Псков. Выставка "Пушкин и театр" в палатах Постникова (апрель 2024). Часть 2

Nov 30, 2024 22:32

Продолжение рассказа о выставке "Пушкин и театр", которая проходила в Пскове в Палатах Постникова в апреле-мае этого года. Первая часть рассказа о выставке - здесь.





Пятый блок выставки посвящен воплощениям на сцене произведений А.С. Пушкина "Квказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", "Дубровский", "Капитанская дочка".

Тема роковых страстей, порождённых человеческой натурой, стало для Пушкина предметом художественных изучений в различных литературных жанрах - поэмах, повестях, стихах... Не случайно ещё в ранней поэме "Цыганы" поэт воскликнул:

И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Романтический дух свободы, неодолимой любви, всепоглощающей страсти был всегда привлекателен для Пушкина, начиная с его "южных поэм" и заканчивая сочинениями на темы русской истории. Эти сюжеты, инсценированные или положенные на музыку, стали непреложной частью русского театра, а образы их героев, воплощённые знаменитыми артистами, вошли в историю русской сцены.

Поэма "Кавказский пленник" ещё в 1823 году была положена Ш. Дидло в основу балета, который шёл на сцене Большого каменного театра в Петербурге с декорациями П.Гонзаго. А через столетие на этот же сюжет напишет музыку Б. Асафьев и премьера балета "Кавказский пленник" состоится почти одновременно в Москве и Ленинграде в 1938 году.

Поэма "Бахчисарайский фонтан" ещё при жизни Пушкина легла в основу романтической трилогии в пяти действиях "Керим-Гирей, Крымский Хан" А. Шаховского, которая с большим успехом шла на императорской сцене с 1825 до конца 1850 годов. А уже в ХХ веке знаменитый балет Б. Асафьева "Бахчисарайский фонтан", впервые увидевший свет рампы в бывшем Мариинском театре в 1934 году с гениальной Галиной Улановой в роли Марии, прочно вошёл в русский балетный классический репертуар.

Поэма "Цыганы", насыщенная драматическими коллизиями и монологами, впервые появилась на сцене с Василием Каратыгиным в роли Алеко в 1832 году на сцене Санкт-Петербургского Большого театра, а затем была возобновлена в 1838 году. В конце века композитор С. Рахманинов на либретто, созданное Вл. Немировичем-Данченко по мотивам поэмы, написал оперу "Алеко", где пушкинские герои зажили на сцене в музыкально насыщенных образах. Опера сразу же была поставлена на сцене Большого театра, где партию Алеко исполнял Богомир Корсов, а Земфиры - Мария Дейша-Сионицкая. Впоследствии выдающимся исполнителем партии Алеко стал Фёдор Шаляпин, а сама опера прочно вошла в репертуар театров.

Тема любви, гибнущей в исторических, политических схватках и противостояниях, основанных на непомерном эгоизме и жизненных амбициях, воплотилась в опере П. Чайковского "Мазепа" (1883), в основу которой лёг сюжет пушкинской поэмы "Полтава". Премьера состоялась в 1884 году в Москве, в Большом театре. Декорации к спектаклю писали маститые театральной художники Матвей Шишков и Михаил Бочаров, а заглавную партию исполнял Богомир Корсов. В двадцатом веке опера не раз появлялась на оперных сценах, позволяя создать масштабные лиро-эпические образы.

В 1895 году Э. Направник написал оперу "Дубровский" на сюжет пушкинской повести, где пронзительный лиризм человеческих чувств сталкивался с жестокой властностью и равнодушием, вызывая бунт против умертвляющих сил. Премьера оперы состоялась в Мариинском театре, а затем и в Москве. Партия Владимира Дубровского вошла в репертуар многих знаменитых певцов - Николая Фигнера, Леонида Собинова, Сергея Лемешева, Ивана Козловского...

Спектакли по мотивам пушкинской повести "Дубровский" нередко ставились и на драматической сцене. Среди них значительным событием была постановка Центрального детского театра, осуществлённая в 1949 году.

Исторический роман о временах Пугачёва - "Капитанская дочка" также стал театральным сюжетом. Впервые на драматической сцене инсценировка этого пушкинского произведения была поставлена на императорской в 1875 году. В 1900-е годы композитор Цезарь Кюи написал оперу "Капитанская дочка", которая была исполнена в Мариинском театре (1911) и в театре Г. Солодовникова (1914).

На протяжении XX века и сегодня "Капитанская дочка" часто ставится на драматической сцене. Здесь театр привлекает яркая страстная фигура народного бунтаря Пугачёва, а также лирическая линия отношений Гринёва и Маши.

