Обновление ВМФ: ключ на старт

Sep 27, 2019 17:00


.
Авторская версия статьи,
опубликованной 24 сентября в газете "Взгляд" (ссылка 1)

Обнародованное неделю назад сообщение о планируемой закладке в 2020 году 22 кораблей и судов для ВМФ России (ссылка 2) (как и выпущенное месяцем ранее − о намеченной на тот же год передаче флоту шести подводных лодок − ссылка 3) наглядно свидетельствует о том, что после приведения в божеский вид военной авиации и сухопутных войск в стране началось активное обновление корабельного состава военно-морского флота. В связи с этим, наверное, имеет смысл более детально (в том числе и в исторической перспективе) рассмотреть заявленные на будущий год и представляющие наибольший интерес надводные и подводные боевые корабли основных классов (НК и ПЛ 1−2 ранга), относящиеся к той компоненте ВМФ, которая способна в той или иной степени оперировать в дальней морской и океанской зоне и проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.


Корвет пр. 20385 ("Гремящий") − один из кандидатов для запуска в серию (скриншот из выпуска "Военной приёмки" от 22.09.2019)



Атомные ПЛ

Из перечня закладок и передач на первый план, разумеется, выступают многоцелевые атомные подводные крейсера пр. 885М ("Ясень-М"). В 2020 г. должна состояться закладка ещё двух (8-го и 9-го) и передача заказчику "Казани" и "Новосибирска". Чтобы сформировать из новейших АПКР две полноценных дивизии (2х6), по одной на Северном и Тихоокеанском флотах, и восстановить тем самым (на минимально приемлемом уровне) многоцелевую компоненту атомных подводных сил, необходимо заложить ещё три лодки. При наметившейся тенденции сдавать не менее двух заказов в год (сначала по одному "Борею-А" и "Ясеню-М", затем только "Ясени") Севмаш сможет справиться с этой задачей к концу 2030 года, а через шесть лет можно будет сформировать ещё две дивизии.

При этом, нельзя не обратить внимание на одно досадное обстоятельство, связанное с таким важнейшим принципом нормально функционирующего (эффективного) кораблестроения, как его непрерывность. Во избежание утраты компетенций, после спуска корабля на воду на освободившемся стапеле должен быть незамедлительно заложен следующий. В настоящий момент на СМП строится 13 подводных крейсеров, в числе которых 5 РПКСН пр. 955А ("Борей-А") и 6 АПКР пр. 885М. Закладка крайнего, но не последнего "Борея-А" (ссылка 4) состоялась в конце 2016-го, "Ясеня-М" − в середине 2017-го. В результате образовалось окно размером в 2,5-4 года, которое с интервалом в семь лет (цикл строительства как 885М, так и 955А − ссылка 5), т.е. где-то в 2024 г., должно повториться в сдаточном графике Севмаша. Смогут ли СМП, ОСК и Минобороны заполнить этот пробел − большой вопрос. В любом случае, важно осознать недопустимость подобных недоразумений, чтобы они не повторились в дальнейшем.

Неатомные ПЛ
(исправлены ошибки, допущенные в тексте по ссылке 1)

На Адмиралтейских верфях в 2020 г. заложат три больших дизель-электрических подводных лодки (ПЛБ). Но, если по части двух ДЭПЛ пр. 636.3 для Тихоокеанского флота особых сюрпризов нет (год закладки "Можайска" и шестого, пока что безымянного, заказа был косвенно обозначен ранее − ссылка 6), то сдвиг влево церемонии закладки 4-й ПЛБ пр. 677 (677.1) на целых два года (ссылка 7) для современного российского кораблестроения − событие незаурядное. Этот сдвиг можно объяснить тем самым принципом непрерывности, о котором говорилось выше, поскольку в противном случае (без переноса сроков) в сдаточном графике АВ образовалась бы двухгодичная брешь.

Адмиралтейские верфи, одно из лучших предприятий отечественного судпрома, уже давно вышли на темп сдачи в две лодки в год (и это не предел), а по срокам постройки НАПЛ (около двух лет) превосходят зарубежных конкурентов. Единственное, чего не хватает АВ − это заказов с воздухонезависимой энергетической установкой, которые позволили бы Российской Федерации стать мировым лидером в данном сегменте рынка вооружений. Но даже сейчас верфи приносят ВМФ неоценимую пользу. В перспективе же при достигнутом темпе сдачи они смогут приблизительно за 12 лет обновить и усилить неатомные подводные силы всех четырёх флотов.

