Эсминцы пр. 956. Часть 4. Не такие уж плохие ходоки

Apr 23, 2015 02:20


.
Заключительная часть обзора технического состояния эсминцев пр. 956 ( часть 1, часть 2, часть 3) растягивается ещё на три записи .-. столь выдающийся (и спорный) продукт отечественного кораблестроения требует более детального рассмотрения.

Плачевное состояние, в котором оказались корабли серии в постсоветские времена, и целый ряд авторитетных публикаций, в которых затрагивалась эта тема, послужили причиной возникновения стереотипа об ущербности котлотурбинной ГЭУ эсминцев. В частности, в справочнике Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР" (том II, часть I, СПб, 2003) говорится так: "Главным недостатком кораблей пр. 956 считается наличие высоких требований к качеству котельной воды, что часто приводит к выходу из строя котлов и осложняет эксплуатацию главных механизмов". В откорректированном издании "Ударные корабли" (М., 2010) добавлено Как оказалось, советский (а затем и российский) ВМФ оказался технически и организационно не готов к интенсивной эксплуатации агрегатов с высоконапорными котлами.



Эсминец "Отличный" у берегов Ливии, 24.03.1986 (фото U.S. Navy c navsource.narod.ru)


Однако, опыт боевой службы одного только эсминца "Отличный" (третьего корабля серии) с его поистине необыкновенной наплаванностью в значительной степени опровергает этот тезис. Следует подчеркнуть, что на первых шести корпусах были установлены высоконапорные котлы КВН-98/64 - менее совершенные и надёжные, нежели котлы КВГ-3 (с газотурбонаддувом и естественной циркуляцией воды), применённые на тех 956-х, которые сейчас находятся в строю или в резерве 2-й категории (А. Павлов "Эсминцы первого ранга", Якутск, 2000).

Перечислим лишь самые выдающиеся достижения из послужного списка "Отличного", взятые в основном из книги А. Павлова.

С 06.12.1984 - боевая служба в Атлантике, в частности, с 25.12.1984 - в Карибском бассейне, включая три визита в Гавану (крайний - 05.02.1985) и совместные учения с ВМС Кубы со слежением за АУГ "Дуайта Эйзенхауэра". Далее - переход через Атлантический океан и  БС в Средиземном море (с 16.03.1985). 16-31.05.1985 действовал в западной части СЗМ и в Атлантике, дата возвращения в Североморск не известна. В общей сложности, боевая служба продолжалась не менее полугода.

Уже 20.01.1986 (примерно через 7 месяцев) - выход на очередную БС в Средиземное море.. По пути .-. участие в поисковой противолодочной операции на рубеже Нордкап-Медвежий и учениях Балтийского флота "Дозор-86" (09-15.02), слежение за АУГ "Саратоги" (20-23.03) и "Америки" (10-15.04). 26-29.04.1986 - деловой заход в Бенгази (Ливия), 29-30.04 - слежение за АУГ "Энтерпрайза", 21.05 - "ДТП" на якорной стоянке у Сицилии по вине панамского сухогруза с повреждением правого борта, ПУ, ПКРК "Москит", РЛС. 8-30.06.1986 - ремонт в Севастополе на Севморзаводе. Дата возвращения в основной пункт базирования не известна (в январе 1987 г. был в 82-м СРЗ), общая продолжительность БС - более полугода.

С 26.05.1988 в составе отряда кораблей во главе с ТАВКР "Баку" (пр. 11434, сегодня - 11430 "Викрамадитья") третья по счёту боевая служба в Средиземном море. 07-12.07 слежение за АУГ "Эйзенхауэра", 13-18.07 заход в Тартус для восстановления технической готовности и отдыха личного состава, 18-24.07 продолжение слежения за американской АУГ. 22-29.08 и 27-31.10 заходы в Латакию (Сирия), во второй раз - совместные учения с сирийскими ВМС. 01-21.11 стоянка и ВТГ в Тартусе, затем - боевое охранение "Баку" на пути домой, прибытие в Североморск - 18.12.1988. Продолжительность БС - около семи месяцев.

30.06.1989 выход на боевую службу в Атлантику и Средиземное море - четвёртую за 4,5 года. 21-25.07 визит в Норфолк (ВМБ на Восточном побережье США) вместе с РКР "Маршал Устинов". 09.10-05.11 заход в Тартус для ремонта и отдыха личного состава, 12-17.11 заход в Алжир для обеспечения визита главкома ВМФ С. Горшкова.. Прибытие в Североморск .-. 14.12.1989. Время пребывания на БС - около полугода.