Роковые герои Пушкина, всходя на русскую сцену, жестоко расплачиваются за свою необузданную страсть, за ту свободу волеизъявления, которая сталкиваясь с жизнью, не оставляет место примирению:

Не оживляй тоски напрасной,
Мятежным снам любви несчастной
Заплачена тобою дань.



Николай Александрович Клодт (1865-1918)
Эскиз декорации к опере Ц.А. Кюи "Кавказский пленник"
Москва, Императорский Большой театр, 1909
Картон, гуашь, каркндаш, белила



Галина Сергеевна Уланова в роли Марии и Владимир Иванович Баканов в роли Гирея из балета "Бахчисарайский фонтан" Б.В. Асафьева
Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова, 1944
Цифровая копия



Майя Михайловна Плисецкая в роли Заремы из балета "Бахчисарайский фонтан" Б.В. Асафьева
1948-1959
Цифровая копия





А. Поэльман
Портрет Галины Сергеевны Улановой в балете "Бахчисарайский фонтан" Б.В. Асафьева, [1956]
Бумага, графитный карандаш



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Земфира. Эскиз женского костюма к опере "Алеко" С.В. Рахманинова
Москва, Новый театр (филиал Малого), 1903
Бумага, карандаш, гуашь, белила, тушь, бронзовая краска



Александр Федорович Лушин (1902-1994)
Эскиз женского костюма к опере "Алеко" С.В. Рахманинова (?)
Московский академический музякальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
[постановка 1973]
Картон, темпера, гуашь



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Эскиз мужского костюма к опере "Мазепа" (?) П.И. Чайковского
Москва, Императорский Большой театр, 1910-1912
Бумага, карандаш, акварель, тушь, кисть, бронзовая краска



Александр Иосифович Константиновский (1906-1958)
Эскиз декорации к опере "Мазепа" П.И. Чайковского
Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова,
Постановка 1949
Бумага, карандаш, акварель, гуашь.
Анатолий Федорович Гельцер (1852-1918)
Усадьба. Эскиз декорации к опере "Дубровский" (?) Э.Ф. Направника
Москва, Императорский Большой театр (?), 1895
Бумага, карандаш, уголь, гуашь



Борис Георгиевич Кноблок (1903-1984)
Дубровский и Троекуров. Эскизы мужских костюмов к спектаклю "Дубровский" по А.С. Пушкину
Москва, Центральный детский театр (ЦДТ), 1949
Бумага на цветном картоне, бумага, акварель, гуашь



Станислав Бенедиктович Бенедиктов (1944-2022)
Суд. Эскиз декорации к спектаклю "Капитанская дочка" по А.С. Пушкину
Москва, Российский академический молодежный театр, 1994
Картон, гуашь, акварель

****************************************************************************

Шестой раздел выставки посвящен сценическим воплощениям романа в стихах "Евгений Онегин" и драмы в стихах "Пиковая дама"

Пушкин создал предпосылки создания русского психологического театра, раскрыл человеческое через эпическое и драматическое течение жизни. Он считал, что "истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя".

Роман жизни, где сталкиваются любовь и самолюбие, лирические чувства и прагматизм, где страсть к самоутверждению порой поглощает душу человека, где поэзия и проза переплелись между собой, был предметом пристальных размышлений Пушкина о смысле человеческой жизни и возможности счастья. И здесь два его произведения, не будучи написанными для сцены, тем не менее, заняли прочное место в русском классическом репертуаре. Русская сцена не могла обойтись без образов "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы".

В предисловие к "Евгению Онегину" Пушкин писал:

Немысля гордый свет забавить,
Внимание дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
высоких дум и простоты.

Впервые "Евгений Онегин" - драматическое представление в трёх действиях, в стихах Г.В. Кугушева, представлявшее собой переделку романа А. С. Пушкина с сохранением его стихов, - появляется на петербургской императорской сцене в 1846 году. Опыты переделки романа в стихах для сцены были нечастой. Причина тому сама структура онегинской строфы, где голос поэта прочно слит с голосами и чувствами героев. Исключение составляют лишь откровение героев, их письма и редкие диалоги, которые и использовались инсценировщиками.



Попытку поставить "Онегина" целиком пытался предпринять Александр Таиров в 1937 году. С. Кржижановский создал инсценировку, художником Александром Осьмёркиным были созданы эскизы декораций и костюмов, а композитором Сергеем Прокофьевым была написана музыка. Однако спектакль так и не вышел. Попытки инсценировать Онегина продолжались довольно регулярно, но пожалуй лишь версия театра имени Вахтангова, осуществлённая режиссёром Римасом Туминасом, оказалось художественно полноценной.

