Два "Магадана"

Aug 08, 2019 12:55


.
Предположения, высказанные мною ранее по поводу судьбы ПЛАК К-331 "Магадан" ( ссылка 1, ссылка 2), оказались ошибочными. Впрочем, на сей раз имеет место тот редкий случай, когда собственные ошибки радуют, а не огорчают. Напомню, что лодку, на которую, казалось, давно махнули рукой, вдруг начали ремонтировать (ссылка 3). Случилось это вскоре после того, как на ДВЗ "Звезда" забеспокоились об утечке кадров в связи с отсутствием гособоронзаказа и начали готовить обращение к Шойгу (ссылка 4, ссылка 5). На первый взгляд, кризисная ситуация возникла по вине Минобороны, которое не давало денег на ремонт К-331, но и Военное ведомство можно понять...



К-331 "Магадан", 22.09.2008 md (фото от Вованыч_1977 − ссылка 6)


ДВЗ "Звезда", являясь де-факто монополистом в области ремонта подводных атомоходов на Дальнем Востоке и имея под рукой многочисленные атомные подводные силы ТОФ, никогда не был обделён заказами. Даже после резкого (постперестроечного) сокращения корабельного состава на ТОФе оставалось три РПКСН пр. 667БДР, пять АПКРРК пр. 949А и пять ПЛАК пр. 971, техническую готовность которых надо было своевременно восстанавливать и поддерживать. Однако, по целому ряду объективных и субъективных причин заводу это оказалось не под силу − "Рязань", "Томск" и "Кузбасс" ремонтировали по 6-7 лет, "Омск" − 4 года; "Самару" и "Братск" пришлось отправить на "Звёздочку" (оказавшуюся столь же малодееспособной), про застрявший на АСЗ "Кашалот" никто и не вспоминал, модернизация "Иркутска" и "Челябинска" займёт 9-10 лет, когда будет готов "Магадан" известно одному Богу. Болезненная тема полусонного судоремонта уже не раз затрагивалась в блоге, и её надо затрагивать снова и снова, но сегодняшняя запись немного о другом.

Если атомный "Магадан" действительно решили вернуть в строй, как быть с его дизель-электрическим тёзкой − третьей лодкой пр. 636.3 для Тихоокеанского флота, строительство которой уже началось на Адмиралтейских верфях? (ссылка 7). Претензии тут, главным образом, к бывшему главкому ВМФ В. Королёву, подписавшему приказ о присвоении новой ПЛ действительного наименования, которое уже носит другая ПЛ, числящаяся в боевом составе флота (как будто в России больше нет достойных городов, заслуживающих того, чтобы их название и герб красовались на ограждении выдвижных устройств и обвесе трапа подводной лодки). Кстати говоря, это не единственный грех адмирала Королёва, касающийся имянаречения, поскольку именно он назвал седьмой АПКР пр. 885М "Ульяновском" − по сути, в честь вождя мирового пролетариата Ульянова (Ленина). С другой стороны, возвращаясь к ПЛАК "Магадан", есть основания полагать, что формально главком имел полное право поступить с ней подобным образом.

Дело в том, что похожая история произошла с АПКРРК пр. 949А К-456 (подсказал коллега К-91 − ссылка 9). Первоначально (с февраля 1992 г.) он назывался "Касатка", а 20.03.1996 по директиве начальника Главного штаба ВМФ №730/1/0190 получил наименование "Вилючинск". Однако 28.01.2011 приказом №33 главкома ВМФ крейсер был переименован в "Тверь". Цитата: "Приказ вызвал удивление и в администрации города Вилючинска, и у многих подводников, т.к. вот уже 15 лет подводный крейсер К-456 был известен всем под именем "Вилючинск". Информированный источник в военном ведомстве прояснил ситуацию, сообщив, что наименование кораблю присваивается только приказом главкома ВМФ, а не директивой начальника ГШ ВМФ. Таким образом, наименование "Вилючинск" длительное время было неофициальным названием, а официально в составе ВМФ числился АПКРРК К-456 "Касатка". К сожалению, эта местная инициатива ввела в заблуждение многих, в том числе и подводников, искренне считавших, что "Вилючинск" − официальное наименование подводного крейсера" (ссылка 11).

Примерно то же самое произошло и с ПЛАК К-331 "Нарвал", которую приказом командующего ТОФ от 14.03.2001 переименовали в "Магадан" (ссылка 12). Поскольку наименование "Магадан" было присвоено не главкомом ВМФ, оно также должно считаться неофициальным, а в составе флота, скорее всего, официально числится "Нарвал". Возможны три равновероятных варианта развития событий: 1) К-331 останется "Нарвалом"; 2) атомный "Магадан" переименуют в "Южно-Сахалинск", "Благовещенск", "Анадырь" или как-то ещё; 3) дизель-электрический "Магадан" пройдёт аналогичную процедуру переименования. Наиболее правильным (справедливым) лично мне представляется вар. №3. ■

ПЛАК пр. 971, Судоремонт, Атомные подводные силы

Previous post Next post
Up