Продолжение (начало - по
ссылке 1)
Судьба второй тройки 956-х сложилась иначе, чем у первой. Они уже очень давно не выходят в море, обслуживаются сокращёнными экипажами и имеют весьма туманные виды на будущее. Тем не менее, .на них по утрам поднимают флаг и гюйс,. делают приборку,. подновляют краску .и даже (по крайней мере, на одном из них) обучают и стажируют личный состав.. Это - корабли технического резерва, из которого, если повезёт, можно вернуться в строй.
"620-й" и прочный швартовный канат как символ его сегодняшнего статуса (фото
chistoprudov от 16.02.2012)
4. "Беспокойный"
Находится в техническом резерве 2-й категории в Балтийске - главной базе (основном пункте базирования) БФ. Третий по "молодости" эсминец пр. 956 после "Адмирала Ушакова" и "Настойчивого" (23 года) - передан ВМФ 28.12.1991, флаг поднят 29.02.1992. Долгое время наряду с "Настойчивым" был представительским кораблём Балтийского флота, в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран.
Весной 2004 г. во время очередного выхода в море эсминец потерял ход .и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего "Беспокойный" выходил в море в 2006 г. и, скорее всего - крайний раз, в 2007 г. (в последнем случае - с артиллерийскими стрельбами) (
ссылка 2). По другим данным, крайний выход состоялся в 2009 г. (
ссылка 3), однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными.
Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен - по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый" .(ссылка 2). .Есть предположение, что это было сделано в первой половине 2008 г. для того, чтобы флагманский корабль БФ, у которого вышла из строя ГЭУ, смог совершить запланированный июльский поход по странам Европы. Это событие определило судьбу "Беспокойного" на долгие годы вперёд.
"Беспокойный" в Балтийске, 26.01.2008 - возможно, ещё на ходу (фото И. Михайлова с navsource.narod.ru, 3050 пикс.)
В течение 2012-2013 г.г. в СМИ неоднократно затрагивалась тема о скором ВТГ и даже модернизации корабля, причём в некоторых публикациях о начале работ говорилось, как о свершившемся факте: "Ремонт проводится по всем направлениям, начиная от штурманского и электромеханического оборудования и заканчивая ракетно-артиллерийским вооружением и средствами связи... Надеемся, что уже к 2015 году эсминец "Беспокойный" будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к боевым кораблям Военно-Морского Флота" (
ссылка 4).
В настоящее время "Беспокойный" исполняет обязанности стационарного учебного корабля, подготавливая кадры для других, более современных и удачливых, кораблей БФ. Проиллюстрировать это можно на примере командира группы радиоэлектронной борьбы эсминца, .которого время от времени .прикомандировывают для повышения квалификации на какой-либо ходовой корабль (в частности, на корвет "Бойкий"). На "Беспокойном" же его основные обязанности заключаются в руководстве процессом подготовки личного состава для корабельных служб РЭБ Балтийского флота (
ссылка 5).
5. "Безбоязненный"
Находится в техническом резерве 2-й категории в Фокино - одном из пунктов базирования ТОФ (бухта Абрек залива Стрелок). Эсминцу 24 года. - .передан ВМФ 28.11.1990, флаг поднят 23.12.1990. Прослужив всего 8,5 лет, в середине 1999 г. (скорее всего, в июне) был выведен в резерв из-за плохого технического состояния котлов и поставлен на прикол во Владивостоке в ожидании среднего ремонта (Ю. Апальков). В 2002-2003 г.г. "Безбоязненный" стоял в Абреке (
ссылка 6,
ссылка 7).
"Безбоязненный" (б/н 754) у 1-го пирса в Фокино (фото без даты от пытливый808 с forums.airbase.ru). Рядом с ним - однотипные "Боевой" и "Быстрый", позади - БДК пр. 1174 "Александр Николаев", исключённый из соства ВМФ 18.12.2006
Судя по имеющимся фотографиям (
ссылка 8), по крайней мере с 02.10.2004 по 21.09.2005 корабль пытались ремонтировать в Дальзаводе, затем отбуксировали обратно в Фокино, где он был замечен 18.07.2007 (
ссылка 9). Есть сведения, что в конце октября 2010 г. было решено продолжить ремонт эсминца в расположенном поблизости 30-м СРЗ (пгт Дунай, зал. Стрелок) (
ссылка 10). По некоторым данным, в безрезультатных попытках вернуть корабль в строй поучаствовал даже "лодочный" ДВЗ "Звезда" (
ссылка 11). Как бы то ни было, "Безбоязненный" до сих пор стоит без хода у 1-го пирса в бухте Абрек.