"Отличный" .принимает топливо (и воду?) .от танкера Новороссийского морского пароходства "Маршал Бирюзов" (типа "Сплит"), Средиземное море, 01.06.1988 (фото от sam7 с forums.airbase.ru). В отдалении - СКР СФ пр. 1135 "Громкий" (б/н 962)

Сегодня в это трудно поверить, но за восемь лет службы - с подъёма флага (19.11.1983) до перевода в резерв 1-й категории в ожидании так и не состоявшегося среднего ремонта (10.1991), эсминец "Отличный" прошёл 150 535 миль, что соответствует семи длинам экватора (о каких-либо серьёзных неприятностях, связанных с ГЭУ, история умалчивает). Показательно, что суммарный 17-летний "пробег" одного из самых ходовых кораблей современного российского флота - ТАРКР "Пётр Великий", составил "всего" 180 000 миль (ссылка). Стоит написать это большими буквами:

Эсминец ВМФ СССР пр. 956 "Отличный" с "ненадёжной", "капризной", активно критикуемой котлотурбинной силовой установкой прошёл за 8 лет 150 500 миль (18 800 миль в год), в то время как ТАРКР ВМФ РФ пр. 11442 "Пётр Великий" с надёжной, не вызывающей нареканий атомной ГЭУ ─ около 180 000 миль за 17 лет (10 600 миль в год ─ почти в два раза меньше).

Вряд ли есть смыл искать причину высокой наплаванности "Отличного" в особом отношении к нему командования флота (выражавшегося, скажем, в комплектации отборным личным составом и во внеочередном выделении ЗИПа для ВТГ), или в незаурядных профессиональных качествах командиров корабля и БЧ-5, или в простом иррациональном везении наконец, т. к. он был далеко не единственным в серии, кто подолгу (до полугода и более) нёс службу в дальних водах.

"Современный" - 30.12.1981-06.08.1982 поход (в рамках испытаний) по маршруту: Лиепая - Средиземное море - Севастополь - Средиземное море - Североморск (семь месяцев); 15.01-04.07.1985 боевая служба в Средиземном море в составе КУГ во главе с ТАВКР "Киев" - за неполных шесть месяцев пройдено 19 985 миль; 28.08-26.09.1988 совместно с БПК "Стройный" - контроль за учениями НАТО в Норвежском море с 53-часовым слежением за АУГ "Форрестола".

"Отчаянный" - 17.10-06.11.1983 БС в Атлантике; 15.01-05.06.1985 (около пяти месяцев) боевая служба в Средиземном море, 08-26.03 непосредственное слежение за АУГ "Эйзенхауэра", 02-06.05 визит с ТАВКР "Киев" в Алжир; 09-17.03.1987 БС в Атлантике с обеспечением межфлотского перехода РКР "Маршал Устинов" (от Фарерских островов); 03-23.09.1987 боевая служба в Северном море и северной Атлантике со слежением за АУГ "Форрестола";. с подъёма флага (31.10.1982) до вывода в резерв (22.05.1992) прошёл 121 920 миль - 5,5 "кругосветок" за 9,5 лет.

"Осмотрительный" - 21.08-22.11.1985 переход из Балтийска во Владивосток вокруг Африки в составе КУГ во главе с ТАРКР "Фрунзе", с заходами в Анголу, Мозамбик, Южный Йемен и Вьетнам (три месяца, 67 ходовых суток, пройдено ок. 21 300 миль); 15.02-09.09.1988 (около семи месяцев) - боевая служба в Персидском заливе с проводкой 31 судна в 16 конвоях.

"Безупречный" - 28.08.1986-12.1986 боевая служба в Средиземном море (около четырёх месяцев); 05.01-23.06.1987 (почти сразу) новая БС в СЗМ в составе КУГ во главе с ТАВКР "Киев" со слежением за АУГ "Нимица" и визитом в Триполи (Ливия) - около полугода, 20 197 миль; 04-17.03.1989 совместно с "Окрылённым" - контроль за учениями НАТО и слежение за АУГ "Америки"; 01-21.07.1990 поход в Великобританию с визитом в Портсмут; 04.01-25.07.1991 (более полугода) - третья БС в Средиземное море, совместно с ТАРКР "Калинин" ("Адмирал Нахимов") с визитами в Александрию и Порт-Саид; с подьёма флага (16.11.1985) до вывода в резерв в середине 1993 г. прошёл 62 000 миль - около 3-х "кругосветок" за 8 лет.



"Безупречный" в Северной Атлантике на пути в Средиземное море, 09.1986 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

"Боевой" - 22.06-22.12.1987 (шесть месяцев) межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением боевой службы в Персидском заливе (проведено 22 судна в 16 конвоях), с визитами и заходами в Аден, Бомбей и Камрань; 04.04-23.09.1989 -(около полугода) .боевая служба в Персидском заливе .с выполнением задач разведки и проводки конвоев, с заходом в Мадрас (Индия) - пройдено 16 880 миль; 12.07-22.08.1990 - поход в США совместно с БПК "Адмирал Виноградов" с визитом в Сан-Диего (31.07-04.08) - пройдено 12 100 миль, произведено 5 заправок топливом на ходу в море.

"Стойкий" - 10.1987-04.1988 (шесть месяцев) межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением боевой службы в Персидском заливе, проводка конвоев во время Ирано-иракской войны (1980-1988 г.г.), в ходе БС подвергался обстрелу (получил повреждения корпуса), ремонт котлов в ПМТО в архипелаге Дахлак (Эфиопия); 15.01-07.1990 (шесть месяцев) дальний поход (БС) по маршруту Владивосток - Южно-Китайское море - Индийский океан - Суэцкий канал - Средиземное море - Босфор - Севастополь и обратно.

