Псков. Выставка "Десять веков русской архитектуры". Часть 1. Древнерусская архитектура

Dec 09, 2024 23:09

Сегодня начинаю публиковать фотоотчет о выставке под названием "Десять веков русской архитектуры. Шедевры из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева", которая проходила в Пскове в палатах Постникова с 7 сентября по 27 октября этого года.  На выставке был представлен путь  развития русской архитектуры с момента возведения первых каменных храмов на Руси в Х веке до авангадных течений ХХ века. Основу выставки составляет изобразительный материал в виде рисунков, планов, чертежей, фотографий, графических реконструкций храмов и зданий разных эпох. Было представлено несколько архитектурных макетов и предметов декора.



И поскольку выставка была очень содержательная, все-таки тысяча лет - это значительный промежуток времени, то я разбила ее на три части. Первая часть будет посвящена древнерусской архитектуре во всем ее многообразии архитектурных школ русских земель. Как известно, древнерусский период заканчивается вместе с XVII веком, в начале XVIII века начинаются петровские преобразования, с которыми в русскую архитектуру приходят стиль барокко, и далее классицизм, ампир.. Им будет посвящена вторая часть фоторассказа о выставке. А в третьей часть речь пойдет о модерне, авангарде и других течениях и стилях отечественной архитектуры ХХ века.



Выставка "Десять веков русской архитектуры....", на которой были представлены экспонаты из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева, проходила в двух залах цокольного этажа больших палат Двора Постникова.



Афиша выставки

И тут я не могу не высказать своего восхищения тем, как интересно устроители выставки организовали не очень большое пространство этих двух залов, разместив там материал, рассказывающий о целом тысячелетии развития русской архитектуры. Причем рассказ и показ развивался здесь последовательно, от века к веку, от школы к школе, от стиля к стилю. Это очень облегчало восприятие информации иллюстративного и описательного характера.

КИЕВСКАЯ РУСЬ.  НАЧАЛО.

И начинается все, конечно, с Киевской Руси.



После крещения Руси в 988 году вместе с христианством из Византии приходит и византийское искусство. По приглашению князей Владимира и Ярослава Мудрого в Киев прибывают греческие мастера и возводят первые христианские церкви, образ которых на долгие века определит вектор развития русского храмового зодчества и монументальной живописи.

Из Византии на Русь приходят и основной тип храма - крестово-купольный. Это постройки с ясно выраженной в плане формы креста, ориентированного с запада на восток и перекрытого цилиндрическими сводами и куполами. Интерьер крестово-купольного храма разделяется рядами столбов на нефы, которые завершаются на востоке полукружиями апсид.

Первые храмы на Руси возводили в технике смешанной кладки - "opus mixtum". Тонкий кирпич - плинфа - скреплялся известковым раствором -"цемянкой".

Особой популярностью пользовалась "кладка с утопленным рядом": когда каждый второй ряд кирпичей оставался видимым снаружи, чередуясь со слоем цемянки, в результате чего на фасаде образовывались яркие полосы. Поскольку храмы не штукатурили и не красили - цвет, фактура и метод применения самих строительных материалов, выложенные из них профилированные окна, ниши, вертикальные тяги и являлись главным украшением здания.

Византийская традиция, распространяясь по русским землям, постепенно трансформировалась, обретая новые специфические черты, продиктованные местными экономическими, культурными и климатическими особенностями.



Десятинная церковь в Киеве. Х век.
Д.Сухов. Реконструкция первоначального облика. 1951
Бумага, акварель, тушь, белила, карандаш



Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Реконструкция первоначального облика. 1940-1950-е годы
Копия



Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
В. Остров. План. 1880-е гг.
Бумага, тушь, цветная тушь, карандаш



Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Разрез с востока на запад. XIX в.
Бумага, акварель

Интерьер Софийского собора, возведённого константинопольскими мастерами, представляет собой уникальный памятник византийского монументального искусства. Стены, столбы и своды центрального пространства украшены мозаиками, сложенными из разноцветных кусочков стекла - смальты. Стилистически мозаики полностью выполнены по византийским канонам: со сплошным золотым фоном, подчёркнутой контурностью изображений, характерными укрупнёнными пропорциями фигур и греческими типами ликов, с большими миндалевидными глазами.



Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Внутренний вид центральной апсиды. XIX в.
Бумага верже, акварель

Собор был существенно перестроен в эпоху барокко, что серьёзно изменило его внешний облик: появились вычурные главки, пышные наличники и порталы. Однако под новой декорацией сохранилась древнее сооружение. С восточной стороны, на полукружиях апсид, есть "реставрационные окна", в которых видна оригинальная кладка из плинфы, что даёт представление о первоначальном цвете и фактуре стен. Тонкие полоски плинфы, чередующиеся со связующим раствором - цемянкой , - изначально не были закрыты штукатуркой и сами по себе являлись украшением здания.



Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Г. Гурьянова. Вид на восточный фасад. 1944
Бумага, акварель, карандаш



ВЕЛИКИЙ  НОВГОРОД



В середине XI века в Великом Новгороде начинает формироваться собственная архитектурная школа. Главный памятник - Софийский собор - в значительной степени сохраняет византийские традиции, однако в нём уже начинают проявляться местные отличительные черты.

Новгородские храмы монументальны и просты. Сложенные из кирпича и местного камня, они крепко стоят на земле, будто вырастая из неё. Голые кирпичные стены оказались уязвимы в суровом северном климате - для защиты кладки от губительного влияния влаги при смене температур стены храмов начинают белить. Сокращается число окон а сами они становятся меньше, в интерьере на смену мозаике приходит фресковая живопись.

Расцвет Новгородского зодчества приходится на вторую половину XIV века - время экономического подъёма и наивысшего могущества Новгородской республики. Количество храмов в городе растёт, а их размеры, наоборот, уменьшаются: практически на каждой улице новгородцы строят себе церковь. Чаще всего это компактные, одноглавые, трёхнефные и трёхапсидные храмы.

Миниатюрные размеры постепенно приводят к уменьшению и понижению боковых апсид, а финально - к тому, что остаётся всего лишь одна. Узкие щелевидные окна складываются в пирамидальные группы, словно вторя главным элементам архитектурного декора - поребрику, бегунцу, волчьему зубу и аркатурному пояску - простым геометрическим орнаментам, выложенным из кирпича на барабане и по верхнему контуру прясел.



Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
В. Кринский. Вид с востока. 1960-е гг.
Бумага, масло

Софийский собор в Великом Новгороде - наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на территории России. Пятинефный, крестово-купольный, возведённый по византийским канонам, он уже начинает обретать и некоторые новые, специфические русские черты: стены выстраиваются в смешанной кладке из плинфы и известняка, снаружи их покрывает побелка, сокращается число оконных проёмов, на фасадах появляются мощные лопатки, а интерьеры украшаются фресковой живописью.



Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
П. Максимов. Реконструкция интерьера. 1940-е гг.
Бумага, акварель



Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
Е. Морозкина. План по уровню хор. Обмерный чертеж. 1950-е гг.
Копия



Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
Неизвестный автор. Вид с юга на собор и памятник Новгородскому ополчению 1812 года. Сер. XIX в.
Бумага, тушь, акварель, белила

Церковь Спаса Преображения на Нередице - знаменитый памятник новгородского зодчества был практически уничтожен во время Великой Отечественной войны: был разрушен купол, своды, большая часть стен. Погибли и почти все фрески - уникальный комплекс новгородской монументальной живописи XII века. Работы по спасению храма начались ещё в 1944 году. В Музее архитектуры хранится большое количество материалов, связанных с его восстановлением. Они демонстрируют масштаб проведённых работ и героический подвиг реставраторов, полностью восстановивших церковь в 19 56 - 1958 годах.



