.
Медленно, но верно в России начинает раскручиваться маховик строительства океанской компоненты Военно-морского флота, о чём уже говорилось в блоге (
ссылка 1). Вопрос о необходимости увеличения количества кораблей, способных выполнять задачи в дальней морской зоне и в открытом океане поднимается и обсуждается на всех уровнях − на конференциях в ВАГШ ВС (
ссылка 2), на селекторных совещаниях в Минобороны (
ссылка 3), на совещаниях по развитию ВМФ с участием Верховного главнокомандующего (
ссылка 4). Параллельно с наращиванием корабельного состава будет происходить долгожданная смена поколений БНК (с третьего на четвёртое).
Наиболее актуальным и интересным в обозначенном контексте является модернизация и строительство "рабочих лошадок" флота в ДМЗ/ОЗ − кораблей пр. 1155(М) и 22350(М). Результаты соответствующего исследования представлены на графике, построенном на основе следующих фактов и предположений.
1155М
Если первый 1155М ("Маршал Шапошников") будет передан ТОФ в конце 2020 г., продолжительность его среднего ремонта с модернизацией составит около 5 лет. С учётом того, что ВТГ "Адмирала Трибуца" (главным новшеством которого стала замена СУАО "Лев" на "Багиру") заняло 2,5 года, можно надеяться на сокращение сроков пребывания в Дальзаводе следующих 1155 в лучшем случае до 4-х лет, два из которых они проведут в доке. ЦСД, наверное, смог бы принять в ремонт сразу два БПК, но это самым негативным образом отразилось бы на боеспособности надводной группировки Тихоокеанского флота, поэтому принята последовательная схема модернизации, при которой в составе сил постоянной готовности ТОФ до 2032 г. вкл. всегда будет минимум три корабля пр. 1155 и 1155М [1].
Примечание [1]. Срок службы улучшенных (обновлённых) 1155 "назначен" в пределах 8-14 лет (при заявленных Чирковым 10-15 годах −
ссылка 5) с условием, что календарный возраст кораблей не будет превышать 52 лет (для сравнения: СКР "Сметливый" без какой-либо серьёзной модернизации прослужил ровно полвека). 59-летний возраст "Кулакова", при этом, не показателен, поскольку 20 лет корабль провёл в затянувшемся ремонте.
График модернизации БПК Северного флота (проекты 1155М и 11551М, надо полагать, будут мало отличаться друг от друга) напрямую зависит от срока окончания работ на "Кузнецове". Обязательства ЦС "Звёздочка" по контракту на ремонт ТАВКР заканчиваются в IV кв. 2022 г. (
ссылка 6). До завершающего докования авианосца (для ревизии и окраски после ЗХИ) сухой док 35 СРЗ можно считать недоступным.
Первым будет модернизирован "Чабаненко". С учётом возможной задержки документации (РКД должна быть готова к концу этого года −
ссылка 7), работы начнутся в 2021 г. на плаву, в 2023 г. − в доке, а их общая продолжительность, скорее всего, составит не менее 5 лет. Одновременно с единственным 11551 можно будет провести докование одного из 1155 [2] − скажем, "Левченко" (ожидающего ремонта с 2017 г.) с тем же сроком модернизационных работ. Далее могут быть обновлены три оставшихся БПК ("Харламов" [3], "Североморск", "Кулаков") по той же, что и на Дальнем Востоке, последовательной схеме (дабы не затруднять ВТГ других БНК СФ) со сроком в 4 года (2 в доке).
Примечание [2]. Согласно проекту реконструкции докового комплекса 35 СРЗ (которому, возможно, будет посвящена отдельная запись), два корабля наибольшей длиной 163,5 м могут быть размещены параллельно на двух боковых стапельных линиях в 180-метровой торцевой камере реконструированного сухого дока, отделённой от другой камеры сменным промежуточным затвором (
ссылка 8 [содержание], стр. 4).
