Еще про святые могилки

Feb 14, 2009 20:07


В свете интереса и оживленной дискуссии, вызванных предыдущим постом про "святые могилки", решил запостить еще один прикол. Начну с цытаты из книжки Деревья, боги и ящерицы (Тель-Авив: Сифрей Хемед, 2006) знаменитого гида и провокатора, Сефи Бен-Йосефа. По-моему, красивее его никто не пишет про израильские достопримечательности:

Еврейский шаман на Святой Земле

"В один из дней обрушился небесный гнев на землю, и страшная засуха посетила страну. Крестьянский народ, погрязший в нелепых суевериях, обратился за помощью к чудодею, который в тот момент проходил неподалеку. Остановился чудодей, и по обычаю колдунов во всех краях Азиатского материка, начертал вокруг себя круг - как будто сам он стоял в центре микрокосмоса, и заклял Небеса ниспослать дождь на землю. Небеса отозвались, и по причине великого риспекта колдуна, ниспослали дождь, и наполнили землю водой - так что крестьянам, которые до этого умоляли шамана помочь, стала угрожать опасность. Встал шаман снова, упрекнул Того, Кого упрекнул, и о чудо! - ураганный ливень прекратился и превратился в дождь благословения.

Вы скажете мне, что я рассказываю вам историю, происшедшую в Индии? В Индонезии? Или у индейцев? Боже упаси. Ведь там все идолопоклонники и богохульники, отступники и развратники; а мы тут обсуждаем только Святую Землю. Рассказ сей - про Хони ха-Меагеля, "божественного танная", современника главы Санедрина Шимона бен-Шетаха. Со времен пророков Элиягу и Хабакука и до дней Баал-Шема не было подобного ему в вопросах метеорологического чудодейства. И потому как верховный колдун не мог покинуть мир без наследников, известно, что и внуки его занимались фамильной профессией, и были апостолами погоды по благодати Всевышнего - а именно Аба Хилькия, сын сына Хони, и Ханан ха-Нехба, сын дочери его." (стр. 112, перевод мой.)

Могилка Хони рядом с городком Хацор ха-Глилит (в этом городке я обычно пиво покупаю, когда на севере отдыхаю):




Про Хони рассказывается и в раввинистической литературе, и у Иосифа Флавия. Locus classicus - Мишна Таанит, гл. 3, мишна 8 (важность этого источника состоит также в том, что Хони именуется в нем ни много-ни мало, "сыном божьим"):

ПО ПОВОДУ КАЖДОЙ БЕДЫ - ЧТОБЫ ОНА НЕ ПРИШЛА - ТРУБЯТ в шофары, КРОМЕ ИЗБЫТКА ДОЖДЕЙ. РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ОДНАЖДЫ СКАЗАЛИ ХОНИ ХА-МЕАГЕЛЮ: ПОМОЛИСЬ, ЧТОБЫ ПОШЛИ ДОЖДИ. СКАЗАЛ ОН ИМ: ИДИТЕ И ВНЕСИТЕ в дома ПАСХАЛЬНЫЕ ПЕЧИ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ РАЗМОКЛИ. МОЛИЛСЯ, НО НЕ ПОШЛИ ДОЖДИ. ЧТО ОН СДЕЛАЛ тогда? ОЧЕРТИЛ КРУГ И ВСТАЛ В ЕГО СЕРЕДИНЕ, И ОБРАТИЛСЯ К Всевышнему: ВЛАСТЕЛИН МИРА! СЫНЫ ТВОИ ПОНАДЕЯЛИСЬ НА МЕНЯ, ПОТОМУ ЧТО Я СЛОВНО ЧЛЕН ТВОЕЙ СЕМЬИ. КЛЯНУСЬ ВЕЛИКИМ ИМЕНЕМ ТВОИМ, ЧТО НЕ СДВИНУСЬ ОТСЮДА, ПОКА ТЫ НЕ СЖАЛИШЬСЯ НАД СЫНАМИ ТВОИМИ! НАЧАЛ КАПАТЬ ДОЖДЬ. СКАЗАЛ Хони: НЕ ТАКОГО Я ПРОСИЛ У ТЕБЯ, НО ДОЖДЕЙ ДЛЯ ЦИСТЕРН И ПЕЩЕР! НАЧАЛСЯ БУРНЫЙ ЛИВЕНЬ. СКАЗАЛ Хони: НЕ ТАКОГО Я ПРОСИЛ У ТЕБЯ, НО ДОЖДЕЙ, выражающих Твою БЛАГОСКЛОННОСТЬ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ЩЕДРОСТЬ! ПОШЕЛ ХОРОШИЙ ДОЖДЬ и лил, ПОКА НЕ ВЫШЛИ сыны ИЗРАИЛЯ ИЗ ИЕРУСАЛИМА НА ХРАМОВУЮ ГОРУ ИЗ-ЗА ДОЖДЯ. ПРИШЛИ И СКАЗАЛИ ЕМУ: КАК ТЫ МОЛИЛСЯ О ДОЖДЕ, ЧТОБ ОН НАЧАЛСЯ, ТАК ПОМОЛИСЬ, ЧТОБЫ ОН ПРЕКРАТИЛСЯ! СКАЗАЛ ОН ИМ: ИДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ, ЦЕЛ ЛИ еще КАМЕНЬ НАХОДОК. ПОСЛАЛ ЕМУ ШИМОН БЕН ШАТАХ: ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛ ТЫ ХОНИ, ТО Я БЫ Я ТЕБЯ ОТЛУЧИЛ - НО ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ТЕБЕ, ЕСЛИ ТЫ ПРЕД ВЕЗДЕСУЩИМ СЛОВНО ЛЮБИМЫЙ СЫН, И ОН ИСПОЛНЯЕТ ТВОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОДОБНО ТОМУ, КАК ОТЕЦ БАЛУЕТ ЛЮБИМОГО СЫНА И ИСПОЛНЯЕТ любое ЕГО ЖЕЛАНИЕ! И это О ТЕБЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ (Мишлей 23:25): "БУДЕТ РАДОВАТЬСЯ ОТЕЦ ТВОЙ И МАТЬ, И ВОЗЛИКУЕТ ТА, ЧТО РОДИЛА ТЕБЯ"!  (перевод взят отсюда: http://www.judaicaru.org/tora/taanit/glava_3_8.html, с моими исправлениями.)