Церковь Спаса Преображения на Нередице в Великом Новгороде. 1198 г.
Д.Сухов. Проект реконструкции. 1944
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель



Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
А. Иванов-Терентьев. Вид с востока. Фотография 1909 г.
Копия

До середины XX века в церкви Успения на Волотовом поле ещё сохранялись уникальные фрески XIV века. Ещё до революции они привлекали внимание учёных и ценителей древнерусского искусства. В процессе изучения были созданы многочисленные фотографии, фиксирующие внешний и внутренний облик храма, обмеры, акварельные и карандашные рисунки, схемы росписи и даже копии отдельных фрагментов монументальной живописи. Сегодня эти материалы, хранящиеся в том числе в коллекции Музея архитектуры, являются бесценным источником информации о памятнике, разрушенном во время Великой Отечественной войны.



Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
Расписана в 1363 г.
По рисунку В.Суслова. Поперечный разрез.
Из комплекта "В.В. Суслов. Памятники древнего русского искусства". 1912 г.
Бумага, хромолитография



Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
Расписана в 1363 г.
По рисунку В.Суслова. Поперечный разрез. Фрагмент.
Из комплекта "В.В. Суслов. Памятники древнего русского искусства". 1912 г.
Бумага, хромолитография



Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1374-1378 гг.
Я. Рубанчик. Вид с юго-запада. 21.08.1940.
Бумага, карандаш, карандаш цветной



ВЛАДИМИР  И  СМОЛЕНСК



В начале XII века на северо-западе русских земель обособляется Владимиро-Суздальское княжество с центром в городе Владимире. Наивысший расцвет культуры и искусства приходится здесь на времена правления князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Перенос митрополичьей кафедры из Киева закрепляет за Владимиром статус нового политического и духовного центра.

Самым популярным строительным материалом во Владимире был местный белый камень, отличающийся высокой плотностью. Он идеально подходил и для кладки, и для создания изысканных, тончайших рельефов. Именно они наравне с аркатурно-колончатыми поясками и перспективными порталами, стали главным украшением и отличительной чертой местной архитектурной школы. Скульптурное убранство и характерные композиционные приёмы свидетельствуют об активных культурных связях с западом и проникновении во Владимир некоторых элементов романского искусства.



Дмитриевский собор во Владимире. 1191-1197 гг.
А.Александров. Вид с востока. Фотография 1955 г.
Копия



Дмитриевский собор во Владимире. 1191-1197 гг.
1. Э. Виолле-ле-Дюк, Ф. Пенель. Фрагмент наличника главного портала
2. Неизвестный автор. Детали украшения наружной стены.
Из издания Э. Виолле-ле-Дюка "Русское искусство". Последняя четверть XIX в.
Бумага, литография



Церковь Покрова на Нерли под Владимиром. 1165 г.
Г. Крутиков. Зарисовка. 1938
Бумага, каркндаш, акварель, белила



Успенский собор во Владимире. 1158-1160, 1186-1189 гг.
И. Барщевский. Вид с северо-востока
Фотография 1885-1889 гг. Копия

Вторым центром каменного зодчества в конце XII века было Великое княжество Смоленское, географическое положение которого позволило местным зодчим воспринять традиции архитектуры Киевской Руси, Черниговского княжества и отдельные веяния из Западной Европы.

Благодаря археологическим исследованиям нам известно о не менее чем полутора десятков каменных сооружений. К сожалению, до наших дней от большей части из них дошли лишь фундаменты. Счастливое исключение составляют три храма: Свирская церковь на Смядыни, церковь Иоанна Богослова на Варяжках и храм Петра и Павла на Городянке.

Объёмно-пространственное решение смоленских храмов отличалась не типичной для византийской традиции центричностью и пирамидальностью, готической устремлённостью ввысь. В плане особенно явно подчёркивалась форма креста: с севера, юга и запада основной объём поддерживали симметричные притворы. Нередко в основании несущих конструкций укладывались валуны, поверх которых возводились стройные ряды тонкой плинфы, скреплённый цемянкой.



