http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyuСайт жутко интересный.) Со многим согласна. Статьи я не совсем осилила, и некоторые моменты (например, утверждение, что первые тексты на старославянском писались все без гласных) впечатление создали шероховатое, но сама методика мне очень понравилась!
Метод, объединяющий все пути к чтению: и синтетические, и аналитические, причём и правда не ломающий слуховое восприятие в угоду чтению, и не упускающий смысловую составляющую в угоду механическому умению. По первому впечатлению - то что надо.
Один из методов (ребусы) чень здорово сначала учит читать устно и без букв. Безусловно, согласна с тем, что дети очень чётко делят слова именно на склады (открытые слоги и отдельно стоящие согласные, если к ним не примыкает гласная), собственно так, как мы слова и произносим, и что выделение отдельных элементов, соответствующих буквам, ломает слуховое восприятие и трудно осваивается детьми, потому что не имеет под собой естественных оснований, а требует уже некоторого уровня абстрактного мышления и весьма утомительно для ребёнка (это то, к чему предъявляют претензии в программе Эльконина, хотя тот же Эльконин тоже учит сначала читать картинками, но только этими картинками он обозначает фонемы, а не склады, а для ребёнка это не очень естесвенно, так что вариант Штернберга можно считать усовершенствованием программы Эльконина и очень успешным, как мне кажется).
Очень здорово Лев Штернберг (автор методик) напоминает, что буквы - это искусственное образование, на самом деле с большой натяжкой соотносимое с реальными звуками речи, и правда ведь ребёнок не должен без специальной предварительной работы над этим взрослого разделять слоги на отдельные звуки, потому что это прерогатива только письменной речи - двумя разными буквами обозначать один слог-слияние, звучащий как единое целое. И правда, если не учить ребёнка и спросить, на что начинается слово "каша", он скажет "На ка" и будет прав. И да, есть такие методики, где детей учат читать и запоминать сразу слоги. Но я общалась с девочкой, которая эти слоги читала, и слова читала, но не могла понять, что из этих слогов получается, не собирала из этих кусочков единое целое, не видела смысла слова, не могла сообразить, куда поставить ударение.
В ещё одной методике, предлагаемой на сайте (в бесплатной он-лайн игре
http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/slogofon-govoryashka) , слова собраны из таких же слогов, они произносятся без ударения, все одинаково, но ребёнку надо соотнести получившееся с картинкой. Собственно так преодолевается вот эта трудность синтеза, собирания кусочков в образ целого слова, и мне это очень понравилось. И там и правда можно во всё это запросто и легко играть.
Материалы из методики с ребусами тоже кажутся мне очень действенными. Но, пожалуй, соглашусь, что рано их применять не стоит. Пока у ребёнка нет отношения к языку как к чему-то, с чем можно похулиганить.
Ну и я так поняла, что там можно подкорректировать некоторые трудности с чтением у читающих детей.
В общем, пока мне кажется, что это здорово. Тут собраны плюсы самых разных методик с устранением их недостатков. Хотя надо попробовать,конечно, сначала.
О. И занятия счётом мне там понравились очень тоже, заодно формирующие навыки ориентации в пространстве.
В общем, кому актуально, советую посмотреть. Вдруг тоже понравится. Ну или если знаете сайт и эти методики, поделитесь впечатлениями.
О,вот,вспомнила! Я во что-то похожее (но не такое) играла с детьми в первом классе:
http://nekakprivikli.livejournal.com/6471.htmlНо тут мы не скдады обозначали картинками, а что-то близкое к морфемам (приставкам, корням, суффиксам, но не всегда), и цель тут была не научить читать, а познакомиться немного с историей языка на своём опыте.