А вот что рассказывает Флавий про того же Хони. У Флавия он не просто колдун, а патриот и б/п герой (Иудейские Древности, 14, 2: 1-2 (19-28). Описываемые события произошли во время междоусобной войны между Аристобулом II и Гирканом II, сыновями Александра Янная и царицы Шломцион, ок. 64 г. до н. э.:

"1. Побуждаемый такими [заманчивыми] обещаниями, Арета во главе пятидесятитысячного войска, отчасти конного, отчасти пешего, выступил в поход против Аристобула и победил его в бою. Так как после этой победы многие воины перешли на сторону Гиркана, Аристобул увидел себя покинутым и бежал в Иерусалим. Тогда царь арабский двинулся во главе всего войска за ним к святилищу и приступил к осаде Аристобула. При этом народ, со своей стороны, стал поддерживать Гиркана и помогать ему в осаде [врага], тогда как на стороне Аристобула оставались одни только священнослужители. Между тем Арета распорядился, чтобы арабы и иудеи расположились лагерем рядом, и затем со всем усердием принялся за осаду. Так как все эти события произошли как раз в праздник опресноков, носящий у нас название Пасхи, то наиболее знатные из иудеев покинули теперь страну и бежали в Египет.

Тем временем некий праведный и боголюбивый муж, по имени Хоний, который некогда во время засухи обратился к Предвечному с молитвою о даровании дождя и молитве которого Бог немедленно внял, скрывался, видя, что эта жестокая распря еще нескоро прекратится.

Когда же его привели в лагерь иудеев, то стали упрашивать, чтобы он, как некогда, молитвою своею прекратил бездождие, и теперь проклял Аристобула и его приверженцев. Несмотря на все возражения и просьбы, Хоний был принужден толпою стать посредине ее, затем он сказал: "о, Предвечный, царь всего существующего! Так как окружающие теперь меня - народ, а осаждаемые - твои служители, то я молю Тебя не внимать ни просьбам первых, ни же приводить в исполнение относительно вторых их просьбы".

За эту его молитву ближайшие из стоявших около него гнусных иудеев убили его.

2. Однако Предвечный немедленно наказал их за эту гнусность и следующим образом воздал им за убиение Хония: пока священнослужители и Аристобул подвергались осаде, наступил праздник Пасхи, в который, по нашему обычаю, приносятся Предвечному обильные жертвы. Тогда товарищи Аристобула, нуждаясь в материале для жертвоприношений, обратились к единоверцам с просьбою снабдить их таковыми за какие угодно деньги. Несмотря на то, что единоверцы назначили за каждую голову [жертвенного животного] по 1000 драхм, Аристобул и священнослужители охотно согласились заплатить эту цену и выплатили деньги, спустив их на ремнях со стен. Однако осаждающие, взяв деньги, и не думали отдать за них жертвенных животных, и даже дошли при этом до такой гнусности, что нарушили данное слово и глумились над Предвечным, не выдав просителям нужного для жертвоприношения. Увидев себя таким образом обманутыми, священнослужители стали молить Бога воздать единоверцам по заслугам. Предвечный же не откладывал возмездия, но наслал на страну сильный ураган, который уничтожил все плоды страны, так что модий зерна стоил тогда одиннадцать драхм."

могилки, Иудаизм

Previous post Next post
Up