Примечание [3]. Ремонт "Харламова" представляется чудом, на которое ещё можно надеяться, невзирая на факты. Как видно из графика, начать восстановление корабля возможно только в 2025 г. (спустя 24 года после вывода в резерв), если поменять его с "Левченко" (что неразумно) − на три года раньше. Из столь длительного отстоя советские БНК 3-го поколения ещё не возвращались (для сравнения: ремонт "Нахимова" начался после 15 лет небытия, "Иркутска" − через 16 лет). Есть все основания полагать, что зав. № 117 уже давно используют в качестве "донора".
22350
Информация по фрегатам пр. 22350 взята из графиков строительства кораблей основных классов для ВМФ России, регулярно публикуемых в блоге (
ссылка 11) и записей по соответствующей метке (
ссылка 12). Причины, по которым серийные корабли 1-й (базовой) серии строятся по 10 лет, должны быть понятны: "Касатонов" ждал окончания доводки ЗРК на "Горшкове" и, вероятно, устранения прочих недостатков, выявленных на испытаниях головного заказа; "Головко" и "Исаков" ждут ДГТА, создаваемых по программе импортозамещения.
Есть уверенность, что фрегаты 2-й серии будут строиться быстрее. С учётом незначительных конструктивных отличий (главным образом, 3х8 место 2х8 УКСК −
ссылка 13,
ссылка 14) и накопленного производственного опыта, с ошибкой, скорее, в безопасную сторону, срок их постройки можно оценить примерно в 7 лет. Что касается места службы 22350, можно предположить, что не только "Горшков" и "Касатонов", но все 4 корабля 1-й серии войдут в состав Северного флота. Думать так, в числе прочего, позволяет тот факт, что имена адмиралов Головко и Исакова неразрывно связаны с историей СФ − первый командовал флотом в течение всей Великой Отечественной войны, второй стоял у истоков его формирования (ЭОН-1, ЭОН-2 [4]). Фрегаты 2-й серии по справедливости должны пополнить Тихоокеанский флот.
Примечание [4]. Новейшая история Северного флота начинается с формирования в 1933 г. Северной военной флотилии путём переброски по Беломоро-Балтийскому каналу девяти кораблей Балтийского флота (трёх эсминцев типа "Новик", трёх СКР типа "Ураган" и трёх ПЛ типа "Д") в составе экспедиций особого назначения №1 и №2. И. Исаков был начальником штаба ЭОН-1 и командиром ЭОН-2.
1155 и 22350: обратная пропорция
Имея в полтора раза меньшее водоизмещение (5400 против, по разным данным, 8250/7550 [5] тонн полн.) фрегаты пр. 22350 будут превосходить 1155М по совокупности боевых возможностей. Главное их преимущество заключается в наличии комплекса зональной ПВО, которого с вероятностью, близкой к 100%, не будет на модернизированных 1155 (в самом лучшем случае там ограничатся установкой ЗРК малой дальности "Тор-МФ" [Тор-М2КМ] вместо "Кинжала"). Даже если 1155М получат ПКРК "Уран" (дополнительно к 2х8 УВП УКСК), они будут уступать улучшенным 22350 (3х8 УКСК) по ударной мощи, их АУ АК-100 несколько уступает А-192 по дальности стрельбы (21,5/23 км) и вдвое − по массе снаряда (15,6/33,4 кг), а радиотехническое вооружение и уровень заметности по физическим полям не идут ни в какое сравнение с кораблями 4-го поколения. ПЛО и ПТЗ сравнивать рано, но и тут сюрпризов быть не должно.
Примечание [5]. Ю. Апальков и В. Кузин с В. Никольским дают для базового 1155 6930/7570 т станд./полн., А. Павлов − 6945/7570, В. Муратов − 6880/7560/8250 станд./норм./полн.
