Sep 09, 2011 21:17
Осведомленность компаний
В современном бизнесе уже давно для компаний важно умение быстро и правильно реагировать на порой не значительные изменения рынка. А такая хорошая реакция возможна только при достаточной осведомленности об изменениях вокруг компании. Вопрос лишь в том, как поднять уровень осведомленности о происходящем вокруг.
Первым делом необходимо понять а собственно в каких вопросах вам нужна осведомленность. Ведь знать всё обо всём не получится. Так что нужно определить ключевые направления. Для начала давайте определим ЧТО оказывает на компанию существенное влияние? Что необходимо отслеживать постоянно? Что требует постоянного внимания?
Попробуем с простых вещей. Конкуренты. Их действия безусловно оказывают влияние на компанию - думаю это не требует обоснования. Поставщики сырья и потребители продукции также прямо влияют на вашу компанию. Государство со своими разнообразными регуляторами также влияет на вашу компанию посредство создания и контроля правил. Социальная среда, в которой действует компания также оказывает влияние…
Далее нужно детализировать влияние и описать более подробно что и посредством чего оказывает влияние на вашу компанию. Возьмем конкурентов. Какие то влияют на рынок, а значит и на вашу компанию, достаточно сильно, какие то менее. Тоже с поставщиками и потребителями (группами потребителей). Что то в действиях государства может влиять значительнее (например таможенная политика, или система акцизов, или требование регулятора к минимальному уровню уставного капитала банка…), а что то слабее. Причем важно понять что именно оказывает существенное влияние. Не все таможенное законодательство, а регулирование вполне конкретной ситуации. Например процедуры таможенного оформления определенной категории товаров и величина таможенных сборов по ним.
В результате вы получаете понимание того, что является ключевым во всем многообразии факторов. Какие факторы оказывают наиболее сильное влияние. Именно с ними и нужно работать в первую очередь.
Так, в общих чертах, выглядит логика определения факторов, оказывающих значительное влияние на компанию. Для начала этого достаточно, но только для начала, по скольку таким образом определяются факторы прямого действия. А есть еще и факторы не прямого действия (те что влияют опосредованно - через что то) и потенциально опасные факторы (те, что пока не оказывают влияние, но могут в любой момент начать влиять).
Тут начинается самое интересно. Дело в том, что для контроля «сопредельных территорий» нужно понять откуда может исходить опасность и какого рода опасность. А такового окажется много и следить за всем не получиться - ресурсов не хватит. Значит нужны индикаторы - некие показатели, по изменению которых можно судить о повышении опасности. Например предположим, что ваша компания производит газированные напитки. С прямыми конкурентами понятно. А вот кто относится к потенциальным? - те что производят нечто, удовлетворяющее ту же потребность - потребность в утолении жажды. А это и не газированные напитки, соки, и минеральная вода, и слабоалкогольные напитки…. Причем это очень простой пример. Куда сложнее обстоит дело на более динамичных рынках hi-tech. Вот где нужно очень внимательно следить за всем происходящим вокруг, вылавливая слабые намеки способные указать на грядущие изменения и быстро реагировать на них. Но возникает вопрос - на что обращать внимание в первую очередь в сфере высоких технологий?
Здесь есть свои особенности, хотя общие принципы построения системы мониторинга те же. У коллег за рубежом уже сформировалось целое направление называемое инновационной разведкой, предметом исследования которой являются: ноу-хау (патенты, технологии, торговые марки, формулы, результаты испытаний опытных образцов, промышленный дизайн), а также люди принимающие участие в создании ноу-хау (изобретатели, испытатели, инвесторы, эксперты, консультанты, подрядчики и т.п.).
Инновационная разведка
Цель инновационной разведки - поиск новых технологий и решений. Эти новые технологии могут иметь вид патентов и изобретений, описаний в научной литературе или в выступлениях коллег, результатов исследований и т.п... Главное, что это нечто новое, позволяющее улучшить качество, скорость, эффективность.
Инновационная разведка подразумевает работу по трем основным направлениям:
1 прогнозирование развития ситуации (понимание тенденций) - технологический форсайт (от англ. Foresight - «взгляд в будущее»);
2 поиск новых технологий - технологический скаутинг (выявление технологий, которые можно использовать в интересах компании);
3 патентный мониторинг - наблюдение за патентованием в интересующей и смежных областях (понимание того, какие технологии и направления «осваивают» конкуренты).