В основном сценическая история героев "Евгения Онегина" связана с воплощением конгениальной оперы Петра Ильича Чайковского, который сумел в музыке воплотить поэтический дух Пушкина. Впервые опера была исполнена в 1879 году силами студентов Московской консерватории, в Большом театре премьера состоялась в 1881 году, а в Мариинском - в 1884. С тех пор "Евгений Онегин", пожалуй, самая популярная русская опера. Её постановку осуществляли практически все великие отечественные дирижёры, спектакли оформляли выдающиеся театральные художники, постановщиками выступали крупнейшие режиссёры, включая великого К.Станиславского, который репетировал произведение Чайковского в своей Оперной студии. Главные партии исполняли крупнейшие мастера оперной сцены.

С "Онегиным" на сцену пришла пронзительная лирика души, взыскующей о счастье, и глубокая драма упущена любви и взаимности, слагающая "роман русской души".

О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, недопив до дна
Бокала полного вина,
Кто недочёл её романа
И вдруг успел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Усадьба Лариных. Эскиз декорации к опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
Москва, Императорский Большой театр, 1908
Бумага на картоне, гуашь



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Ленский. Эскиз мужского костюма для актера Л.В. Собинова к опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
Москва, Императорский Большой театр, 1908
Бумага, карандаш, акварель



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Гости Лариных (Татьяна и Ольга). Эскиз женских костюмов к опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
Москва, Императорский Большой театр, 1908
Бумага, карандаш, акварель



Сцена из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин". Первая картина
Москва. Оперная студия-театр К.С. Станиславского
1926
Цифровая копия



Борис Александрович Матрунин (1895-1959)
Спальня Татьяны. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин"
Москва. Оперная студия-театр К.С. Станиславского
Постановка 1922
Бумага, масло, тушь, перо



Петр Эмильевич Бендель (1905-1989)
Портрет Леонида Витальевича Собинова в роли Ленского в опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
1939
Бумага, карандаш, акварель, тушь



Петр Эмильевич Бендель (1905-1989)
Портрет Павла Акинфеевича Хохлова в роли Онегина в опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
1939
Бумага, пастель, карандаш



Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Онегин в сцене дуэли. Эскиз мужского костюма для актера Б.А. Бакланова к опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
Москва, Императорский Большой театр, 1908
Бумага, карандаш, гуашь



Валерий Яковлевич Левенталь (1938-2015)
Дом Лариных. Эскиз декорации к первой картине оперы "Евгений Онегин" П.И. Чайковского
Киев. Государственный академический театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко
Постановка 1971
Фанера, темпера

Ещё при жизни Пушкина князь Александр Шаховской приспособил для сцены сюжет его повести "Пиковая дама". В 1836 году в бенефисе артистки Е. Ежовой состоялась премьера "драматического зрелища в двух сутках, с прологом и эпилогом" под названием "Хризомания, или Страсть к деньгам". Спектакль затем не раз возобновлялся, и его представление зафиксировано даже в 1857 году. Роковая тема страсти Германа, мотив " тайной недоброжелательности" в лице старой графини, несчастная любовь Лизы привлекали режиссёров, и в истории театра мы знаем несколько примеров постановки "Пиковой дамы" на драматической и даже балетной сцене. Весьма значительным событием была постановка, осуществлённая режиссёром П. Фоменко на сцене Театра им. Вахтангова в 1996 году.

Однако прочное утверждение пушкинского сюжета на театральной сцене связано с оперой Петра Ильича Чайковского, либретто для которой написал брат композитора, драматург Модест Чайковский. Впервые опера была поставлена в Мариинском театре в 1890 году. За дирижёрским пультом стоял Эдуард Направник, партии Германа и Лизы исполняли Николай и Медея Фигнер, а Графини - Мария Славина. В 1891 году "Пиковая дама" была поставлена в Москве, в Большом театре, а затем практически постоянно присутствовала в репертуаре ведущих оперных театров России. Ставилась она и за рубежом. Среди известных постановок - новаторская версия Вс. Мейерхольда, поставившего "Пиковую даму" в 1934 году на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Целью режиссёра было максимально приблизить спектакль к пушкинскому оригиналу, раскрыть трагическое звучание переживаний героев.

