Продолжаю свои рассказы о выставках, которые проходили в Пскове весной-осенью этого года, но о которых я не успела рассказать до их закрытия. В предыдущих двух публикациях я представила фотоотчет в двух частях об очень интересной выставке "Пушкин и театр" (
часть 1 и
часть 2), а сегодня я хочу показать вам очень красивую выставку "Русский стиль. Собрание русской старины Н.Л. Шабельской", которая проходила в Пскове с 22 июня по 22 сентября этого года в залах Псковского музея-заповедника в Поганкиных палатах.
На выставке были представлены старинные русские женские костюмы разных губерний России, а так же сарафаны, душегреи, кокошники, платки, позатыльники, образцы золотного шитья и еще много другой красоты из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской (1841-1904), хранящиеся в собрании Российского этнографического музея,
Афиша выставки "Русский стиль. Собрание русской старины Н.Л. Шабельской"
Вот что мы узнаем о Н.Л. Шабельской и ее коллекции из сопроводительных материалов к выставке:
Наталья Леонидовна Шабельская (урождённая Кронеберг) родилась в 1841 году в Таганроге в дворянской семье. Окончила Харьковский женский институт. В 1862 году вышла замуж за Петра Николаевича Шабельского, крупного землевладельца Харьковской губернии.
В 1877 году во время поездки по Волге Наталья Леонидовна попала на Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С этого момента она увлеклась собирательством предметов русского народного творчества. В начале 1880-х семья переехала в Москву, куда была перевезена и коллекция, ставшая одним из самых больших частных собраний текстиля России XVIII - XIX веков. С 1895 года Н.Л.Шабельская из-за болезни жила за границей, скончалась в 1904 году в Ницце. Её дело продолжили дочери Варвара Петровна (в замужестве княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна, подвязавшиеся в области реставрации текстиля.
"Музей старины" Наталья Леонидовны Шабельской - яркое явление в истории российского собирательства. В музее, расположенном в Москве на углу Садовой и Бронной в собственном доме владелицы, насчитывалось около четырех тысяч экспонатов. Среди них уникальная коллекция русских народных костюмов из губерний Европейской России. В собрании Н.Л. Шабельской хранились также высокохудожественные предметы быта из текстиля, дерева, кости, керамики, металла, стекла. Это образцы вышивки и кружев, церковного шитья и дорогих тканей, а также резные и расписные прялки, веретены, пряничные доски, костяные ларцы, ювелирные украшения, изразцы, глиняные деревянные игрушки и т.д.
Собирательницу интересовали не только сами предметы русской старины как артефакты, но и те технологические приёмы, с помощью которых они изготовлены: вышивка, ткачество, золотное шитьё, кружевоплетение, набойка, сажение по бели, резьба по дереву и кости, роспись, токарное ремесло и др. Понимая один из основных принципов народной культуры, заключающийся в том что создаваемая вещь всегда ориентирована на сложившейся в традиции канон, но существует как один из вариантов в ряду таких же как и она, Н.Л. Шабельская при формировании коллекции не ограничивалась одним образцом, имеющим определённый крой, форму, структуру, декоративный приём или изображённый сюжет. Такой подход обеспечил возможность видеть любой тип предметов в их многообразии.
В 1890-е годы коллекция "Музея старины" неоднократно демонстрировалось в России и за границей. Среди наиболее масштабных проектов можно отметить выставку в Историческом музее в Москве, приуроченную к открытию VIII Археологического съезда (1890), экспонирование в Петербурге в Николаевском дворце на выставке Красного Креста в пользу голодающих (1892). Большой резонанс коллекция вызвала на Всемирной выставке в Чикаго, а также и в других городах США (1893), а чуть позже - в Брюсселе и Антверпене (1894). На Всемирной выставке в Париже в 1900 году коллекция Н.Л. Шабельской была удостоена бронзовой медали.
Значительная часть собрания "Музея старины"(около 2250 предметов) сейчас хранится в Российском этнографическом музее. Особую гордость коллекции составляют предметы народной одежды и около 240 ценнейших головных уборов.
Коллекцию отличает высокая степень репрезентативности разных локальных традиций в одежде русских. Большая часть экспонатов представляет собой уникальные предметы, как по использованию дорогих материалов (тканей, жемчуга, перламутра, золотой нити), так и по сложности технологии и высочайшему уровню изготовления, а также по исторической и художественной ценности. Значение собрания Н.Л. Шабельской для русской культуры и науки невозможно переоценить. Некоторые редкие предметы народного быта сейчас известны только благодаря ему.
А теперь давайте смотреть...
Кокошник - женский головной убор
XVIII - ХIХ вв. Владимирской, Костромской, Пензенской, Нижегородской губерний
Из собрания Российского этнографического музея
Душегрея
Середина XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Повойник - женский головной убор
ХIХ вв. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Шубка
Середина ХIХ вв. Европейская Россия
Из собрания Российского этнографического музея
Кокошник - женский головной убор (втор. пол. XIX в., Московская губрния)
Шапка мужская (перв. пол. XIX в., Европейская Россия)
Из собрания Российского этнографического музея
Сорока - женский головной убор
XIX в. Владимирская, Калужская губернии
Из собрания Российского этнографического музея
Образцы вышивки
XIX в. Новгородская, Калужская губернии
Из собрания Российского этнографического музея
На фотографии ниже - костюм молодой женщины (сер. XIX в. Костромская губерния), в который входят: сарафан круглого кроя из полихромного штофа с затканным растительным орнаментом из золотых нитей; нагрудная одежда шугай из парчи с оторочкой мехом по краю рукавов, полам и подолу; головной убор - кокошник в форме сборника; на плечах - шелковый платок.