В свою очередь, 1155(М) в силу большего водоизмещения имеют более многочисленную авиагруппу (два вертолёта вместо одного) и лучшую мореходность. Тем не менее, кругосветное плавание "Горшкова" отчётливо продемонстрировало способность 22350 длительное время оперировать в открытом океане. В конечном итоге, коль скоро фрегаты дальней морской зоны 4-го поколения в целом превосходят модернизированные БПК океанской зоны 3-го поколения, они и тем более с полным правом могут считаться достойной заменой 1155 базового проекта.
22350М
Есть сведения, что эскизный проект океанского 22350М [6] был разработан Северным ПКБ к концу осени, а его утверждение должно состояться до конца с.г. (
ссылка 15). На недавней пресс-конференции в Интерфаксе глава ОСК как всегда невнятно заявил о том, что модернизированная версия 22350 будет создана к 2022 году (
ссылка 16). Если понимать под "созданием" утверждение технического проекта, а "к 2022" − "в 2022" (т.е. до конца названного года), закладки головного корабля следует ожидать в 2023 г. Продолжительность постройки первой четвёрки, будем надеяться, составит не более 8 лет с последующим снижением до 7 лет.
Для второй серии 22350 и для 22350М график построен исходя из того, что в действующем эллинге Северной верфи на 4-х стапельных линиях одновременно можно строить четыре заказа максимальной длиной 170 м и шириной 21 м (у 22350М будет около 160х19 м). Как и в случае с пятым-шестым корпусами 22350 (и третьим-четвёртым 11711), закладывать могут сразу по два корабля, однако начало работ на стапеле на графике разнесено на полгода. На заключительном этапе стапельного периода, который по аналогии с 11356 должен длиться порядка 2/3 общего срока постройки, возможен перевод заказов на открытый стапель с тремя линиями по 170х27 м (
ссылка 17).
С началом серийного строительства фрегатов океанской зоны было бы разумно передать менее приоритетные заказы (22350, 20380/20385) другим верфям, скажем, прибалтийскому "Янтарю" и дальневосточному АСЗ. Перспективный эллинг СВ, мощности Балтийского завода и многообещающего ССК "Звезда", в свою очередь, целесообразнее использовать для постройки эсминцев (крейсеров) пр. 23560.
Примечание [6]. По имеющейся информации 22350М будет иметь полное водоизмещение около 8000 тонн (
ссылка 18,
ссылка 20) (такое же, как 1155 и 956) и нести 48 ударных ракет и около 100 ЗУР (
ссылка 22), что соответствует 6 модулям УКСК и 8 ЗРК "Полимент-Редут" по 8 ячеек в каждом (48 плюс 64 − итого 112 ячеек против 96 у "Бёрка" IIA) при условии, что в 12 ячейках ЗРК будет размещено по 4 ЗУР малой дальности 9М100 (
ссылка 23).
Выводы
Изложенное на графике и в тексте не следует расценивать как попытку предсказания будущего − это всего лишь информация к размышлению на тему обновления ВМФ России. В действительности сроки выполнения работ и количество заказов того или иного проекта могут как увеличиться, так и уменьшиться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Тем не менее, уже сейчас можно сделать кое-какие выводы.
Вывод №1. Принимая во внимание скорое (в 2023 году) завершение формирования на СФ группировки 22350 в количестве 4-х единиц, необходимость модернизации североморских БПК до уровня 1155М представляется далеко не очевидной. Сказанное не относится к "Чабаненко", ремонт которого, без сомнения, будет доведён до конца. При этом боеготовность двух-трёх 1155 следует поддерживать до подъёма флага на первых 22350М.
Вывод №2. ТОФ, который пополнится четырьмя 22350 не ранее 2027 г., напротив, нуждается в продолжении модернизации своих БПК (хотя, возможно, и не в полном объёме).
Вывод №3. Строительство 22350 и 22350М, разумеется, не должно ограничиться представленным на графике. Минимально необходимое количество кораблей каждого проекта на каждом из двух океанских флотов, по мнению автора, составляет 6 единиц, в идеале − 12 (с общим итогом 2х12 22350М и 2х12 22350). ■