.
Одной из основных задач ВМФ России в мирное время является обеспечение военно-морского присутствия и демонстрация флага и военной силы в Мировом океане. При этом, согласно действующему законодательству, более высоким приоритетом считается задача создания и поддержания условий для обеспечения безопасности морской деятельности государства (
ссылка 1, п. 13). Хорошо известно (в том числе из материалов блога), что с первой задачей (присутствие и флаг) российский флот в последние годы справляется весьма успешно, а не так давно ему представилась возможность проявить себя и в деле охраны и защиты морской деятельности Российской Федерации в той её части, которая касается строительства подводного участка "Северного потока - 2".
"Адмирал Пантелеев" (Цусимский пролив, 17.05.2020, mod.go.jp) и "Адмирал Григорович" (Босфор, 28.02.2020, twitter.com/egetulca)
Участие Военно-Морского Флота в сугубо мирном газовом проекте понадобилось тогда, когда стало ясно, что в навязчивом стремлении сорвать строительство нового "потока" американцы готовы зайти очень далеко. Государство, склонное во внешней политике к бандитизму, не остановится и перед морским пиратством. Надо полагать, что после того как швейцарская Allseas послушно вышла из игры, и для завершения 6,5% оставшихся работ потребовалось перегнать с Дальнего Востока на Балтику трубоукладчик "Академик Черский", необходимость военного обеспечения трансокеанского перехода КМТУС для российского руководства не вызывала ни малейших сомнений.
Первый морской конвой в интересах Газпрома и Российской Федерации в целом начался 9 февраля с.г. по Москве (10-го по местному времени), когда "Черский" вышел из Находки, и закончился 2 мая прибытием в Калининград. Из-за невозможности прохождения Суэцким каналом (ограничение по высоте), протяжённость маршрута вокруг Африки составила около 16200 миль (3/4 экватора), а продолжительность − 83 суток или 2,7 месяца (средняя скорость − 8 узлов). По причине тех же габаритных ограничений в Балтийское море вошли не через Большой Бельт а по каналу Дрогден в проливе Зунд, над которым нет моста (вместо него − тоннель).
На первом этапе перехода (до Шри-Ланки, около 4600 миль или 28% длины маршрута) охранение КМТУС обеспечивал БПК ТОФ "Адмирал Виноградов" (прибыл в Коломбо 07.03, 10.03 вышел оттуда в обратном направлении, 26.03 был замечен японцами в Цусимском проливе следующим к Японскому морю, после чего пропал из поля зрения СМИ − возможно, проходит межпоходовый ремонт). От Шри-Ланки до пункта назначения "Черского" сопровождал СКР БФ "Ярослав Мудрый" (БС с 01.10.2019, Коломбо 04-06.03,
ссылка 2). Для подстраховки примерно 26.04 в Ла-Манше (залив Сены) эскорт усилили корветом "Бойкий", что видно из материалов по
ссылке 3,
ссылке 4 и
ссылке 5 (фото 6).
Второй конвой в составе судов снабжения пр. 22420 "Иван Сидоренко" и "Остап Шеремета" (порт приписки − Калининград) в сопровождении БПК ТОФ "Адмирал Пантелеев" вышел из Находки ("И.С.") и Владивостока 15 мая, а 17-го японские наблюдатели зафиксировали прохождение "Пантелеева" Цусимским проливом курсом на юго-запад (
ссылка 6,
ссылка 7). Пересменка имела место у того же Коломбо. 3 июня на рейд прибыли СКР ЧФ "Адмирал Григорович" (на боевой службе с 28.02) и СБС "Профессор Николай Муру" (
ссылка 8), а на следующий день маяки AIS показали присутствие там прибывших ранее (ночью 01-02.06) обоих 22420 и убытие "Муру".
5 июня около 19:00 UTC маяк "Шереметы" засвидетельствовал, что конвой уже прошёл мимо южной оконечности Индостана и движется строго на запад со скоростью 8,6 узла (
ссылка 11, данные меняются). На данный момент система AIS отключена, но это не мешает сделать кое-какие предположения. Средняя скорость отряда на участке Владивосток-Коломбо составляла более 10 узлов. Скромные габариты судов снабжения не препятствуют на сей раз проходу по Суэцкому каналу, что сокращает общую протяжённость перехода на четверть (до 12300 миль). В зависимости от того, удастся ли сохранить в дальнейшем 10-узловую скорость хода или она снизится до 8 узлов, прохождения ключевых точек маршрута следует ожидать: Суэц 18-22.06, Гибралтар 26.06-02.07, Ла-Манш (Дувр) 01-09.07, Калининград 06-14.07.
Весьма вероятно, что, как и в случае с "Бойким", в районе залива Сены, а может быть и у Гибралтара, конвой встретит корвет БФ "Сообразительный", который 21 мая попал в объектив шипспоттера в проливе Фемарн-Бельт. Судя по тому, что корабль был снят немцем (с немецкого берега), он шёл с востока на запад, направляясь к Большому Бельту, Каттегату, Скагерраку и далее на оперативный простор (
ссылка 12).
Возможно, это прозвучит немного парадоксально, но обеспечивая безопасность на переходе морем судов Газпрома, Военно-Морской Флот, выполняющий при этом свойственную ему функцию инструмента внешней политики государства в области внешнеэкономической деятельности, в известной степени работает и сам на себя. "Северный поток - 2" создаётся прежде всего ради валютной выручки от поставок природного газа на экспорт (рабочие места, эффект "мягкой силы" тоже важны, но не настолько). Разумеется, это не самый лучший способ пополнения доходной части бюджета, но расцвета несырьевой экономики, (российского экономического чуда) ещё ждать и ждать (и, скорее всего, уже от политиков будущих поколений), а средства на строительство океанского флота необходимы нам прямо сейчас. ■