То, что давно хотела сделать.
Цитировать, даже полностью все части, можно и нужно.
В 2016-ом, основательно, как казалось, подготовившись, приехала во Владивосток ради одной экспозиции в музее имени Арсеньева. Речь, как некоторые из вас догадались, о погребальном комплексе князя Эсыкуя, часть которого - гигантская каменная черепаха - живет в Хабаровске.
Я знала, что выставлено. Я знала, что есть надписи. Я всё сфотографировала, пощупала (каюсь) и осознала визуально. Потом была серия постов. И в одном из них получила комментарий, дескать, господин Ларичев, установивший личность погребенного, одурачил всех и многое притянул за уши. И черепаха наша не эсыкуевская, и текстов у нее никаких не было, да и вообще нельзя сказать, что всё представленное в музее - из единого комплекса, потому как читайте Буссе и прочих глазами-видящих.
Со мной так нельзя. Нельзя заронить семя сомнения и уйти безнаказанным...
* * *
Ларичев Виталий Епифанович. Археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук, член РАЕН - читаем в википедии. Известно, что господин Ларичев занимался не только научными изысканиями (некоторые ставят ему в упрек, дескать интерпретация палеоастрономии - это ваще никак не наука, но мы не судим, нет), но и популяризацией науки, во имя чего писал рассказы, повести и выпускал книжки (тиражами по 15 тыщщ, кхм). Хорошо ли он это делал? Плохо ли? Предлагаю не оценивать популяризаторские таланты Виталия Епифановича, а в рамках вышеобозначенной темы равнодушно-спокойно препарировать некоторые части ларичевской книжки - "Тайна каменной черепахи. Документальная повесть об одном археологическом поиске". Будем брать куски текста, описывающие метания и искания автора, по мере возможности докажем обоснованность или не очень авторских выводов и постараемся развеять или усугубить сомнения некоторых граждан по поводу погребального комплекса Эсыкуя. Поехали.
В. Е. Ларичев, фото -
музей-заповедник Сундуки.
Один из первых, на кого ссылается в книге Ларичев, - Лопатин Иннокентий Александрович, инженер, географ, геолог. Бывал в районе современного Уссурийска дважды - в 1863 и 1868 годах. В своей работе о древних урочищах, которую он скинул Археологической комиссии, Лопатин подробно описывает и зарисовывает места, где были расположены древние изваяния (черепаха, стела, бараны), указывает место проживания скульптур "собак", которых хозяйственные никольские крестьяне уложили в фундамент дома...
Этот же Лопатин, пожалуй, первым начинает путаться в принадлежности сопровождающих скульптур, что в последующем очень помешает исследователям. Дело в том, что несмотря на тщательность и педантичность, Лопатин проигнорирует в записях хабаровскую черепаху, описав другую - вторую каменную черепаху, которая сейчас хранится в Уссурийске (все же в курсе, что каменных черепах, как минимум, две?). Возможные причины игнора? О них чуть ниже, а пока смиримся с тем, что в записях Лопатина фигурирует лишь одна черепаха.
Ок, пусть наше каменное земноводное Лопатин не описал, но вдруг зарисовал? Известно, что Иннокентий Александрович аккуратно зарисовывал все древности, что встречались на его пути. Вдруг и хабаровскую черепаху он зарисовал, случайно, мимоходом... Лопатинские черепаховые и околочерепаховые рисунки с никольской натуры писатель Ларичев приводит в своей "Тайне...". Вот они.
Рисунки Лопатина, приведенные в книге Ларичева
И очаровательный оригинал )) Простите, что в таком паршивом разрешении, но зато тут мы видим, что старательный Лопатин даже пронумеровал блоки черепаховой скульптуры - I, II и III.
Рисунки Лопатина в его отчетном материале, составленном после экспедиции
Из всей сборной картинки, которую сотворил Лопатин и процитировал Ларичев, нас интересуют те фрагменты, что относятся непосредственно к черепахе - объекты 4-5 и 7-11 (сама черепаха, стела, навершие и схема размещения всего упомянутого). Если кто сомневается, что на рисунке представлена именно уссурийская каменная черепаха, то вот - см. ниже.
Каменная черепаха, и ныне стоящая в Уссурийске.
По поводу черепахи убедились - на лопатинском рисунке не наша. Но что со стелой и навершием? Да, Лопатин зарисовал их вместе с уссурийской черепахой, но, быть может, на рисунок попали стела и навершие (рисунки 5 и 10), принадлежащие хабаровской черепахе? Может, Лопатин по ошибке приписал их уссурийской скульптуре? Ну, ведь мог? К тому же, об этом упрямо твердят некоторые исследователи...
Не мог. Почему?
1) И стела, и навершие обеих черепах лежали в разных местах. Всё, что относится к хабаровской черепахе, располагалось "на запад от первого вала, на береговой окраине разливов Суйфуна" (это еще один ценитель дальневосточного, Палладий Кафаров), а всё черепашье-уссурийское - "в двух верстах на север от городища" (он же). Смотрим на планы из Записок Общества Изученiя Амурскаго Края от 1908 года (составлен, похоже, Ф. Ф. Буссе или сопровождающими на основе описаний старожилов, зарисовок предыдущих исследователей и собственных наблюдений) и из "Тайны..." Ларичева, где он схематично копирует план Двуградия, зарисованный в 1870-ом году Г. Нахвальных - это топограф-сопроводитель Кафарова.