Церковь Петра и Павла в Смоленске. 1146 г.
П. Барановский. Проект реставрации с восстановлением первоначального облика. 2-ой вариант. 1940-е гг.
Бумага, тушь, акварель



Церковь Петра и Павла в Смоленске. 1146 г.
1. Плитка пола изразцовая полихромная. XII в. (?). Глина, глазурь.
2. Плитка пола изразцовая полихромная. XII в. (?). Глина, глазурь.
3. Фрагмент плинфы. XII в. Глина.

ПСКОВСКАЯ  ШКОЛА



В начале становления своей архитектурной традиции Псков стоял несколько в стороне от центра культурной жизни Киевской Руси. В XII столетии благодаря деятельности новгородского архиепископа Нифонта и прибывшей по его заказу артели новгородских мастеров, псковская архитектурная школа формируется в русле новгородской традиции: каменное зодчество представлено небольшими, чаще всего одноглавыми крестово-купольными храмами.

Особняком стоит Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - уникальный памятник древнерусской архитектуры. Своей ярко выраженной крестообразной структурой, вписанный в квадрат плана, он представляет собой идеальный византийский храм с единым просторным подкупольным пространством.

Главная доминанта города - это псковская крепость - Кром, возвышающаяся на высоком берегу реки Великой. Приграничное положение города, в любой момент ожидающего нападения западных соседей, отразилось в многослойной системе оборонительных укреплений, для возведения которых собирались многочисленные строительные артели высококлассных мастеров.

Собственная архитектурная школа максимально явственно формируется во второй половине XIV в. и достигает своего расцвета к XV-XVI векам. Композиция храмов всё чаще строится на разнообразии и гармоничности составляющих её объёмов. Главную роль начинает играть примыкающая к храму звонница. Различная толщина столбов звонницы и отличающееся расстояние между ними добавляют ощущение рукотворности псковских построек. Складывается и чёткое расположение орнаментов: бегунец почти всегда идёт между двумя лентами поребрика, на барабане к ним добавляются аркатурные пояски и цветные ленты изразцов.

Высокое мастерство псковских зодчих было хорошо известно за пределами города. Подтверждением этого становится приглашение Иваном III пусковичей - главных специалистов, обладающих "каменносечных хитростью" - для выявления причин обрушения Успенского собора Московского Кремля. Мастера не только дали авторитетное заключение, но и возвели рядом церковь Ризоположения и Благовещенский собор.



Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. 1156 г.
П. Максимов. Реконструкция первоначального облика. 1940-е гг.
Бумага, акварель, карандаш

Благодаря реконструкции реставратора Петра Максимова мы можем увидеть, как изначально выглядел один из древнейших соборов Пскова. Сложенный из местной известняковой плиты и плинфы, он представлял собой не характерный для древнерусской архитектуры тип конструкции: основной объём имел ярко выраженную форму равноконечного креста. На завершающем этапе строительства пониженные боковые апсиды и угловые западные объёмы были надстроены, и общая композиция сооружения утратила первоначальный замысел.



Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. 1156 г.
В. Кокорин. Вид на собор и Стефановскую церковь со стороны реки Великой.
До 1941 г.
Бумага, пастель, карандаш



Псковский Кремль. VIII - XVIII века.
Д. Сухов. Вид с реки Псковы.
Эскиз реконструкции. 1945 г.
Бумага, картон, акварель



Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пскове. 1521 г.
В. Козлов. Вид с реки Великой. 1964 г.
Бумага, картон, акварель



Храм Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. 1535 г.
А. Хамцов. Вид с северо-востока. 1955 г.
Бумага, карандаш, акварель, цветной карандаш



Храм Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. 1535 г.
П. Максимов. реконструкция интерьера церкви. 1940-е гг.
Бумага, тушь, отмывка



Храм Преподобного Сергия Радонежского с Залужья в Пскове. 1582-1589 гг.
В. Щуко. Городская зарисовка с видом на храм. 1910-е гг.
Бумага, карандаш, акварель



Храм Спаса Нерукотворного Образа (Образская церковь с Жабьей лавицы) в Пскове. XVI - XIX вв.
П. Карузин. Вид с запада. 1906.
Бумага, акварель.



