.
Начиная с марта 2014 г. − с тех пор, как увидел свет 1-й выпуск "Корабельного состава" (
ссылка 1 − за нечёткое изображение сердечное спасибо "Яндекс.Фоткам"), из перечня один за другим исчезают оставшиеся от постперестроечного погрома эсминцы пр. 956, на восстановление которых какое-то время теплилась надежда. Из 9 числившихся в той таблице "Сарычей" подобная участь постигла "Гремящего" (б/н 406), "Расторопного", "Боевого", "Безбоязненного" и "Беспокойного". Три корабля стараются поддерживать в боеготовом состоянии − для огневой поддержки десанта и не только. "Адмирал Ушаков" обеспечивает охрану БМЗ и ДМЗ, прилегающих к району базирования СФ; "Быстрый" делает то же самое на ТОФе и, будучи единственным из всей троицы реальным ходоком, демонстрирует флаг в АТР; "Настойчивому" после окончания затянувшегося ВТГ предстоит пугать натовские "армады" на Балтике "Москитами" и АК-130. Единственным из последних эсминцев Советского Союза, находящимся в статусе "ни там, ни тут", остаётся "Бурный".
Эсминец "Бурный" в Дальзаводе, январь 2019 г. (скриншот из видео Vitalicus с youtube.com −
ссылка 2)
Напомню, что в феврале 2013 г., после долгого (с 2005 г.) пребывания в отстое и вялотекущего ремонта в ЦС "Дальзавод", в конце туннеля для "Бурного" наконец-то забрезжил свет. Петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с корабля деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить во Владивосток до конца того же года. 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки (очевидно, имея в виду электроэнергетическую установку) и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца (
ссылка 3), после чего "Бурный" пропал из информационного поля.
05.08.2016 судьба состроила гримасу − так и не отремонтированный корабль был выведен из акватории завода, тихим сапом отбуксирован в расположенную неподалёку бухту Улисс, где базируются ДЭПЛ и часть "москитной" компоненты ТОФ (
ссылка 4,
ссылка 5,
ссылка 6) и снова поставлен в отстой, как казалось, теперь уже окончательно − до передачи в ОРВИ (отдел реализации военного имущества) для разделки на металл. Были и другие мнения − например, что вместо перегруженного заказами Дальзавода "Бурному" предстоит докование в 30 СРЗ (пгт Дунай, ЗАТО Фокино). Однако ни в том году, ни в следующем, ни в первом полугодии 2018-го он так и не сдвинулся с места. Одно из крайних фото в Улиссе было сделано залётным китайским шипспоттером 12.04.2018 (
ссылка 8).
Как это ни удивительно, но без малого двухлетний улисский отстой не стал началом конца корабля. Очередной зигзаг в путаной биографии "Бурного" случился предположительно 27.06.2018, когда эсминец в очередной раз взяли на буксир и опять повели в ЦСД (
ссылка 9,
ссылка 11). Говорят, что в последнее время корабль периодически буксируют туда-сюда (из Улисса в завод и обратно), и [вероятно] затевают что-то хорошее (
ссылка 12). В первой половине января с.г. появилось видеоподтверждение пребывания "Бурного" в Дальзаводе (ссылка 2), виден он и на фото, сделанном там же − у набережной ЦСД, и опубликованом, надо полагать, вскоре после этого − 09.06.2019 (
ссылка 13).
Несмотря на свой неугасающий оптимизм, касающийся будущего ВМФ России, я вовсе не склонен думать, что в отношении "Бурного" затевается что-то хорошее. Зная не понаслышке о сегодняшнем состоянии нашего флота, кораблестроения и военного судоремонта, об известной ограниченности оборонного бюджета и морской доли ГПВ 2018-2027, а кроме того − о запредельной загруженности Дальзавода, обременённого поддержанием технической готовности чуть ли не всех кораблей ТОФ кроме ПЛА, а с недавних пор ещё и глубокой модернизацией БПК пр. 1155, было бы наивным надеяться на ВТГ неприоритетного эсминца с проблемной ГЭУ. Что касается внезапно пробудившегося интереса к "Бурному" судоремонтников ЦСД, то есть подозрение, что интерес этот связан с ВТГ совсем другого корабля − однотипного "Быстрого", который периодически нуждается в запчастях, взять которые больше негде. Поэтому, скорее всего, "Бурный" разделил судьбу многих и многих НК и ПЛ ВМФ СССР, ставших донорами для своих более удачливых систершипов.
Думается, что всем нам пора уже перестать с излишним (местами болезненным) трепетом относиться к пережившим своё время, выработавшим ресурс и давным-давно выведенным в резерв кораблям советской эпохи. Было бы неплохо, если бы ГК ВМФ издал и обнародовал приказ о списании всех безнадёжных кораблей отстоя, чтобы сэкономить средства, расходуемые на их содержание, и не внушать общественности несбыточных иллюзий, после чего вместе с ОСК целиком и полностью сосредоточился бы на быстрой модернизации и быстром ВТГ жизненно необходимого жизнеспособного наследия, но прежде всего − на строительстве нового флота Российской Федерации XXI века. ■