Итак, Вы проработали основную литературу и источники по своей теме, сформулировали выводы (
Outline) и согласовали их с Вашим научным руководителем. Теперь впереди финальный этап - написание самого текста курсовой работы.
Этот этап заслуживает большого внимания. Ведь важно не только глубоко разобраться в теме и прийти к обоснованным выводам - важно красиво и убедительно изложить эти выводы, построить грамотную систему аргументации. И начать следует, конечно, с плана текста.
Иногда от студентов требуют составить план текста в самом начале работы, сразу после выбора темы. Это не очень правильно - ведь как можно структурировать материал, которого еще нет? А вот сейчас у Вас уже есть полное представление о теме и основные выводы. Соответственно, на данном этапе уже более или менее понятно, как правильно построить текст.
Курсовая - сравнительно небольшой по объему документ (обычно в пределах 30 страниц "от титула до последнего листа"), поэтому сильно дробить его не стоит. Основную часть имеет смысл разбить на две-три главы. Выделять параграфы внутри глав можно, но только если в этом есть какая-то сильная необходимость.
В любой курсовой есть вступление, заключение и список источников и литературы. Во вступлении Вы описываете актуальность проблемы, формулируете цель и задачи, описываете источниковую базу и степень изученности проблемы (ту литературу, на которую Вы опирались). В заключении должны содержаться основные выводы работы. Хочу особо обратить внимание на то, что заключение - это не краткий повтор содержания Вашего основного текста и даже не сборник выводов к главам. Это - ответ на тот исследовательский вопрос, который задан во введении и сформулирован как цель Вашей работы.
Писать текст лучше в следующей последовательности: введение - основная часть - заключение - введение. Почему мы начинаем и заканчиваем введением? Потому что по ходу работы над основной частью и заключением Вы можете обнаружить, что чего-то не хватает (и привлечь дополнительные материалы) или что список Ваших задач нуждается в корректировке. Поэтому окончательный вариант введения пишется в последнюю очередь. Но и полностью откладывать введение на потом тоже не стоит - имеет смысл с самого начала еще раз проработать цель и задачи, а также обобщить свои мысли по поводу источников и литературы.
Казалось бы, теперь можно сесть и творить. Но нет: у многих как раз в этот момент наступает ступор. Приступить к тексту оказывается сложно; как правило, проблема в перфекционизме, в подсознательном страхе, что ничего толком не получится. Здесь важно понять (и убедить свое подсознание), что Вам не надо с ходу выдавать окончательный вариант текста. Вы можете редактировать написанное сколько угодно. И даже если Вы вдруг напишете какой-то бред (что крайне маловероятно), Вы всегда сможете его исправить.
Хороший метод для того, чтобы преодолеть ступор и сдвинуться с мертвой точки - так называемый фрирайтинг. Вы просто сидите и пишете все, что приходит в голову по теме, не думая о логичности, связности и четкости формулировок. Уже на следующем этапе Вы сможете привести написанное в порядок. Метод хорошо работает, потому что редактировать текст гораздо проще, чем писать с нуля. Второй метод - писать отдельные фрагменты текста, а уже потом соединять их в нечто единое и связное. Единственное, о чем надо помнить - сразу же расставлять сноски везде, где они нужны, иначе потом есть риск потратить кучу времени в поисках источника той или иной цитаты.
Работать над текстом, таким образом, лучше в несколько приемов. В конце у Вас в идеале должно получиться связное, логичное, последовательное изложение. На что необходимо при этом обращать внимание?
- Текст не должен носить чисто описательный характер. Сообщили информацию - сразу делайте выводы.
-
В тексте не должно быть слишком много цитат. Вам может показаться, что лучше процитировать знаменитого профессора, чем выражать свое скромное мнение. Это не так; курсовая - Ваша работа, и Ваши выводы здесь играют ключевую роль. Если Вы все-таки вставили в работу оценочное суждение другого исследователя, обязательно обозначьте свое отношение к нему.
- Надеюсь, об это излишне говорить - тем не менее, все цитаты должны быть правильно оформлены, а сноски стоять везде, где они необходимы.
- В конце каждой главы должны быть основные итоги и выводы по данной главе.
В конце концов у Вас появляется предварительная версия текста Вашей курсовой работы. По аналогии с "нулевой серией" самолетов я про себя называю ее обычно "нулевой версией". Теперь нужно сделать две вещи:
- Отложить текст на несколько дней, в идеале на недельку
- Дать почитать кому-нибудь. Понятно, что его прочитает научный руководитель (об этом я еще скажу), но неплохо будет обменяться текстами с кем-нибудь из товарищей. Он (она) читает Вашу работу, Вы - его (ее). Заодно можно почерпнуть какие-нибудь полезные идеи.
Наконец, наступает момент финальной обработки текста. Она распадается на две части - две "проходки". Во время первой Вы еще раз оцениваете связность, логичность и т.д. - то есть содержательную составляющую. Во время второй Вы сосредотачиваете внимание на оформлении, правите возможные стилистические (я надеюсь, не орфографические) ошибки, оформляете сноски по ГОСТу и т.д.
Теперь - о взаимодействии с научным руководителем. Оно необходимо на следующих этапах:
- Согласование плана.
- Фрагменты текста (введение, главы, заключение...). Каждый завершенный фрагмент лучше сразу же скидывать научному руководителю. Исправить какие-то погрешности на этой стадии проще, чем править весь текст.
- "Нулевая версия" всего текста.
Самый плохой вариант - когда Вы приносите научному руководителю полный текст за два дня до окончательного срока сдачи. В этом случае ничего толком поправить он уже не в силах, и само научное руководство теряет смысл. Научный руководитель является мощным ресурсом, который Вы можете (и должны) задействовать при написании курсовой. Не стесняйтесь им пользоваться!
Большая часть написанного (с поправками на объем и т.д.) актуальна также для выпускных работ и магистерских диссертаций.