"Черный лебедь" как метафора фашизма.

Jan 07, 2011 02:15

"Black Swan" снят как трагедия - о балете, об отношениях друзей-соперников, о личной драме, о сексуальной раскрепощенности. Хореограф в фильме проецирует отношения героев "Лебединого озера" в отношения самих танцоров. Этот прием часто встречается в модернистском кино - скажем, "Adaptation", "Vanya on 42nd street" или "Synecdoche". Говорят, что ( Read more... )

фашизм, либерализм, кино-тв, juxtaposition

Leave a comment

Comments 37

lkitross January 8 2011, 17:23:49 UTC
Он не Томас, а ТомА, с ударением на последний слог, как француз. В другом фильме Ароновского "Пи", тоже сходят с ума, видимо, это узкая специализация режиссера.

Reply

имя nedosionist January 8 2011, 21:47:47 UTC
Спасибо, исправил. Типично: переводить ли имена фонетически или в соответствии с написанием!?

Reply

безумие nedosionist January 8 2011, 21:57:41 UTC
Да, похоже-таки, что это специализация режиссера - но это не просто "безумие" как сумасшедствие. В Пи аналогичный конфликт: попытка преодоления рационального в трансцедентное может вести к откровению, а может к безумию. В Пи это выражено условно-религиозно (помимо коммерческо-триллерского фона), в Черном лебеде - эстетически и психологически, у меня в посте - как социальная метафора. Параллель не только через безумие, но и через просвещение - научный рационализм - белый - правильный, совершенный итп.

Reply


lavinya January 22 2011, 07:09:40 UTC
Какой интересный анализ! Спасибо.

Reply

nedosionist January 22 2011, 21:34:45 UTC
Добро пожаловать и спасибо на добром слове.

Reply


Black Swan pingback_bot January 22 2011, 20:10:49 UTC
User lavinya referenced to your post from Black Swan saying: [...] й фильм в котором каждый как мне кажется находит что-то своё. Вот в этой прелюбопытной рецензии [...]

Reply


skapintsev_00 February 14 2011, 10:11:34 UTC
Здравствуйте. Да это просто у Вас профессиональная рецензия. Это Ваш анализ, или где-то вычитали? Интересно было бы узнать, что Вы думаете о смысле фильма Фонтан.

Reply

nedosionist February 14 2011, 20:27:09 UTC
Добро пожаловать.

Спасибо. Этот анализ фильма - мой; а точнее - сложился в ходе обсуждения. Ни в одной профессиональной рецензии я узнавания этой параллели не видел; аналогично не знаю, насколько ее заметил сам Аранофски. Видимо, он снимал иллюстрацию к Фрейду. А безотносительно самого фильма логика последнего параграфа довольно-таки распространена, скажем, у Берлина, критиков Ницше итп.

О Фонтане сказать, увы, ничего не могу: это один из тех фильмов, до кот. пока руки не дошли.

Reply


skapintsev_00 February 15 2011, 12:33:27 UTC
Ну если этот смысл из фильма удалить, то кино окажется в общем-то пустое, я вот и думаю, мог ли снять такое Аронофски, неужели он мог взяться за банальное взросление девочки? Это как-то умоляет его интеллектуальные способности.

И не видите ли Вы в конце фильма, когда героиня стоит на фоне солнца, аллюзии на картину художника романиста Уильяма Тёрнера «Ангел, стоящий в солнечном свете»? Да и распятие этот момент напоминает, тем более если всё это рассматривать в том смысле что Вы описали.

Reply

nedosionist February 16 2011, 07:14:57 UTC
Такой мотив определенно есть, но мне кажется, скорее в обобщенной форме: лебедь - ангел - черный ангел, сияние софитов - сияние небес, - чем в форме аллюзии к этой конкретной картине. Хотя не исключено. Намек на распятие - воскрешение - перерождение тоже есть, но он идет скорее от следования Чайковскому, а не привнесен Аронофски. Этот фильм допускает варианты религиозных трактовок, исходя из цикла белое - черное - белое; и, по-моему, все эти смыслы здесь являются упрощением.

>>в общем-то пустое ... банальное взросление девочки
Да, так и получается, что зрители, фокусирующиеся на поверхностном смысле, а не на символизме, оказываются этим фильмом разочарованы.

Reply


Leave a comment

Up