Редуктор преткновения

Aug 12, 2019 02:50


.
В то время как головной фрегат пр. 22350 уже вовсю бороздит просторы Мирового океана, а первый серийный готовится на Северной верфи к очередному (третьему) этапу заводских ходовых испытаний (после МВМС- и ГВМП-2019) (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3), их младшие братья − "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков" − всё ещё находятся на берегу в ожидании завершения сильно затянувшегося (7,5 и 5,7 года) стапельного периода. Уже не единожды прозвучало, что Россия преодолела морскую газотурбинную зависимость от Украины, и что в стране в короткое время создана новая отрасль промышленности, но ДГТА М55Р для 3-го и 4-го корпусов до сих пор не переданы СВ. Строго говоря, ГТД М90ФР уже изготовлены в Рыбинске (ссылка 4) (надо полагать, как и дизели 10Д49 в Коломне), но в составе агрегата М55Р есть ещё одна ключевая комплектующая, которая стала камнем преткновения в ходе серийного строительства 22350.



Испытания редукторов РО55 для ГЭУ фрегатов пр. 22350 на заводе "Звезда", СПб (фото без даты от С. Панова via artemiyrussia)


Благодаря информации со страницы ВКонтакте украинского НПКГ "Зоря"−"Машпроект", любезно предоставленной коллегой artemiyrussia, можно попытаться спрогнозировать судьбу "Головко" и "Исакова". Бывший (2000-2015) инженер "Зори", а с 2016 г. − рыбинского "ОДК−Сатурн" С. Панов в дискуссии со своими собеседниками сообщает, что в России "введён запрет на проектирование кораблей с иностранной силовой установкой", и что "ориентировочные сроки поставки [М55] на корабли − лето 2020 года". И более подробно: "что касается М55, то его редукторы проходят испытания на "Звезде", газотурбинные двигатели уже готовы. Редукторы со "Звезды" поступят на "Сатурн" вероятно в декабре, всё это испытается ещё раз и летом [2020] ДГТА поступят на корабль" (ссылка 5).

Смонтировать ГЭУ на плаву невозможно по той простой причине, что в её состав кроме главных двигателей входят валопроводы и гребные винты − поэтому фрегаты будут дожидаться ДГТА на стапеле. Кроме того необходимо подчеркнуть, что: 1) монтаж ГЭУ − дело непростое и весьма трудоёмкое; 2) по технологии монтажа российские ДГТА пусть и незначительно, но будут отличаться от российско-украинских (по сути, это будет первый опыт их установки на корабль); 3) на Северной верфи до сих пор не восстановили свои компетенции, другими словами − не научились работать быстро. С учётом сказанного вряд ли стоит ожидать спуска на воду "Адмирала Головко" в 2020 г. − в лучшем случае это произойдёт в первой половине 2021 г., а передача корабля ВМФ (после достройки и испытаний) − до конца 2022 г. Что касается "Исакова", то, принимая во внимание озвученный ожидавшийся интервал между поставкой ДГТА для двух заказов в 3−6 месяцев (I/II кв. 2019 г. − ссылка 6), его спуск и передача заказчику состоятся в 2022 и 2023 гг. ■

P.S. Спуск "Адмирала Головко" состоялся 22.05.2020, но, судя по всему, без главных двигателей и редукторов. Утверждение о том, что заказ будет дожидаться ДГТА на стапеле оказалось ошибочным. Смонтировать ГЭУ на плаву целиком действительно невозможно, однако в силу форс-мажорных обстоятельств, связанных с импортозамещением, при постройке зав. № 923 была применена нестандартная технологическая схема − на него завели гребные валы, установили винты и спустили на воду. После окончания испытаний и поставки ДГТА на верфь, их смонтируют на заказе у достроечной набережной и отцентруют валопроводы (окончательная центровка по правилам должна производиться на плаву). Некоторым утешением для автора служит тот факт, что дата передачи фрегата ВМФ была названа правильно (ссылка 7).

Фрегаты пр. 22350, Кораблестроение

Previous post Next post
Up