Раматания, или Рамсания, или в полном варианте "Хирбет эль-Балад эр-Румсания" (что в переводе с арабского означает "развалины римского города") находится на Голанских Высотах, в 2,5 км севернее мечети рядом с 87 трассой (н. ц. 2255.2695). Настоящее название деревни неизвестно. В 1978-1988 гг. Раматания была поверхностно исследована археологами Клодин Дофин и Шимоном Гибсоном, которые опубликовали результаты своей работы
в статье на иврите, опубликованной в сентябре 1994 г. в 73 выпуске журнала Катедра. Помимо Раматании, они исследовали также развалины Кфар Нафах, Нааран и Фарадж (все в центральной части Голанских Высот).
Камень с изображением пальмы и греческой надписью, вмурованный в одну из арок в "Большом доме" в Раматании:
Ещё красивые камни, которым полторы тысячи лет, там же:
А вот этот камень, на котором отчётливо видны греческие буквы, просто валяется на земле:
Прежде чем я расскажу о древностях, стоит упомянуть, что Раматания занимает важное место в истории возрождения еврейского поселения в Эрец-Исраэль в 19 в. В период между 1885-1887 гг. евреи из Цфата, состоявшие в объединении "Бней-Йехуда", предприняли попытку основать еврейское поселение в Раматании и заниматься там сельским хозяйством. Деньги на это мероприятие были собраны известным английским сионистом и филантропом, сэром Лоуренсом Олифантом. Члены объединения поселились в большом доме на вершине холма, о нём мы расскажем ниже. Денег не хватило, условия жизни были тяжёлыми, и поселенческая деятельность в Раматании закончилась, едва начавшись. Израильский историк Цви Илан написал целую книгу о "Стремлении евреев поселиться в Заиорданьи, 1871-1948", в ней он описывает и эту историю тоже.
На территории деревни много фруктовых и ореховых деревьев:
Однако, по всей видимости, евреи из Цфата не были первыми еврейскими жителями Раматании. Деревня, или, лучше, городок, был основан здесь в 1 в. до н. э., в период правления Ирода Великого (40-4 гг. до н. э.), около 23 г. до н. э. Ирод хотел навести порядок в этом неспокойном районе, и боролся с разбойниками, орудовавшими на Голанах, Башане и Трахоне. Он переселил сюда еврейских поселенцев-боевиков из Месопотамии под предводительством некоего Замариса, предложив им льготные условия проживания. Но, по всей видимости, Замарис и его команда не были единственными евреями, поселившимися на Голанах в этот период - видимо, евреи из Иудеи начали селиться здесь уже в период правления последних правителей Хасмонейской династии, в начале 1 в. до н. э. (в период правления Александра Янная, захватившего Голаны в эту эпоху).
Гибсон пишет, что обнаружил в Раматании четыре изображения меноры на каменных балках над дверями домов. Это
примерно всё, что мы можем сказать о евреях в этом городке.
Насчет христиан городка мы знаем немного больше. В 377 г. н. э. на вершине холма здесь был сооружен т. н. "мартирий" (здание над могилой мученика), посвящённый Иоанну Крестителю. В соответствии с одной из традиций, кости Крестителя находилась в
Себастии, но во время антихристианских беспорядков, происшедших в период правления императора Юлиана "Отступника" (361-363 гг.), могила в Себастии была разрушена, и мощи святого разбежались по всему свету. Часть костей, по всей видимости, оказалась в Раматании. Мартирий был реставрирован в 6 в. н. э., и Раматания превратилась в центр паломничества арабов-Гассанидов, принявших христианство. Эти арабы собирались в окрестностях деревни на празднование дня рождения Крестителя (24 июня), а также годовщины его смерти (29 августа). О судьбе исторического Крестителя, а также о причинах его трагической смерти, я немного писал
здесь, в контексте обсуждения казни Иисуса из Назарета. По соседству с мартирием был сооружен монастырь.
Гибсон пишет, что обнаружил останки четырех станов этих кочевников вокруг деревни. Он также сообщает, что нашёл упоминание имени Крестителя на одном из камней в деревне. Гибсон, по-моему, тоже немного принадлежит к тем археологам, которые находят именно то, что ищут. Впоследствии он посвятил очень много времени поискам мест, связанных с Крестителем, и даже "опознал" в Иерусалимских горах его пещеру, и написал об этом сенсационном "открытии" книгу. Всё это смахивает на продолжительный роман (особенно, если принять во внимание нетрадиционную ориентацию археолога), ну да ладно.
Раматания была заброшена после исламского завоевания Голана в 636 г., и пустовала на протяжении большей части исламского периода.
Внутри домов, и над их дверями можно увидеть немало камней с греческими надписями, крестами, и барельефами.
Некоторые из них очень красивы, и, по всей видимости, изначально находились в мартирии (его пол был также разукрашен мозаикой). Датировать эти базальтовые дома весьма сложно по причине того, что техника строительства практически не изменилась за последние два тысячелетия, но общее впечатление такое, что многие из них очень древние. Все они (за исключением нескольких сирийских добавок) построены в так называемом "Хоранском стиле" (базальтовое плато Хоран находится восточнее Голанских Высот, на территории современных Сирии и Иордании). Деревьев там мало, а поэтому приходилось строить из одного камня.
Для того чтобы построить крышу, на стены клали выступающие камни, а на них - огромные каменные балки, на которые, в свою очередь, клали камни поменьше. Всё это - без какого-либо связующего материала. С первого (да и со второго) взгляда выглядит это весьма стрёмно, но при этом, не надо забывать, что эти дома простояли так тысячи лет несмотря на землетрясения, и некоторые из них прекрасно сохранились. Вообще, ощущение такое, что еще совсем недавно здесь жили люди.
Вот несколько примеров "Хоранских построек":
Современный колодец на месте одного из источников на территории деревни:
В заключение, стоит упомянуть, что на расстоянии 500 метров юго-восточнее Раматании археологи обнаружили свидетельства поселения, датируемого ранним бронзовым веком (3 тысячелетие до н. э.). Его площадь - 1,7 гектара, а вокруг были найдены 86 дольменов.
Официальные раскопки в Раматании ещё не проводились. Остается надеяться, что найдется археолог, который займется этим местом всерьез. У меня нет никакого сомнения, что его ожидают бесчисленные сюрпризы.
До Раматании можно доехать на машине с 87 дороги, от мечети, упомянутой выше. Дорога грунтовая, и не очень хорошего качества, но в принципе, можно проехать на легковой машине. Раматания находится на территории армейского полигона, и, посещать её в будние дни запрещено. Однако по выходным, когда в армии нет учений, это безопасно - не стоит, конечно, поднимать различные железки с земли. Для того чтобы съехать на грунтовку с основной трассы, необходимо открыть ворота забора из колючей проволоки (они держатся на одной верёвочке), а затем вернуть их назад. Приятного путешествия.
Да, чуть не забыл - недалеко от деревни есть танк M60.