Речь идёт о программе-минимум: одна бригада на СФ (шесть ПЛ пр. 677); две бригады на ТОФ (6/6 пр. 636/677) с базированием во Владивостоке и на Камчатке (в последнем случае − для охраны водного района и прикрытия развёртывания "стратегов") с учётом дисбаланса сил на ТВД (у Японии 19 НАПЛ, у Южной Кореи 16, у Китая 55); по одной бригаде 677 на БФ и в Тартусе (на БФ − для парирования возросшей активности ВМС стран НАТО на Балтике, в Сирии − для обеспечения самодостаточности подводной компоненты оперативного соединения в Средиземном море, относящегося к ЧФ, и купирования неудобств, связанных с требованиями ст. 12 конвенции Монтрё − ссылка 8).

Фрегаты

К сожалению, намеченные к закладке на Северной верфи "два модернизированных фрегата пр. 22350" − не океанские 22350М (или 22351−?) полным водоизмещением около 8000 тонн, а только улучшенные "Горшковы" (5400 тонн) с тремя модулями УКСК для 24 (3х8) ударных ракет − такие же, как заложенные 23 апреля с.г. "Адмирал Амелько" и "Адмирал Чичагов". Работа над созданием 22350М находится на стадии эскизного проектирования, которое началось в Северном ПКБ в самом конце прошлого года, а резка первой стали для головного корабля состоится не ранее 2021 г. (ссылка 9). Тем не менее, удвоение серии 22350 (с четырёх до восьми единиц) является заметным шагом вперёд на пути восстановления надводных сил дальней морской зоны.

В результате постперестроечного сокращения отечественный ВМФ остался почти без кораблей ДМЗ, классифицировавшихся тогда как "сторожевые". К моменту вступления в строй "Адмирала Григоровича" (2016) в боевом составе флота насчитывалось всего пять сторожевиков, три из которых относились к двум первым послевоенным поколениям (для сравнения: в начале 1991 г. их было 47). Первая попытка обновить и нарастить подкласс СКР прервалась на полпути − из-за санкционных недопоставок украинских газотурбинных агрегатов Черноморский флот получил лишь три из шести заложенных 11356 (серия вполне могла быть продолжена до 12 и более единиц). В настоящий момент на наших глазах осуществляется вторая попытка, которая обещает завершиться успехом. Для насыщения флотов (опять же по минимуму) необходимо заложить ещё 10 фрегатов пр. 22350 с общим итогом 6/6 на СФ/ТОФ и 3/3 на ЧФ/БФ.

Корветы

Закладку новых корветов (после четырёхлетнего перерыва) можно смело отнести к хорошим новостям, если только речь не идёт о проекте 20386 − средоточием множества нелепостей с приставками "пере-", "недо-" и "чрез-". Среди них: 1) переразмеренность (3400 тонн полн.); 2) недовооружённость (штатный противокорабельный ракетный комплекс "Уран", слабая гидроакустика и пр.); 3) "перегруз" драгоценного непроницаемого объёма корпуса подпалубным вертолётным ангаром; 4) переусложнённость ГЭУ (комбинированная ГТУ с частичным электродвижением); 5) чрезмерная стоимость постройки (близкая к стоимости фрегата проекта 22350); 6) чрезмерная стоимость и сложность эксплуатации (связанной с содержанием дополнительных модулей с обслуживающим персоналом); 7) чрезвычайная уродливость внешнего вида; 8) перегруженность инновациями, процент которых делает запуск проекта в серию до завершения всесторонних испытаний и опытной эксплуатации головного корабля авантюрой чистой воды.

Одной из разумных альтернатив "революционному" 20386 является проверенный временем и освоенный производством базовый проект 20380, но с улучшенным радиотехническим вооружением, представляющим из себя интегрированную башенно-мачтовую конструкцию (ИБМК) с многофункциональным радиолокационным комплексом (МФ РЛК), разработанным питерским АО "Заслон" (сейчас в постройке находятся четыре таких корабля − два на Северной верфи и два на Амурском судостроительном заводе − ссылка 11). Главным недостатком улучшенного 20380 остаётся известная слабость ударного ракетного вооружения, представленного ПКРК "Уран" с боекомплектом из 8 лёгких дозвуковых ПКР тактического назначения 3М24 (Х-35), аналогичных американским "Гарпунам".

Другая альтернатива − корветы пр. 20385 (один проходит испытания, на втором продолжаются стапельные работы). Они лишены указанного недостатка 20380 (вооружены ракетным комплексом "Калибр-НК"), но у них есть другой изъян. Меньшая по сравнению с базовым проектом удельная мощность, обусловленная вынужденным применением той же ГЭУ (с коломенскими дизелями вместо попавших под санкции MTU − ссылка 12), при большем водоизмещении (по разным данным, на 6-14%) должна привести к некоторому снижению скорости хода (ориентировочно на 1-2 узла). Очевидно, решить проблему можно путём форсирования мощности агрегата 1ДДА12000 − разумеется, в том случае, если флот выдаст Коломенскому заводу техническое задание на соответствующую ОКР.

