**Некоторым из них удается добиться переживания исчезновения личных границ, покоя и ощущения полной растворенности в мире
Растворенность растворенности рознь :) Существует расстройство, называемое деперсонализацией (часто сопутствует эндогенным депрессиям и тревожно-депрессивным расстройствам, наряду с дереализацией). Так вот, это не то чтобы покой, это, наверное, вообще самое худшее, что может произойти с человеком. Причем у некоторых оно может длиться годами, или даже всю жизнь.
У всех по разному. Как ни странно, некоторые даже привыкают со временем. Cоображалка работает номально, человек адекватен, но субъективно это ощущение мучительно, особенно в начале. Некоторые не выдерживают и кончают суицидом. Мзвестно высказывание Декарта - "Я мыслю, следовательно существую". У страдающих деперсонализацией это не так. Они не уверены в том, что существуют вообще.
Некоторые лекарственные средства вызывают один из похожих эффектов. Когда трудно думать. Сложно сосредоточиться, чтобы подумать мысль, и приходится буквально физически ее проталкивать. В голове не удерживается она целиком, видимо подавляется краткосрочная память. Это сразу лишает возможности удерживать в голове ход мышления. Очень некомфортные ощущения. Хотя при этом понимаешь, кто ты и где, и даже, что с тобой происходит. Но ни о чем думать невозможно. И это, оказывается, очень тяжело выносить.
Мне показалось, что описываемое в заглавном комментарии состояние ближе к пляске мыслей, чем к "Читта вритти ниродха". :-) То есть, за пляской множества невозможно ухватить ни одну и додумать её до конца. Такая аналогия с повышением электрического сопротивления при повышении температуры.
если бы все мистики ставили себе целью лишь достижение определенного эмоционального состояния - было бы так, как сказано. Однако это не так. Сюда - вся старая тематика разговора о сравнении мистики и наркотиков, которые позволяют много чего испытать "даром", без тренировок, аскезы и пр.
Я в мистиках не разбираюсь. Может, к ментальным состояниям там прилагается еще что-то. Меня в данном описанном случае больше занимает вопрос, из чего составлено "Я", без чего оно может обходиться и при этом не исчезать. Оказывается, почти без всего, что мы привыкли отождествлять с "Я". Самое удивительное, что оно сохраняется, несмотря на потери стольких атрибутов.
Атман - абсолютный субъект всех психических состояний, остающийся их неизменным свидетелем, или созерцателем (он «не то, что видит глаз, а то, что видит глазом; не то что в мысли мыслится, а то, что мыслит мыслью»); атман отличен от тела: «Говорят же: тело - мое. Как же быть телу субъектом?» (Шанкара). Точно также он отличен от эмоций, чувств, мышления и т.д., поскольку они также могут быть объективированы как предикаты («я чувствую», «мои чувства», «мои мысли» и т.д.
Ну это просто название "Я" другими словами. И главное, непонятно, как оно в конечном счете устроено. Абсолютный субъект - это очевидно. Но где он сидит?
Потрясающе интересно, спасибо. Как Джилл Тейлор восемь лет искала тропинки назад к левому полушарию тысячи "ищущих" ищут свои тропинки к правому. Нет культуры и навыка воспитания этих умений с младых ногтей, как происходит, допустим, обучение речи. Хотя, может такая культура появится. Или, может, уже успела исчезнуть. Есть о чем подумать.
Comments 134
Растворенность растворенности рознь :)
Существует расстройство, называемое деперсонализацией (часто сопутствует эндогенным депрессиям и тревожно-депрессивным расстройствам, наряду с дереализацией). Так вот, это не то чтобы покой, это, наверное, вообще самое худшее, что может произойти с человеком. Причем у некоторых оно может длиться годами, или даже всю жизнь.
Reply
Reply
Мзвестно высказывание Декарта - "Я мыслю, следовательно существую". У страдающих деперсонализацией это не так. Они не уверены в том, что существуют вообще.
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Атман - абсолютный субъект всех психических состояний, остающийся их неизменным свидетелем, или созерцателем (он «не то, что видит глаз, а то, что видит глазом; не то что в мысли мыслится, а то, что мыслит мыслью»); атман отличен от тела: «Говорят же: тело - мое. Как же быть телу субъектом?» (Шанкара). Точно также он отличен от эмоций, чувств, мышления и т.д., поскольку они также могут быть объективированы как предикаты («я чувствую», «мои чувства», «мои мысли» и т.д.
Reply
Reply
Что-то вроде "Атман и его инструменты".
Reply
Reply
Leave a comment