Бемидбар. Гора, которая всегда с тобой.

May 27, 2014 17:55

AND THE LORD SPOKE UNTO MOSES IN THE WILDERNESS OF SINAI (Num. I:1).

На египетском полуострове Синае есть монастырь Св. Екатерины, где желающим покажут тот самый куст неопалимой купины. Неподалеку туристам предлагается оседлать верблюда, или пешком, и подняться на вершину той самой горы. Злые языки, правда, скептически утверждают, что это фейк, ( Read more... )

иудаизм, глава

Leave a comment

nedosionist June 2 2014, 22:30:58 UTC
Есть чем увлекаться :), может быть забегаю вперед немного. ;) Я привел этот пример намеренно, для контраста с предлагаемым Вами смыслом; на мой взгляд, р. Йоханан отталкивается от него. Я не вижу необходимости сейчас настаивать на этом смысле в этой фразе; как я сказал, смысл пустоши может оставаться для Вас первичным еще какое-то время. ;)) :)

Но заметьте, что "Сион станет пустошью" - это пессимистичная антиутопия, а "Сион станет беседкой" - оптимистичная утопия и указание цели. Надо ли доказывать, что Иерусалим, о котором речь, находится на той же самой горе? Если я забуду тебя, О Иерусалим...

Reply

brotherinlaw June 3 2014, 00:16:11 UTC
Ну, если не так, то м. б. и ничего страшного;)

Reply

brotherinlaw June 3 2014, 03:11:21 UTC
There are other roads links, e.g. wilderness->virginity->bride->Jerusalem/Jews. But what do we learn from it? That this road, too, leads to Rome Jerusalem. (Did we not know that all of them do, God willing.)

Reply

nedosionist June 3 2014, 03:20:11 UTC
Virginity is extraneous in this list, imho.

Reply

brotherinlaw June 3 2014, 04:07:22 UTC
It isn't, since wilderness is an area not touched by man (e.g. pastures but not crop fields). Here, virginity should be considered as in the Sages' times, a bride's necessary virtue; not as a mere anatomical state, a legitimately preferred view nowadays.

Reply

mishabrook June 5 2014, 22:17:28 UTC
В качестве подтверждения:
"...Так сказал Г-дь: Вспомнил я тебе милость юности твоей, любовь венчания твоего, как шла ты за Мной пустыней, землей незасеянной."
(Иеремия 2:2)

Reply

nedosionist June 9 2014, 16:39:06 UTC
А почему собственно в женском роде (шла, а не шел?)?

Альтернативный смысл "засеянной" и "распаханной" (как в Мика 3:12) мне пока не ясен, помошь приветствуется. :)

Reply

mishabrook June 11 2014, 21:01:40 UTC
Потому что народ Израиля в отношениях с Творцом всегда выступает в роли женского начала. Творец дает, а мы получаем и отражаем.

Девственная, незасеянная - лишенная собственной сущности, белый лист, "что посеешь, то и пожнешь", не привносящая ничего своего.
К слову, Талмуд ассоциирует женщину с почвой: "Эстер - почва мира" (Санхедрин 74б) и Раши там.

Reply

IMHO brotherinlaw June 3 2014, 03:53:36 UTC
The main problem of post-prophetic Sages was: how to proclaim God's truth without being God's Prophets? The one way was analytical scholarship. The validity of scholarship was sanctioned and justified by the Creator from the days of creation. Other ways included quasi-etymological and other verbal games. (There were rules of the game, of course.) This way was scholarly invalid but justified, too - by tradition (i. e. from Sinai); and we are beneficiaries of its fruits. But, like Prophets, this too passed. Tradition remains but the only method of its study is now scholarship, though in a broad sense - something as valid with us as it was with Adam or Moses. Torah studies by verbal games are as irrelevant in MODERN times as writing Greek tragedies is (attempts has been made, and Greek tragedies thus written, but only to qualify for "a nice try," at best).

Reply

Re: IMHO nedosionist June 3 2014, 04:51:43 UTC
Following Aryeh Kaplan I sometimes call this approach "verbal archeology". :)

Reply

brotherinlaw June 3 2014, 04:44:29 UTC
If you would very generously excuse me for this general/personal comment let me sum up my humble view on this and some other posts: I see great faith and great scholarly potential but the one is not yet married to the other. (And in modern Jewish marriage the long gap between betrothal and wedding has vanished - shouldn't we keep up with it;)

Reply

nedosionist June 3 2014, 17:02:49 UTC
Спасибо на добром слове; да, я не волшебник, я только учусь. :)

Reply

brotherinlaw June 5 2014, 20:09:55 UTC
Thank you for thanks. But sorry, niceties were not exactly what I tried to say.

Reply

nedosionist June 5 2014, 20:19:14 UTC
I know. :)

Reply

mishabrook June 5 2014, 21:56:29 UTC
Надо ли доказывать, что Иерусалим, о котором речь, находится на той же самой горе?

Видишь ли, есть принципиальная разница между Торой с Синая и Торой с Сиона ("Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Г-да из Иерусалима").
Тора с Синая - есть Тора галутная в отличие от Торы с Сиона.
Причем, я не имею в виду географию.
Рав Лурия утверждает, что везде, где употреблено "анохи", - это галутное проявление Творца. А где "ани" - соотв-но, "геульное".
Например, "Я (анохи) Г-дь Б-г твой, выведший тебя из Египта".
Или:
"И не клянитесь именем Моим ложно,и осквернил ты имя Вс-сильного твоего, Я (ани) - Г-дь" (Ваикра 19:12).

Reply

nedosionist June 9 2014, 18:04:05 UTC
Анохи/Ани - это интересно. Вот есть какое-то жж-обсуждение, хотя мало что дает, вот (с. 30-31) похожее любопытное изложение подхода Ибицера.

Сион - в Йома 54б разъясняется путем идентификации с Эвен-а-Штийя.

В такой трактовке, идея, что Тора с мидбар-Синай соответствует Анохи, а Тора с Сиона/Штийя - Ани, и выше, - выглядит вполне уместно. В конечном итоге, однако, это одна Тора.

Галут/геулу я бы не стал сюда примешивать, это лишь запутывает. По нынешним временам, мидбар - это очень даже геула.

Reply


Leave a comment

Up