Таким образом, на вопрос "какие корветы надлежит строить серийно?" у главного командования ВМФ есть три варианта ответа. С учётом того, что в отношении общества к 20386 явно доминируют протестные настроения, будет любопытно узнать насколько близка позиция главкомата к общественному мнению.

P.S. Количество кораблей рассматриваемого подкласса, необходимых флоту "прямо сейчас", подсчитывается довольно легко. Тихоокеанская группировка доводится до минимального "штатного" состава (шесть единиц) за счёт двух 20380(М) АСЗ и двух 20385 СВ ("Гремящий" и "Проворный"). При этом, как и в случае с НАПЛ, желательно укомплектовать корветами как Приморскую флотилию, так и Группировку войск и сил на Северо-Востоке России (с базированием на Камчатке). У Балтийского флота есть все шансы получить в дополнение к имеющимся четырём 20380 два 20380(М), строящиеся на Северной верфи ("Ретивый" и "Строгий"). СФ и ЧФ придётся насыщать с нуля. В результате получаем 18 дополнительных закладок − по шесть для СФ, ТОФ и ЧФ (с прицелом на СЗМ).

УДК

При ознакомлении с анонсом закладки в Керчи в мае 2020 г. двух универсальных десантных кораблей (ссылка 13) бросаются в глаза два не совсем понятных момента. Во-первых, формирование тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование корабля должно быть закончено до конца текущего года (ссылка 14), что подтверждается прошлогодним годовым отчётом ОСК, где в 2019 г. предусматриваются лишь работы по обоснованию облика УДК ( ссылка 15). Таким образом, на разработку и утверждение технического или эскизно-технического проекта (необходимое условие для начала постройки) остаётся не более пяти месяцев − задача совершенно невыполнимая (если только не было принято решение взять за основу некую детальную инициативную проработку Невского ПКБ).

Во-вторых, озвученные ТТХ намеченных к закладке УДК (15000 тонн, >10 вертолётов) оставляют желать много лучшего. Все зарубежные аналоги имеют значительно большее водоизмещение: южнокорейский "Токто" − 19300 т, французский (и не только) "Мистраль" − 22000 т, испанский (и не только) "Хуан Карлос I" − 27500 т, недавно спущенный на воду итальянский "Триест" − 33000 т (Jane's), не говоря о 40000-45000-тонных американских и строящихся китайских гигантах. Россия как великая морская держава просто не имеет права пропустить вперёд себя не только США и Китай, но и Францию, Корею, Италию, Австралию, Испанию, Турцию и Египет − тем более, что в прошлом году НПКБ предлагало флоту проект УДК водоизмещением около 30000 тонн (ссылка 16).

Можно допустить, что универсальными десантными кораблями были ошибочно названы десантные вертолётные корабли-доки (ДВКД), проект одного из которых (названный почему-то "УДК "Прибой") был представлен на "Армии-2015" (ссылка 17). Однако, при близком к "керченским" УДК водоизмещении (14000 тонн) он предполагал, как и положено ДВКД, базирование ограниченной по численности авиагруппы (4-6 Ка-27 и Ка-52К).

P.S. Необходимое ВМФ количество УДК определяется принципом утроения списочного состава для обеспечения постоянного нахождения на боевой службе одного корабля конкретного класса или корабельного соединения. Утроение подразумевает, что второй корабль (соединение) готовится к выходу в море (ВТГ матчасти, боевая подготовка, отдых личного состава), а третий (третье) − проходит длительный ремонт (с модернизацией) в заводских условиях. В соответствии с изложенным, на СФ и ТОФ должно быть по три УДК.

Заключение

Помимо ощущения начала активного периода обновления корабельного состава ВМФ России сугубо положительные эмоции вызывает и тот факт, что руководящий состав Минобороны и ОПК в рамках названного обновления начинает мыслить не отдельными кораблями, а группировками однотипных кораблей. Так в упоминавшемся выше годовом отчёте ОСК в перечне работ по строительству кораблей и судов, планируемых на 2019 г., словосочетания "для формирования группировок" и "для усиления группировки" встречаются пять раз. В целом же, факты, изложенные в настоящей статье, позволяют надеяться, что долгосрочная Программа военного кораблестроения на период до 2050 г. (другими словами − Программа создания полноценного океанского флота) будет реализована несмотря ни на что. ■

Кораблестроение

Previous post Next post
Up