"Окрылённый" - 05-24.08.1988 переход из Лиепаи в Североморск; 21-30.12 обеспечения межфлотского перехода ТАРКР "Калинин" (пройдено 2430 миль); 04-17.03.1989 в составе КУГ слежение за британским АВ "Арк Ройал" в ходе учений НАТО в Норвежском море; 01.12.1989-13.06.1990 (шесть месяцев) боевая служба в Средиземном море с заходами в Тартус и слежением за АУГ "Эйзенхауэра"; 04-23.01.1991 выход в Атлантику для сопровождения ТАРКР "Калинин" на БС в СЗМ (до Гибралтара); .с подъёма флага (10.01.1988) до вывода в резерв (09.03.1994) .прошёл 69 480 миль - более трёх "кругосветок" за 6 (всего шесть) лет в составе ВМФ.

"Бурный" - 14.10-14.12.1989 (два месяца) межфлотский переход из Балтийска на ТОФ с заходами на Крит, в Порт-Саид, Аден и Камрань - пройдено 12 000 миль за 44 ходовых суток;. 03.01-20.07.1991 (более полугода) боевая служба в Южно-Китайском море с базированием в Камрани - пройдено 6 555 миль.

"Гремящий" (бывш. "Ведущий") - 24.01-21.07.1990 (шесть месяцев) боевая служба в Атлантике и Средиземном море (в СЗМ - с "Окрылённым"), 05.03 совместные манёвры с итальянским фрегатом, 25.06-01.07 визит в Гавану, совместные учения с ВМС Кубы - пройдено 24 000 миль за 176 ходовых суток.



"Окрылённый" в Средиземном море, 22.12.1989 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

Биографии прочих 956-х по причине их позднего рождения не столь богаты пройденными милями, но дальние походы (и даже одна боевая служба) есть и в их послужных списках (перечислены события до 2000 г., более поздние - в предыдущих частях).

"Быстрый" - 15.09-03.11.1990 межфлотский переход с Балтики на ТОФ с РКР "Червона Украина" ("Варяг") с заходом в Камрань; 18.08-06.09.1993 поход с БПК "Адмирал Пантелеев" с визитами в Циндао (Китай) и Пусан (Южная Корея); с момента постройки (подъём флага - 28.10.1989) до вывода в резерв 1-й категории (29.12.1998) прошёл 43 790 миль - две "кругосветки" за 9 лет службы, которая в дальнейшем успешно продолжилась.

"Расторопный" - 05-09.07.1990 межфлотский переход из Балтийска в Североморск; .с 25.09.1993 поход в Средиземное море с визитом в Тулон (11-15.10), дата возвращения в ОПБ неизвестна - пройдено 6460 миль.

"Безбоязненный" - 25.11.1991-07.01.1992  межфлотский переход из Балтийска во Владивосток, без заходов в иностранные порты - примерно за 1,5 месяца и пройдено около 12 000 миль.

"Безудержный" ("Гремящий") - 26-30.10.1991 межфлотский переход из Балтийска в Североморск; 06.05-16.06.1993 поход в США с визитом в Нью-Йорк (26-31.05) для празднования 50-летия битвы за Атлантику, после парада - совместные учения с кораблями американских ВМС.

"Беспокойный" - дальних походов не было; 04-24.07.1998 дружественные визиты в Плимут (Великобритания), Зеебрюгге (Бельгия), Денхельдер (Голландия) - пройдено около 3000 миль.

"Настойчивый" - 17.02-30.04.1997 дальний поход вокруг Африки, с участием 15-18.03 в выставке вооружений в Абу-Даби (Арабские Эмираты) и заходами в Саймонстаун (02-06.04) и Кейптаун (ЮАР) в дни празднования 75-летия ВМС ЮАР - за 2,5 месяца пройдено 19 800 миль.

"Бесстрашный" ("Адмирал Ушаков") - 09-16.08.1994 переход из Балтийска в Североморск; 21.12.1995-22.03.1996 боевая служба в Средиземном море в составе КАГ во главе с ТАВКР "Адмирал Кузнецов": .04.01.1996 - Гибралтар, 29.01-03.02 заход в Тартус, 17-18.02 визит в Ла-Валетту (Мальта) - за три месяца пройдено 14 160 миль.

Другие фото:



"Отличный" у побережья Ливии, 24.03.1986 (фото U.S. Navy от sam7 с forums.airbase.ru)



"Отличный" и "Си Кинг", возможно 01.01.1987 (фото от DDR с с forums.airbase.ru)



"Отличный" покидает Норфолк, 25.07.1989 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)



"Отчаянный" на боевой службе в Атлантике, 26.10.1983 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)



"Бесстрашный" на Мальте, 02.1996 (фото от Shtorm_DV с album.foto.ru с подачи navsource.narod.ru)

Эсминцы пр. 956, Эсминцы пр. 956. Обзор

Previous post Next post
Up