Листая годовые отчёты

Aug 14, 2019 18:30


.
В настоящей записи приведены наиболее примечательные факты, касающиеся боевых кораблей основных классов, из годовых отчётов ОСК и некоторых её дочерних компаний за 2018 год. Несмотря на публикацию с известным опозданием (как правило, ближе к середине следующего года), годовые отчёты предприятий судпрома хороши тем, что изложенная в них информация поступает к нам не от журналистов (зачастую весьма далёких от темы), а из первых рук − от профессионалов, привыкших к точным обозначениям и чётким формулировкам.





1. ОСК

Руководство ОСК утверждает, что в 2018 году общества, входящие в состав корпорации, выполнили свои обязательства по госконтрактам на строительство и ремонт кораблей и судов обеспечения на 100% (?!), при этом основными своими достижениями минувшего года в военном кораблестроении оно считает:

а) передачу в состав ВМФ трёх боевых кораблей основных классов − одного фрегата ("Адмирал Горшков"), одного БДК ("Иван Грен") и одного корвета ("Громкий"), а также четырёх прочих − разведчика "Иван Хурс", тыловика "Эльбрус", базового тральщика пр. 12700 и спасательного буксира;

б) завершение ремонта РПКСН "Тула", РКР "Маршал Устинов", ПЛБ "Дмитров" и БДК "Калининград" (всё бы хорошо, но о "Туле" и "Устинове" ОСК уже отрапортовала 28.12.2017 и 24.12.2016 − ссылка 1, ссылка 2, а за "Дмитрова" в конце 2017 г. отчитался Кронштадтский морской завод − ссылка 3);

в) закладку одного базового тральщика и двух рейдовых буксиров;
г) спуск на воду БДК "Петр Моргунов" и ПЛБ "Кронштадт", из прочих − одного базового тральщика и одного спасательного буксира.

Перечисленные выше достижения в лучшем случае выглядят весьма скромными. Гораздо более благоприятное впечатление производят планы ОСК по выполнению государственного оборонного заказа 2019 года, согласно которым в настоящее время должны продолжаться работы по:

а) обоснованию обликов морского авианесущего комплекса, УДК нового проекта, БДК нового проекта, РПКСН 5-го поколения, а также МДКВП пр. 12322М и ДКАВП пр. 12061М;

б) проектированию (надо полагать − эскизному) многоцелевых атомных подводных лодок пр. "Лайка" [бывш. "Хаски"];

в) строительству... ( ссылка 4, ссылка 5);

г) ремонту (в квадратных скобках − дополнения автора блога) РПКСН пр. 667БДРМ ["Брянск"], ПЛАК пр. 971 ["Леопард", "Волк", "Вепрь"], 671РТМК ["Тамбов"], БНК пр. 11435, 11442, 1155 ["Адмирал Левченко"?], 11540 ["Неустрашимый"], 775 ["Оленегорский горняк"] (годовой отчёт ОСК − ссылка 6, стр. 50-52).

Примечание. Касательно судоремонта необходимо отметить, что Дальзавод, входит не в ОСК, а в ДЦСС (ОСК принадлежит лишь 25% акций), а 13-й СРЗ пока что относится к Минобороны.

2. Невское ПКБ

По основным направлениям деятельности (проектирование авианесущих и больших десантных кораблей) в 2018 году НПКБ занималось: 1) разработкой рабочей конструкторской документации и проработками по техническому заданию на ВТГ с ОМР (ВТГ с отдельными модернизационными работами) ТАВКР пр. 11435 "Адмирал Кузнецов"; 2) разработкой РКД (точнее − её завершением) для БДК пр. 11711 зав. № 302 "Пётр Моргунов", в связи с чем следует отметить, что для ускорения начала работ б'ольшая часть РКД разрабатывается не до закладки корабля, а уже в процессе его постройки (для справки: "Моргунов" был заложен 11.06.2015, спущен 25.05.2018).

К сожалению, в отчёте не упоминаются работы по перспективному авианосцу. Будем надеяться, что обоснование его облика (а также УДК и БДК нового проекта), которое фигурирует в аналогичном документе ОСК, будет отражено в отчётности НПКБ за 2019 г. (годовой отчёт за 2018 г. − ссылка 7, стр. 10,18,19).

3. Северное ПКБ

В 2018 г. СПКБ выполняло разработку документации и техническое сопровождение модернизации ТАРКР пр. 11442М "Адмирал Нахимов": технический проект − начало работ 08.2013, степень технической готовности на начало года 60,2%, на конец года − 65,2%; РКД − начало работ 03.2014, степень тех. готовности 62,8% и 67,3%; а также БПК (ЭМ) пр. 11551 "Адмирал Чабаненко" (зав. № 121): РКД − 07.2017, 23,3% и 63,6%.

По "Нахимову" обращает на себя внимание незавершённость технического проекта, начатого довольно давно (по-хорошему такого быть не должно, поскольку к стапельным работам приступают после его утверждения), а также незначительный прирост (5%) и низкая степень готовности на конец года (не готов на треть) − с учётом крайнего озвученного срока спуска крейсера на воду (2021 г. − ссылка 9), в 2019−2020 гг. аврала не избежать. По "Чабаненко", напротив, работа продвигается довольно бодро (40,3% за отчётный год), и, вполне возможно, что к запланированному сроку (до конца 2019 г. − ссылка 11) оставшиеся 36,4% РКД будут разработаны и переданы 35 СРЗ.

Немного огорчает отсутствие в прошлогодней отчётности СПКБ пр. 23560 (шифр "Лидер") и 22350М, что, впрочем, вполне объяснимо. Согласно позапрошлому отчёту, эскизный проект "Лидера", начатый 04.2015, был завершён в 2016 г. (ссылка 12, стр. 7) и утверждён заказчиком в 2017 г. (ссылка 13). Начало разработки технического проекта запланировано на 2019−2020 гг., окончание (и закладка головного корабля) − на 2022 г. (ссылка 14). Контракт на эскизное проектирование 22350М Северное ПКБ подписало 25.12.2018 с ориентировочными сроками закладки и передачи ВМФ головного фрегата − в 2020−2021 и 2024−2026 гг. (ссылка 15) (проект отчёта за 2018 г. − ссылка 16, стр. 19).

4. СПМБМ "Малахит"

С учётом того, что государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны предполагает наличие сильного ВМФ, обладающего высокоточным ракетным оружием, способным обеспечить принцип неядерного сдерживания [СНЯС], деятельность СПМБМ "Малахит" в сегменте военного кораблестроения в 2018 году осуществлялась по следующим основным направлениям:

а) выполнение научно-исследовательской работы (НИР) "Хаска-Малахит" [именно так − "ХаскА", а не "ХаскИ"] в обеспечение создания многоцелевой ПЛА 5-го поколения, обозначенной в "Долгосрочной программе военного кораблестроения до 2050 г.", утверждённой Президентом 01.05.2014;

б) техническое сопровождение строительства и сдачи группировки атомных многоцелевых подводных крейсеров 4-го поколения пр. 08851 "Ясень-М";

в) техническое сопровождение ремонта с модернизацией многоцелевых подводных лодок [ПЛАК] 3-го поколения по проекту 971М ["Леопард" и "Волк"];

г) авторский надзор и ТС ремонта, поддержания технической готовности и продления сроков службы многоцелевых ПЛА 3-го поколения пр. 971 (отчёт за 2018 год − ссылка 17, стр. 10,12,16). ■

Кораблестроение

Previous post Next post
Up