Церковь Николая Чудотворца (Николы Явленного) от Торга в Пскове. 1676 г.
В. Кубасов. Рисунок с видом на церковь. 1960-е гг.
Бумага, карандаш, акварель



Поганкины палаты в Пскове. 1671-1679 гг.
Э. Бернштейн. Общий вид. 1945 г.
Бумага, уголь, акварель



Поганкины палаты в Пскове. 1671-1679 гг.
Ю.Спегальский. реконструкция печи. 1950-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, белила, карандаш



Палаты у Сокольей башни (Дом ксендза). XVII в.
А. Хамцов. Общий вид. 1954 г.
Бумага, карандаш



МОСКВА



Москва, первоначально пограничная крепость Владимиро-Суздальского княжества, оказалась в XIII - XIV веках на пересечении новых торговых путей и вскоре превратилась в столицу княжества Московского. После победы объединённого русского войска во главе с князем Дмитрием Донским в Куликовской битве, Москва обрела статус обще-русского политического и культурного центра, а московское зодчество вобрало в себя лучшие традиции других русских земель -в основном Владимира, Новгорода и Пскова.

Традиционным строительным материалом для раннего московского зодчества также становится местный белый камень, который тем не менее уступает по качеству владимирскому. Небольшие одноглавые храмы ставятся на высокие постаменты, к которым ведут широкие лестницы. Силуэт церквей обретает пирамидальную форму, с плавным переходом от основного объёма к барабану купола.

Стены, по владимирской традиции, разделяются горизонтальным пояском. Однако место аркатурно-колончатого пояса занимает нарядная, чаще всего тройная лента растительного орнамента. Из Новгорода приходят геометрические орнаменты и практичное отношение к организации внутреннего пространства.

Появляются и истинно московские элементы: килевидные (похожие на перевёрнутый киль корабля) кокошники, завершающие прясла и украшающие дверные проёмы, окна и барабан; "дыньки" - утолщение на колонках, напоминающие по форме гранёную бусину; сноповидные -напоминающие сноп сена - капители.



Церковь Ризоположения в Московском Кремле. 1484 - 1486 гг.
А. Хамцов. Вид с востока на церковь Ризоположения и комплекс Теремных церквей. 1976 г.
Бумага желтая, карандаш, цветной карандаш, уголь.



Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. 1410-1427 гг.
А. Хамцов. Вид с юго-востока. 1981 г.
Бумага, карандаш, фломастер



Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. 1410-1427 гг.
1. Б. Томбек. Кокошники. Фотография 1977 г. Копия.
2. А. Александров. Южный портал. Фотография 1969 г. Копия.



1. Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Нач. XV в.
В. Сухов, Ю.Цыганов. Вид с юга. Фотография 1980 г. Копия
2. Успенский собор на Городке в Звенигороде. 1390-е гг.
И. Барщеский. Северный портал. Фотография 1885-1886 гг. Копия

ИТАЛЬЯНЦЫ  В  РОССИИ

В конце XV века завершилось объединение русских княжеств в единое государство, а великий князь Московский Иван III принял титул "Государя всея Руси". После падения "второго Рима" - Константинополя, Русь становится главным преемником Византии, а Москва - "третьим Римом". Безусловно, этот высокий статус должен был получить соответствующее воплощение в камне. По приглашению царя в столицу в разное время прибывают итальянские мастера из Болоньи, Ломбардии и Венеции.