6. "Бурный"
Находится в ремонте в ЦС "Дальзавод" (Владивосток). Самый старый из 956-х, числящихся в составе ВМФ (26 лет) - передан флоту 30.09.1988, флаг поднят 16.10.1988. В 2003 г. прошёл ВТГ в "Дальзаводе" (04.08.2003 был там вместе с "Быстрым" -
ссылка 12),. в апреле 2004 г. .в ходе учения ТОФ произвёл пуск ПКР (
ссылка 13),. а 18-25.08.2005 принял участие в российско-китайском учении "Мирная миссия" (Peace Mission 2005) вместе с "Шапошниковым" и "Пересветом" (
ссылка 14).
Эсминец "Бурный" в "Дальзаводе", 24.10.2014 (фото Alex omen с ru.wikipedia.org, по клику - 2000 пикс.)
Принято считать, что "Бурный" стал в затянувшийся ремонт в "Дальзаводе" в 2005 г., т. е. вскоре после "Мирной миссии", однако каких-либо официальных (или фото-) подтверждений этому найти не удалось.. Известно только (со слов исполнительного директора предприятия), что работы на корабле начались в сентябре 2007 г. (
ссылка 15). С тех пор эсминец стал своеобразной архитектурной достопримечательностью завода.
Про забытый Богом корабль вспомнили только в феврале 2013 г., когда петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с "Бурного" деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить на "Дальзавод" до конца года (
ссылка 16). 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки корабля и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца (
ссылка 17).
В 2014 г. было не до "Бурного". О ходе работ на нём можно судить по внешнему виду корабля, который за год (с 20.09.2013 по 17.10.2014). совершенно не изменился .(см. фото в конце записи).. Что касается ремонта ГЭУ,. то лучше послушать очевидца (с авторскими правками): ."До декабря 2013 года работал на Киров-Энергомаше, который в советское время сделал 674 машины для "Сарычей" (пр. 956). Руководство Кировского завода ликвидировало лопаточное производство (без него, считай, нет турбины) и сборочно-сварочный цех. Энергомаш совсем плох: в цехах всего три станка с ЧПУ, а остальные - жуткий хлам. Я видел турбину с "Бурного". Разобрать-то разобрали, но не соберут никогда, это факт. Людей на заводе, которые помнят, как это делается, не осталось. За последние 20 лет Кировский завод не изготовил ни одной турбины" (
ссылка 18).
Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние,. а лишь для понимания первопричин 10-летнего долгостроя и возможности его завершения в ближайшем обозримом будущем. Вопрос касается не только "Бурного", но также "Беспокойного" и "Безбоязненного" - рассмотреть его планируется в 4-й части настоящего обзора.
Помимо прочего, использована информация с RussianShips.info (
ссылка 19).
Другие фото:
"Беспокойный" и "Настойчивый" в Балтийске, 08.10.2014 (фрагмент фото Drakon 64 с forums.airbase.ru, по клику - 2690 пикс.) При увеличении ."Беспокойный". выглядит вполне прилично. - .выкрашен, с новеньким гюйсом, все антенные посты на месте
Эсминец "Беспокойный" с младшим братом - корветом "Сообразительный", 16.02.2012 (фото mannaz с newkaliningrad.ru)
"Безбоязненный" и "Боевой", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums.airbase.ru) - самый свежий снимок, который удалось найти. Даже из-за дерева хорошо видно главное - гюйс (корабль - в составе ВМФ) и свежевыкрашенный борт 754-го
"Безбоязненный" до "ремонта", Фокино (7-й пирс), май 2003 г. (фото Bull с fleetphoto.ru)
"Безбоязненный" во время "ремонта" в "Дальзаводе", 02.10.2004 (фото Amur73 с forums.airbase.ru via navsource.narod.ru)
"Безбоязненный" после "ремонта", Фокино (7-й пирс), 18.07.2007 (фото Mehanoid с forums.airbase.ru). Позади - БАРЗК "Урал"
"Безбоязненный" буксируют в 30-й СРЗ (Дунай), ориентировочно - октябрь 2010 г. (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)
"Бурный" в "Дальзаводе", 17.10.2014 (фото VitTE с forums.airbase.ru, по клику - 2240 пикс.)
"Бурный" в "Дальзаводе" примерно годом раньше - 20.09.2013 (фото Vitaliсus с fotki.yandex.ru). Найдите 12 различий :)
"Бурный" с эсминцем ВМФ НОАК "Гуанчжоу" (тип 052B, 6500 т полн.) на учении Peace Mission 2005 в Жёлтом море, 23.08.2005 (фото с navsource.narod.ru, источник: fyjs.cn) .- один из крайних выходов "Бурного" в море (будем надеяться, что не последних)