О первом ремонте корабля 4-го поколения и о ремонте кораблей вообще

Mar 27, 2015 19:50


.
Кажется что всё это было только вчера: торжественная закладка 21.12.2001 первого боевого надводного корабля морской зоны, спроектированного уже не в СССР, а в России; не менее торжественный спуск на воду 16.05.2006; подписание приёмного акта 14.11.2007 и подъём флага (День рождения корабля) 27.02.2008. Однако, совсем новому "Стерегущему", первому представителю 4-го поколения БНК - уже 7 (семь) лет, и пора становиться в ремонт.

По-хорошему, в соответствии с действовавшей в Советском Союзе системой плановых заводских ремонтов, становиться в завод  надо было ещё два года назад. Превышения межремонтных сроков случались и раньше (в подобных случаях они продлеваюся, как правило - на 1 год, специальными комиссиями флота [1]), однако в условиях плохо контролируемой рыночной экономики установились новые правила игры - все виды заводских ремонтов де-факто были сведены к неопределённому "восстановлению технической готовности" (ВТГ) [2] или "ремонту по техническому состоянию".



Корвет "Стерегущий" после ремонта на переходе из Калининграда в Балтийск, 21.03.2015. (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru, по клику - 3650 пикс.). То, что отремонтированный корабль идёт на буксире, может объясняться множеством причин, не зависящих от его технического состояния - гадать об этом вряд ли имеет смысл.


Корабельный устав ВМФ РФ предусматривает три вида ремонта кораблей и судов в заводских условиях: доковый, текущий и средний (никакого "капитального" там нет и в помине). Доковый ремонт - это работы по очистке и окраске подводной части корпуса, осмотру и ремонту донной арматуры, цистерн, рулей, валов и гребных винтов. Текущий ремонт - это комплекс работ по ВТГ, устранению неисправностей корпуса и систем, замене или ремонту неисправных деталей механизмов, оружия и технических средств. Средний ремонт (часто совмещаемый с модернизацией) - это глобальное ВТГ с заменой или ремонтом главных двигателей, редукторов, валопроводов, вспомогательных механизмов, оружия и техсредств с целью восстановления их ресурса.

Заводские ремонты проводятся с периодичностью и продолжительностью, установленными руководящими документами ВМФ [3]. Практикуемые междоковые периоды составляют порядка 2,5 лет, текущие ремонты (с докованием) должны чередоваться с доковыми, средний ремонт по определению выполняется в середине жизненного цикла корабля, который в идеале может выглядеть следующим образом: ввод в строй - РД - РТ - РД - РТ - РД - РС - РД - РТ - РД - РТ - РД - списание (схема из источника [1] в редакции автора блога).

Примечание. При цене одного тире в 2,5 года и продолжительности среднего, текущего и докового ремонтов в один год, полгода и один месяц соответственно (к чему следует стремиться) жизненный цикл корабля составит 33,5 года или 35 лет с запасом на модернизацию, а при сокращении междокового периода до 2-х лет − от 27,5 до 29-30 лет. С учётом "возрастных" тенденций, наблюдающихся в ВМС США и реалий ВМФ России, которые могут быть спроецированы на будущие периоды, первый вариант представляется более близким к реальности.

Таким образом, если оперировать интервалом в 2,5 года, "Стерегущий" пропустил первое докование (по крайней мере, о нём ничего не известно) и превысил межремонтный срок до ТР на два года, вплотную приблизившись ко второму "плановому" доковому ремонту. Тем не менее, есть все основания полагать, что в I квартале сего года он прошёл на ПСЗ "Янтарь" именно текущий ремонт (даже если он именовался ВТГ). В пользу этого предположения говорят факты из газеты БФ "Страж Балтики" с подачи калининградского новостного портала "Янтарный остров":



"Стерегущий" в плавучем доке ПД-8 ПСЗ "Янтарь", 01.02.2015 (фото eto ya с forums.airbase.ru, по клику - 4000 пикс.). При увеличении бросается в глаза очень большая (двухкратная) разница между осадкой по килю и габаритной осадкой по бульбу ГАК.

"Среди наиболее объёмных и трудоёмких работ - подготовка и покраска подводной части корпуса корабля. На различных этапах ремонта на "Стерегущем" трудилось до ста рабочих и инженеров ПСЗ "Янтарь". Кроме того, свою работу выполняли и представители предприятий-контрагентов... Что касается состояния корабля при постановке в док... чувствуется, что "Стерегущий" часто ходил в море, но для своих лет его корпус выглядит хорошо...

Активную помощь... оказывал экипаж корвета. По словам командира корабля, в проведении и обеспечении ремонта был задействован практически весь личный состав... Основной груз решаемых во время заводского ремонта задач традиционно лёг на плечи личного состава БЧ-5... Приходилось организовывать посменную работу. За два месяца в заводе на корвете проводился ремонт донно-забортной арматуры, подводной части корпуса корабля, его очистка от старой краски и нанесение новой. Также был осуществлён ремонт валопроводов, винтов, плановое техническое обслуживание главного двигателя и дизель-генераторов.

Более того, на корабле были проведены определённые работы по модернизации. В ходе практической эксплуатации корвета в морских условиях... выявили ряд недостатков. В частности, некоторые участки кабель-трассы находятся в агрессивной среде, что... влияет на работу системы электропитания... Обратились в ЦМКБ "Алмаз". Проектанты подготовили свои предложения по новым маршрутам кабель-трассы, которые были реализованы в процессе ремонта" (конец цитаты) [4].

Кроме того, есть сведения, что согласно объявленному конкурсу на проведение ремонтных работ на "Стерегущем" (со сроком выполнения в феврале 2015 г.) в ремонте или техобслуживании нуждались ряд приборов, относящихся к ПКРК "Уран", система пенотушения и ряд других систем корабля, главные двигатели, БИУС "Сигма" и радиолокационное оборудование (ссылка). Надо полагать, что все заявленные работы (далеко выходящие за рамки простого докования) были выполнены.

Текущий ремонт "Стерегущего" начался в январе 2015 г. [4], 01.02 он уже стоял в плавучем доке ПД-8 ПСЗ "Янтарь", а 21.03 его отбуксировали в основной пункт базирования. В конце апреля [4] корабль должен войти в состав сил постоянной готовности БФ.



Корвет "Стерегущий" во время докования в ПСЗ "Янтарь" (фото с yaostrov.ru)

Источники:

1. "Гражданские и военные корабли, сравнение: Межремонтные сроки, сроки службы, условия работы", Морской форум Авиабазы, сообщение участника 607ОДНГС, http://forums.airbase.ru/2009/03/t66402--grazhdanskie-i-voennye-korabli-sravnenie.html#p1859614.
2. Г. Муру "О терминологии в сфере технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники ВМФ", журнал "Морской вестник" №3/2013, http://51cktis.ru/company/articles/muru-g-n-o-terminologii-v-sfere-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-vooruzheniya-i-voennoy-tekhn/.
3. Корабельный устав Военно-Морского Флота, глава 8 "Обеспечение технической готовности корабля", Воениздат, М., 2001, http://militera.lib.ru/regulations/russr/2001_ku/02.html.
4. "Скоро после планового ремонта "Стерегущий" продолжит нести морскую вахту", 23.03.2015, http://yaostrov.ru/corps/flot/item/27339-skoro-posle-planovogo-remonta-steregushchij-prodolzhit-nesti-morskuyu-vakhtu.

Корветы пр. 20380

Previous post Next post
Up