Одному из первых прибывших в Россию итальянских мастеров - Аристотелю Фиораванти - Иван III повелевает возвести в Московском Кремле Успенский собор. Для демонстрации преемственности Москвы великому Владимирскому княжению собор должен был быть выстроен по образцу Успенского собора во Владимире. Сохраняя визуально узнаваемые владимирские черты (пятиглавие, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы, общее ощущение "белокаменности"), Фиораванти приводит их к гармонии и математической выверенности, характерной для архитектуры итальянского Ренессанса.

Особенно явственно это проявляется в композиции фасада, обращённого к Соборной площади, и организации просторного и светлого внутреннего пространства. Получившийся в результате уникальный синтез русской визуальной традиции и итальянской технологии станет главным образцом для подражания на долгое время, вплоть до начала XVIII столетия.

Вслед за Фиораванти в Москву прибывают и другие итальянцы, которые работают над возведением нового Великокняжеского дворца, Грановитой палаты, колокольни "Иван Великий", обновлением стен и башен самого Кремля. Архангельский собор Алевиза Нового, в отличие от Успенского собора, вбирает в себя невероятное количество ордерного декора, который прочно войдёт в обиход русских зодчих XVI-XVII столетий.

Работа итальянских мастеров, мощным аккордом прозвучавшая в период правления Ивана III, не только не ограничивалась территорией Московского Кремля, но и продолжилось в последующие периоды.



Успенский собор в Московском Кремле. 1475-1479 гг. Архитектор Аристотель Фиораванти
Неизвестный автор. Вид с юго-востока.
Из издания Н. Найденова "Москва. Виды некоторых городских местностей...". 1883 г.
Бумага, фотогравюра



Н.Саблин, М. Махаев
"Вид Успенского собора и Грановитой палаты с частью Ивана Великого" в Московском Кремле
Иллюстрация к "Краткой Российской империи географии" с карманным атласом. 1773 г.
Бумага верже, офорт



Грановитая палата в Московском Кремле. 1487-1491 гг. Архитекторы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари
Неизвестный автор. Фасад со стороны Соборной площади.
Из издания И. Кнебеля. 1910-е гг.
Бумага, фототипия



Архангельский собор в Московском Кремле. 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Новый (Фрязин)
Неизвестный автор. Вид с северо-запада.
Из издания И.Кнебеля. Кон. XIX - нач. ХХ вв.
Бумага, фототипия



Архангельский собор в Московском Кремле. 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Новый (Фрязин)
Ф. Миколаевский по рисунку Ф. Рихтера. Фрагменты архитектурного оформления собора
Из комплекта В.В. Суслова "Памятники древнего русского зодчества". 1899 г.
Бумага, гелиогравюра



Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-1489 гг. Архитекторы: артель псковских мастеров
Неизвестный автор. Восточный фасад.
Из издания Императорской Академии художеств. 1909 г.
Бумага, гелиография



Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-1489 гг. Архитекторы: артель псковских мастеров
Неизвестный автор. Роспись стен южной галереи.
Из комплекта В.В. Суслова "Памятники древнего русского искусства". 1909 г.
Бумага, хромолитография

XVI ВЕК. СТАРОЕ И НОВОЕ

С возвышением роли Москвы и образованием в конце XV века единого Русского государства различие между архитектурными школами разных земель начинают постепенно исчезать. Главный становится московская архитектура, в которой соединяются и перевариваются различные традиции русских княжеств, дополненные элементами и приёмами европейской архитектуры.

XVI век - уникальный период одновременного строительства крестово-купольных храмов по типу Успенского собора Московского Кремля и распространение совершенно новых типов - шатровых и столпообразных.

Шатёр вытянутая, чаще всего восьмигранная пирамидальная конструкция, обычно завершает основной объём здания: храма, колокольни, башни, или его части - например, крыльца. Композиционно чаще всего шатры опираются на четырёх - или восьмигранный постамент - четверик или восьмерик. Сегодня большая часть исследователей сходятся во мнении, что такая форма перекрытия пришла к нам из западной архитектуры.