Все три направления необходимы для понимания того, куда движется развитие интересующей вас области и что необходимо делать для нахождения в числе ее лидеров. Фактически это и есть прогнозирование будущих возможностей и рисков, что является основой работы конкурентной разведки.
Разберем каждое из этих направлений подробнее.
Технологический форсайт
Прогнозирование того как (в каком направлении) будут развиваться технологии. В краткосрочной перспективе это не сложно сделать - достаточно отслеживать новости в соответствующей области.
Интересный способ пятнадцать лет назад придумали в аналитической компании Gartner. Было предложено понятие «hype cycle». На русский язык его обычно переводят как цикл зрелости технологий, но смысл несколько иной - «hype cycle» - это волна шумихи, поднимающаяся вокруг каждой идеи, которая заслуживает хоть какого-то внимания. Наблюдая за этими волнами (всплесками), можно сделать некоторые выводы о будущем данной идеи.
Для эффективного осуществления форсайта (в соответствии с Руководством по стратегическому форсайту П. Бишопа) необходимо предпринять следующие действия:
1 Формулирование проблемы или описание интересующего направления;
2 Описание существенных условий, влияющих на исследуемую область;
3 Выявление что уже есть по исследуемой теме;
4 Определение существующих тенденций по изучаемой проблеме и формулирование возможных сценариев развития с вероятными последствиями;
5 Выработка предложений (рекомендаций) - что нужно предпринять в случае развития по каждому из предложенных сценариев развития.
В результате этих действий у вас на руках будет описание наиболее вероятных вариантов развития ситуации. А это ни что иное как серьезный повод скорректировать работу организации и реальная возможность опередить конкурентов.
Технологический скаутинг
Это исследование информационного пространства на предмет выявления новых и/или полезных для вашей деятельности технологий. Под технологиями в данном случае нужно понимать не только собственно технологии, но и изобретения, технические решения, знания о свойствах или особенностях… В общем всё, что позволяет получить компании конкурентное преимущество за счет более эффективного использования ресурсом.
Скаутинг включает в себя два направления:
1 Разведка по открытым источникам - мониторинг тематических СМИ, отраслевых каталогов, научных альманахов и дайджестов, желтой прессы. Мониторинг баз патентов, отраслевых порталов, форумов, блогов, персон и технологий.
2 Бенчмаркинг - изучение технологий конкурентов производственных, управленческих, маркетингвых… Изучение продукции конкурентов.
Скаутинг ориентирован на:
- выявление на ранней стадии новых технологий, способных повлиять на компанию, технологических тенденций, прорывов в развитии технологий;
- повышение осведомленности о потенциальных угрозах и возможностях технологического развития;
- стимулирование инноваций путем сопоставления технологических отчетов и оценки потенциала компании;
- помощь в получении информации о внешних технологиях при помощи сетей экспертных сообществ и их источников информации.
Патентный мониторинг - сканинг
Патентный мониторинг призван наблюдать за конкурентами как прямыми так и косвенными. Точнее за их действиями в области юридического закрепления новых технологий, изобретений, научных изысканий и за их использованием новых технологий. По своей сути технологический скаутинг тесно переплетается с патентным мониторингом. Фактически это два одинаковых вида деятельности с разными целями. Если скаутинг ищет новые технологии, то патентный мониторинг изучает действия конкурентов.
Патентный мониторинг может осуществляться двумя способами - изучением открытых источников и изучением продукции конкурентов.
1 Разведка по открытым источникам это мониторинг тематических СМИ, отраслевых каталогов, научных альманахов и дайджестов, желтой прессы. В общем всего того, где может появиться информация о новых технологиях у конкурента. Кроме того это изучение баз патентов, торговых марок, промышленного дизайна, отраслевых порталов, форумов, блогов, персон и технологий.
2 Бенчмаркинг - исследование продукций конкурентов, изучение их технологий, производственных, управленческих, маркетингвых…
С уважением!
Нежданов Игорь
сбор информации,
конкурентная разведка,
competitive intelligence,
Нежданов Игорь