.
У сотрудников пресс-службы ПСЗ "Янтарь" есть одна добрая традиция − регулярно и весьма обстоятельно докладывать о ходе работ на строящихся и ремонтирующихся заказах не только коллективу предприятия, но и всей стране (получается не всегда, но они стараются). Так и сейчас, в двух недавних номерах заводской газеты "Вперёд!", размещённых в сети, опубликованы заметки о главном на сегодняшний день сдаточном заказе "Янтаря" − БДК пр. 11711 "Пётр Моргунов". Ввиду того, что факты, изложенные в многотиражке, довольно редко попадают в ленты новостей ведущих информационных агентств, считаю своим долгом периодически ретранслировать их в своём блоге.
БДК "Пётр Моргунов" в достройке, ПСЗ "Янтарь", 03.04.2019 (фото Gogs −
ссылка 1)
Из газеты "Вперёд!" №7 от 15.05.2019
"30.04 был официально объявлен дошвартовный период, и уже 04.05 под контролем военной приёмки по первому швартовному удостоверению на корабле была выполнена... дача пробных оборотов обеими линиями вала − поочерёдно на передний и задний ход, на минимальной нагрузке. Для проведения этих испытаний корабль был переставлен к цеху 3 и утром 06.05 вернулся на своё привычное место. О том, какие ещё работы были выполнены за последнее время и что происходит на "Моргунове" сейчас, рассказал ответственный сдатчик БДК...
"За два прошедших месяца цеха 3 и 43 активно готовили заказ к заселению личного состава, сдавая помещения и оборудование. Ход работ значительно сдерживали конструкторские решения, которые вынудили нас заняться переоборудованием [кают и кубриков]. Однако и это, несмотря на задержку, мы выполнили в сжатые сроки. Помимо прочего, мы запустили воздушный компрессор, холодильные машины, автономные кондиционеры, провизионные камеры, ранее было выполнено контрольное приготовление пищи. Цеха 3, 41 и КП "ЭРА" вовсю трудятся в рамках подготовки к сдаче швартовных удостоверений по системам, обеспечивающим живучесть корабля. На заказе включено штатное освещение. "ЭРА", "Аврора" и цеха 3 и 43 на данный момент ведут серьёзную работу по наладке систем дистанционного управления. Также полным ходом идут пуско-наладочные работы по линии вооружения...".
Кроме вышеперечисленного, на заказе уже приступили к покраске наружной обшивки, готовя его к выходу в море. Поскольку это довольно длительный процесс, его решили начать заблаговременно до наступления ходовых испытаний. К швартовным же испытаниям [ШИ] планируется приступить в конце мая. И ожидается, что на этой неделе [до 19.05 вкл.] на БДК "Петр Моргунов" заселится экипаж" [конец цитаты] (
ссылка 2).
Из газеты "Вперёд!" №8 от 29.05.2019
"С 17.05 экипаж БДК "Петр Моргунов" начал планомерно завозить имущество и инвентарь на почти уже готовый корабль. Три дня спустя личный состав заступил на круглосуточное дежурство и в настоящее время постепенно приступает к изучению корабля. Как рассказал старший строитель [ответственный сдатчик] заказа, сейчас, пока ещё в режиме дошвартовного периода, на корабле ведётся работа по испытанию, предъявлению и закрытию десятка оставшихся построечных удостоверений. Специалисты уже приступили и к закрытию швартовных удостоверений: это и оборудование постов, и системы, обслуживающие главные двигатели.
"Впереди нам предстоит очень большая работа по подготовке к швартовным испытаниям, о дате начала которых говорить пока преждевременно. Сейчас ведутся работы по закрытию удостоверений по главным двигателям и дизельгенераторам. В полном объёме работают контрагенты по линии ВВТ, и в конце месяца планируется закрытие первых швартовных удостоверений по данному виду оборудования. Также мы приступили к покраске наружной обшивки"... Помимо вышеперечисленных работ к концу этого месяца на носу корабля появятся звёзды, которых не было на головном заказе − БДК "Иван Грен". А к середине июня уже будет нанесён и бортовой номер" [конец цитаты] (
ссылка 3).
Будем надеяться, что задержка с ШИ не сильно отразится на графике постройки в целом, и что, если не в июне (
ссылка 4), то в июле корабль выйдет на ЗХИ и до конца года будет передан ВМФ.
О водоизмещении двух первых 11711
Есть три варианта.
1. В публикациях, касающихся "Грена" и "Моргунова", информационные агентства и интернет-ресурсы чаще всего дают 5000 т при LхB = 120х16,5 м, не конкретизируя, какое это водоизмещение (стандартное, нормальное, полное или наибольшее) и какие размерения (наибольшие или по КВЛ) (
ссылка 5,
ссылка 6 и др.). Как правило, по умолчанию даётся Dполн, Lнб и Bнб. Если так, увеличение размерений по сравнению с пр. 1171 (113х15,6 м) даёт прирост Dполн в 350 т (с 4650 т согласно ТиВ №1/2014 и пр.), хотя должно быть на пару сотен больше. Более корректный пересчёт по коэффициенту общей полноты 1171 (0,62) невозможен из-за неопределённости данных по осадке 11711.
2. В других источниках встречается альтернативное значение Dполн рассматриваемых БДК − 6000 т (
ссылка 8,
ссылка 9), что, на мой взгляд, гораздо ближе к действительности.
3. На сайте ОСК размещены ТТХ экспортной версии 11711 длиной порядка 135 м и водоизмещением с максимальным грузом 6600 тонн (
ссылка 11). Экспортную версию вряд ли стали бы удлинять наудачу для несуществующего пока заказчика, поэтому (с учётом идентичности силуэтов) не исключено, что 135 м − истинное значение Lнб "Грена" и "Моргунова", а 6600 т − не что иное, как Dнб (Dполн плюс переменные грузы, принятые сверх спецификационных норм до полного заполнения всех ёмкостей и помещений − Военно-морской словарь, 1989). По имеющимся данным (для 11435 и 1134Б), перегруз может составлять до 4%, т.е. при Dнб = 6600 т, Dполн будет примерно 6350 т.
До появления стопроцентно достоверной официальной информации есть предложение считать полное водоизмещение двух первых БДК пр. 11711 равным 6000 метрических тонн. ■