Одним из самых первых шатровых храмов становится церковь Вознесения в Коломенском, возведённая итальянским зодчим Петроком Малым (Фрязиным). Считается, что прототипом для неё послужил храм Гроба Господня в Иерусалиме. Не только происхождение архитекторов, сама конструкция шатра, но и явно готические вимперги - высокие остроконечные декоративные щипцы - сегодня являются неоспоримым доказательством проникновения и развития на Руси именно европейских мотивов.

Ннередко композиция "восьмерик на четверке" применялась не с шатровым перекрытием, а купольным, образуя тем самым столпообразный объём. Один из самых ярких примеров подобной композиции - церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в Дьякове.



Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в Дьякове. 1529-1570-е гг.
Н. Мартынов. Вид с востока. 1889 г.
Бумага, тонолитография



Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1528-1532 гг. Архитектор: Петрок Малый (Фрязин)
Н. Тамонькин. Вид с северо-запада. 1939 г.
Картон, карандаш, акварель, белила



Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1528-1532 гг. Архитектор: Петрок Малый (Фрязин)
М. Красовский. План первого яруса. 1900-е гг.
Копия

XVII ВЕК. НАКАНУНЕ.



Драматичный период Смутного времени привёл к фактическому прекращению строительства в России почти на четверть века. После изгнания поляков из Москвы, избрание Михаила Романова на царство и последовавшего за этим экономического подъёма, в архитектуре наступает настоящий расцвет.

Общекультурный процесс секуляризации начинает происходить одновременно не только в архитектуре, но и в литературе, живописи и декоративном искусстве. В храмовом строительстве он проявился в усилившейся асимметрии композиции. Церкви теперь всё чаще состоят из нескольких объёмов: самого храма, колокольни, крылец, приделов, галереи и существенно увеличившейся в размере трапезной. Разновеликие и разновысокие объёмы не редко дополненные полихромными изразцами, пышным белокаменным декором, монументальной живописью и яркой окраской стен, создавали невероятно нарядный образ архитектуры, которая получила название "русское узорочье".

Одновременно развивается несколько типов храмов: традиционная крестово-купольные, столпообразные многоярусные храмы, храмы типа "иже-под-колоколы", когда непосредственно объём церкви венчает звонница. Тяготение к центричности и симметрии приводит к появлению плана в виде четырёхлиственника. Шатровые формы прочно сохраняются в русской традиции и продолжают применяться в перекрытиях колоколен, крылец и башен.

Русские мастера XVII века, развивая собственные традиции, впитывают при этом и европейские веяния. Важным источником знаний об архитектуре Ренессанса, маньеризма и барокко становятся печатные издания: разглядывая замысловатые гравюры, изображающие памятники западной архитектуры, русские зодчие узнавали о новых композиционных приёмах и декоративных элементах. На фасадах начинают проявляться резные колонки, белокаменные гребешки в форме волны, валюты, восьмигранные окна, башенки, пышные наличники, венецианские окна, раковины.



Церковь Илии Пророка в Ярославле. Середина XVII в.
С. Глушков. Вид с площади. 1986 г.
Бумага, цветная линогравюра



Троицкая церковь в Костроме. Середина XVII  в.
Неизвестный фотограф. Вид с юго-запада.
Фотография начала ХХ в. Копия



Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре в селе Солотча. 1688-1689 гг.
А. Александров. Вид с востока.
Фотография 1988 г. Копия



Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. 1666-1668 гг.
Ф. Гильферлинг. Вид с юга.
XIX век, с оригинала 1760-х годов.
Бумага верже, офорт.



Покровская церковь в Филях в Москве. 1693-1694 гг.
Ш.-К. Башелье по рисунку Орлова. Вид с северо-запада. Середина XIX в.
Бумага, литография, акварель, белила



На этом первую часть моего фотоотчета о выставке "Десять веков русской архитектуры...", которая была посвящена древнерусскому периоду я заканчиваю. Продолжение следует...

Текст, выделенный курсивом, взят из сопроводительных материалов к выставке - © Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up