Костюм молодой женщины
Сер. XIX в. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Костюм молодой женщины. Фрагмент
Сер. XIX в. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Душегрея
Сер. XIX в. Архангельская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Душегрея. Название-то какое прекрасное!
Душегрея
Втор. пол. XIX в. Олонецкая губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Блюдо декоративное "Боярская одежда XVII в."
Кон. XIX - нач. ХХ вв.
Роспись по фаянсу выполнена дочерью Н.Л. Шабельской - Варварой
Из частного собрания И.И. Кравченко, г. Владимир
Подзор - конец простыни
Конец XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Подзор - конец простыни. Фрагмент
Конец XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Подзор - конец простыни
XVIII век. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Подзор - конец простыни. Фрагмент.
XVIII век. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Подзоры, полотенца
Кон. XIX в. Псковская губерния
Из собрания Псковского музея-заповедника
На фото ниже - костюм молодой женщины (сер. XIX в. Рязанская губерния, Михайловский уезд), в который входят: рубаха из льняного холста, украшенная нашивками лент, тесьмы и ткани, блесками, двууточным браным ткачеством и вышивкой хлопчатобумажными нитями в технике косого креста с обводкой; понева из шерстяной домотканины, декорирована нашивками лент, шнура, золотной тесьмы, вышивкой шерстяными нитями в разных техниках счетных швов (росписи, глади, косого креста и др.), такной тесьмой; передник-занавеска из льняного холста, украшен нашивками лент, позумента, кумача, вышивкой хлопчатобумажными нитями в техниках косого креста с обводокой, поддевчатого шва, цветной перевити; шугай из шерстяной домотканины, декорирован нашивками кумача, самодельной велюшки, лент, вышивкой шерстяными нитями в техниках счетных швов (глади, косого креста, поддевчатого шва), самодельной бахромой с бисером; головной убор замужней женщины - состоит из рогатой кички из льняного холста; кумачной сороки с золотным шитьём, нашитыми блесками и позументом, а также позатыльника из холста и кумача с бисерной сеткой.
Костюм молодой женщины
Середина XIX в. Рязанская губерния, Михайловский уезд
Из собрания Российского этнографического музея
Костюм молодой женщины. Фрагмент
Середина XIX в. Рязанская губерния, Михайловский уезд
Из собрания Российского этнографического музея
Народные костюмы великолепно смотрятся в пространстве средневековых палат
Женский костюм
Вторая половина XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Женский костюм. Фрагмент
Вторая половина XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Женский костюм
Вторая половина XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Женский костюм. Фрагмент
Вторая половина XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Образцы золотного шитья
XIX в. Европейская Россия
Из собрания Российского этнографического музея
Золотное кружево
XVIII в. Европейская Россия
Из собрания Российского этнографического музея
Золотное кружево
XVIII в. Европейская Россия
Из собрания Российского этнографического музея
Позументы
XIX в. Европейская Россия
Из собрания Российского этнографического музея
Концы полотенец
XIX в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Концы полотенец
XIX в. Костромская губерния, Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
На выставке, помимо костюмных предметов, представлены фотографии 1890-х годов, на которых запечатлены модели в девичьих и женских народных костюмах из коллекции Н.Л. Шабельской.
Костюм молодой женщины
Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Костюм молодой женщины. Фрагмент
Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния
Из собрания Российского этнографического музея
На фото ниже - девичий костюм (сер. XIX в. Новгородская губерния), в который входят: рубаха-долгорукавка из шелка и парчи; сарафан круглого кроя из атласа с затканным золотным орнаментом; нагрудная одежда душегрея косоклинного кроя из парчи, затканной разноцветными шелковыми нитями; украшена нашитыми полосами позумента; пояс из шелковых нитей, сплетенный в технике полутконья; девичий головной убор - городчатый венец из парчи, позумента, шелковых лент, украшенных в техниках сажения по бели рубленным перламутром, нашивания половинчатого жемчуга, каст с граненым стеклом, блесток, канители, золотного кружева; нагрудное украшение - ожерелье из шелка, декорированного нашитыми гранеными стеклами в кастах и половинчатым жемчугом, а так же сажением по фону рубленным перламутром, с поднизью из него же в виде косой сетки.
Костюм девушки
Сер. XIX в. Новгородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Костюм девушки. Фрагмент
Сер. XIX в. Новгородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Конец полотенца
Кон. XVIII - нач. XIX в. Новгородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
"Шишак" -
кокошник, женский головной убор
Кон. XVIII в. Псковская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
"Шишак" -
кокошник, женский головной убор
Кон. XVIII в. Псковская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Ожерелье; Поручи; Косник - украшение в косу;
XVIII - XIX вв. Европейская Россия;
Украшение нагрудное; "Подчейник" - нагрудное украшение
XVIII - XIX вв. Вологодская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
"Венец с городами" - девичий головной убор
Кон. XVIII в. - нач. XIX в. Костромская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Часть женского головного убора "кокошника"
Нач. XIX в. Центральная Россия;
"Повязка" - девичий головной убор
XVIII в. Нижегородская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Подзор - конец простыни
Конец XVIII в. Московская губерния
Из собрания Российского этнографического музея
Вот такую красоту можно было увидеть на выставке "Русский стиль. Собрание русской старины Н.Л. Шабельской", которая проходила в Пскове в Поганкиных палатах с 22 июня по 22 сентября 2024 года.
Текст, выделенный курсивом взят из сопроводительных материалов к выставке - © Российский этнографический музей.