Слева - план из Записок, справа - план из "Тайны...".
Точка 6 - место расположения хабаровскойчерепахи, точка 7 - уссурийской (она представлена на рисунке выше - тот самый очаровательный оригинал).
Помним, что Лопатин тусил в этих местах на восемь лет раньше Кафарова, и, как указано в его записках, видел лишь одну черепаху - уссурийскую. Следовательно, и стелу с навершием он видел в единственном экземпляре - возле уссурийской черепахи. Так что на рисунке точно не хабаровское "наследие".
2) Чтоб убедиться окончательно, сравним рисунок навершия Лопатина и рисунок хабаровского навершия - см. ниже (хабаровское навершие хранится в краеведческом музее им. Арсеньева во Владивостоке).
Слева - навершие уссурийской черепахи, справа - хабаровской.
Согласитесь, это совершенно разные скульптурные части, даже с учетом скола. И по контуру, по форме щита, по окантовке драконом - всё разное. Некоторые исследователи истории каменной черепахи ссылаются на данный рисунок Лопатина, настаивая, что именно так и выглядело навершие до того, как его разрушили то ли в революцию, то ли в уже советское время...
Окончательно определиться с принадлежностью лопатинского рисунка
помогли бы осмотр и сравнение уссурийского навершия, но оно исчезло
в неизвестном направлении. Как и потерянные парные скульптуры баранов.
Как и многое другое.
Но помимо формы, щитов и драконов у этих наверший есть еще одно отличие - надписи. И пока речь ведем не о содержании - о самом наличии письменных знаков на навершии.
Палладий Кафаров -
отсюда и Федор Буссе -
отсюда Дело в том, что немногочисленные счастливчики, наблюдавшие вживую оба навершия, заявляли, что у хабаровского навершия текст был, а у уссурийского на щите не было ни одного знака. Одним из таких заявителей был уже упомянутый Палладий Кафаров. Протокольную фиксацию своих уссурийских приключений и находок он вел в дневниках, которые долгое время считались утраченными и которые Ларичев обнаружил в архивах Географического общества.
Можно верить или не верить, но Виталий Епифанович реально обнаружил эти записи в архивах (зафиксированный научный факт!) и до конца жизни стремился, чтобы дневники стали не просто архивной единицей, а полноценным живым трудом, которым с благодарностью пользовались бы следующие поколения исследователей дальневосточной истории. Следовательно, дневниковая запись Кафарова о навершии "камень с надписью ... найден в дальнем кладбище, близ дальней крепости" - документально подтверждает и существование надписи на навершии, и принадлежность навершия хабаровскому черепашьему памятнику.
Именно это навершие с письменами в 1870 году заприметил хозяйственный Спиридон Назаренко - зажиточный крестьянин из Никольского, у которого Кафаров жил во время, мм, экспедиции и с которым отец Палладий посещал место древнего захоронения. Потом Спиридон прихватил ладный камушек и укрепил им ступень у входа в ледник возле собственного дома. "...у одного крестьянина найден камень, служивший ступенью входа к леднику, составлявший часть памятника. На нем ясно видны несколько стертых сапогами письмен... Камень отобран", пишет потом, в 1885 году Федор Буссе в своем обращении в Археологическую комиссию.
Отобранный камень вместе с прочим отобранным - скульптурами людей и животных - а также с выкопанным Буссе саркофагом в 1894 году отправили во Владивосток в Общество изучения Амурского края. Вывезли всё, кроме черепах. Возможно, из-за этого и возникла некая путаница: оба памятника - "уссурийские", оба - черепахи, попробуй догадаться, кому из них принадлежит навершие... Впрочем, и сам Буссе сомневался в принадлежности камня, но он, скорее, сомневался в том, что он уссурийский, т.е. принадлежит современной-уссурийской черепахе...
* * *
Так почему же тщательный и педантичный Лопатин пропустил нашу хабаровскую черепаху? Как получилось, что он описал и зарисовал лишь уссурийский памятник? Виталий Ларичев делает предположение, что во время визита/тов Лопатина хабаровская черепаха была завалена снегом. Глядя на многотонную махину, стоящую рядом с хабаровским краеведческим музеем, сомневаешься в этом предположении, но потом вспоминаешь, что осень и зима у нас на ДВ бывают довольно снежными, а от черепахи, как пишет Буссе, "над поверхностью земли выдвигалась лишь спина и голова" (это всего лишь около полуметра), а уссурийская черепаха была почти полностью на поверхности. Так что вполне возможно, что Лопатин не видел хабаровскую черепаху. И логично, что всех увиденных баранов и собак он приписал к увиденной уссурийской громаде. При этом помним, что видел он их не столько возле черепахи, сколько в никольских дворах...
* * *
Ларичев: подтвердить или опровергнуть. Часть II Ларичев: подтвердить или опровергнуть. Часть III Ларичев: подтвердить или опровергнуть. Часть IV P. S.: По ходу копаний выяснилось, что далеко не все понимают, о каких территориях и масштабах идет речь. Нам помогут "юные краеведы" из города Уссурийска, чьи исследовательские работы собрал в единую краеведческую махину местный музей. Именно там, в материале 2014-го года от И. Гудошникова "Археологическая деятельность Ф.Ф. Буссе на территории Уссурийского городского округа" (руководитель - А. Л. Мезенцев) я нашла замечательную картинку, коей делюсь с вами. Наслаждайтесь.