Благодаря
vls-777 и
wealth обнаружил статью М.Б. Менского
Концепция сознания в контексте квантовой механики УФН (2005)
Автор выдвигает свое сильное утверждение:
"Способность человека (и любого живого существа), называемая сознанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений называется редукцией состояния или селекцией альтернативы, а в
(
Read more... )
Comments 98
Reply
Reply
Reply
Если бы не его позиция и УФН, я бы такую статью так бы и расценил - не более чем "хи-хи". А тут...даже не знаю, что думать.
Reply
Reply
Reply
к вопросу о мерцании мира
Reply
Reply
Reply
Однако Менский весьма квалифицированный физик и данные тезисы публикует в УФН уже не в первый раз, с моральной поддержкой Гинзбурга. Если допустить, что он верно трактует "проблему измерения" (а с этим, думаю, большинство физиков не согласятся - хотя сие, разумеется, не дает гарантий их правоты), то первое, что приходит в голову: получающиеся несуразности продукт неполноты самой КМ, а не реальности, которую она описывает.
Этот момент Менским почему-то полностью проигнорирован. Хотя, мне кажется, это самое очевидное, на чем стоит заострить внимание в первую очередь. И только во вторую на всем остальном...
Reply
Reply
Reply
Reply
Тут я даже бы не возражал, потому что атаковать Менского можно на гораздо более раннем этапе рассуждений.
Научный субъект - это вовсе не живой человек из плоти, крови и психики, а лишь сознание, застающее себя в своей активности (cogito ergo sum): всё остальное выносится за рамки рассмотрения.Для меня это непредставимо - физика, абстрагирующаяся от реальных объектов. Как мне видится, трюк Менского как раз в том, что он выводит свойства реального мира через некоторое свойство его объектов. Тут получается сложная казуальная петля. ( ... )
Reply
Беда в том, что значение слова «сознание» у Менского меняется в зависимости от ситуации: то речь идет о психологическом и бытовом значении, то - о свойстве наблюдателя квантовых эффектов (из которого заведомо исключены эмоции, мистические дела и прочие эффекты), то - о свойстве всех живых существ (=раздражимости?), то - о мистическом опыте. Причём сам он не замечает тут смысловых подмен.
То есть витализм, полученный путем искусстных интерпретаций некоторых физических проблем.
Исходно «сознание» вводится Менским именно как свойство наблюдателя квантовых эффектов - но как могут иные живые существа, нежели люди (причём ЛЮБЫЕ живые существа) выступать в этом качестве? Так что, имхо, его витализм имеет очень левое отношение к физическим проблемам.
Для меня это непредставимо - физика, абстрагирующаяся от реальных объектов.Конечно, физика не ( ... )
Reply
Если иметь в виду именно свойство, а не термин "сознание", тут как раз нет сложности: увидеть кота в одном из состояний может и крыса. Собственно, любой из нас это проделывает постоянно, просто проживая в нашем (квантовом) мире, воспринимаемым как классический.
Для нас здесь важно, что субъект (=вещь мыслящая) - это такая штука, которая выведена за пределы и физики, и психологии. Это такая точка, в которой мышление (сознание) застаёт само себя, то есть достоверно знает о своём существовании, не может усомниться в нёмЯ понимаю этот тезис. Но не принимаю - такое "очищенное" восприятие для меня нонсенс. Ибо сознание есть непосредственный продукт биологической и физической природы и остается таковым в любой момент времени, по кр. мере, если не уходить далеко от научных представлений. Т.о. "субъект физического познания" является одновременно физическим объектом/свойством, как бы мы тут ни ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Я ранее особо не вдавался в "квантовое" сознание - помимо Хамероффа-Пенроуза и Менского, по сути, о других подходах не слышал.
Reply
Leave a comment