Выдающимся исполнителем партии Германа был Николай Печковский, воплотивший этот образ на сцене бывшего Мариинского театра. В постановках "Пиковой дамы" участвовали практически все знаменитые отечественные певцы, спектакли оформляли лучшие мастера сценографии.

Содержащаяся в пушкинской повести история страстной одержимый бесом души, в литературе была подхвачена Достоевским, а на сцене утвердилась благодаря гениальной музыке Чайковского.

Тема вечного поиска счастья и высшего смысла жизни, ставшая для русского театра сквозной, нашедшее высшее выражение и признание в творчестве Чехова, была задана именно Пушкиным в его сюжетах и образах, освоенных русскими драматическим и музыкальным театром.



В. Сеньков
Эскиз декорации к первой картине третьего действия оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр [1890]
Фанера, темпера



Николай Николаевич Фигнер в роли Германа в опере "Пиковая дама" П.И. Чайковского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
1890-1891
Цифровая копия



Медея Ивановна Фигнер в роли Лизы в опере "Пиковая дама" П.И. Чайковского
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр
1890-1891
Цифровая копия



Вера Владимировна Милютина (1903-1987)
Герман и Графиня. Зарисовка на репетиции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского
Ленинград, Государственный академический Малый оперный театр, 1935
Бумага, тушь



Вера Владимировна Милютина (1903-1987)
Герман с пистолетом. Зарисовка на репетиции оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского
Ленинград, Государственный академический Малый оперный театр, 1935
Бумага, тушь



Вячеслав Михайлович Зайцев (1938-1923)
Герман в циллиндре. Эскиз мужского костюма к драме "Пиковая дама" А.С. Пушкина
Москва, Государственный академический Малый театр России, 2011
Бумага, карандаш, гуашь, тушь, перо, цвеной карандаш, бронзовая краска, маркер



Вячеслав Михайлович Зайцев (1938-1923)
Герман в циллиндре. Эскиз мужского костюма к драме "Пиковая дама" А.С. Пушкина
Москва, Государственный академический Малый театр России, 2011
Бумага, карандаш, гуашь, тушь, акварель, перо, маркер, пастель

*********************************************************************************

Заключительная, седьмая часть выставки посвящена сказкам А.С. Пушкина и их театральным постановкам



Размышляя о народности искусства, Пушкин подчёркивал его театральные истоки. "Драматическое искусство, - писал он, - родилось на площади - для народного увеселения". "Что нравится народу, что поражает его? Какой язык ему понятен?" - задавал он вопрос. И отвечал: "Народ, как дети, требуют занимательности, действия".

Сочетание действенности, простоты, занимательности и поучения он находил в народных сказках, до которых был большой охотник. "Что за прелесть, эти сказки!" - восхищался поэт, слушая и записывая народные сказочные сюжеты. Ещё в ранней поэме "Руслан и Людмила", погружая читателя в сказочные мотивы, Пушкин писал: "Там русский дух... там Русью пахнет!".

Впервые пушкинский сказочный сюжет появился на Московской сцене в балете "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника", который был поставлен в 1821 году. В 1830-е годы этот балет был возобновлён, но уже на Петербургской императорской сцене. Поэма "Руслан и Людмила" не давала покоя многим театральным деятелям. В 1824 году по мотивам этого произведения Пушкина князь Александр Шаховской создаёт волшебную комедию "Финн", которая с успехом идёт на сцене, а в середине 1830-х композитор Михаил Глинка задумывается о написании оперы на сюжет "Руслана", которая в 1842 году была представлена в императорском театре с декорациями известного художника Андреаса Роллера. Опера Михаила Ивановича Глинки утвердила образы поэмы Пушкина в русском театре, укрепив тем самым основы национального самосознания. Постановки "Руслана" стали поистине значимыми событиями, знаменовав собою важные вещи истории русской культуры.

Пушкинские сказки - "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок" - вошли в репертуар русской сцены благодаря операм Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поставленные и в частных оперных театрах, и на императорских сценах, они стали неотъемлемой частью нашего театрального искусства. В них воплотились сатира, поэзия и волшебство, составившие квинтэссенцию русского духа и мудрости, о которых писал Пушкин во вступлении к юношеской поэме "Руслан и Людмила". В истории русского театра было немало примеров ярких, красочных постановок этих опер-сказок, оформленных выдающимися театральными художниками. Образы сказочных героев - Царевны-Лебедь, Шемаханской царицы, Звездочёта - создавали крупнейшие мастера оперной сцены.

Сказки Пушкина активно ставились в детских и кукольных театрах. Обращались к ним и "взрослые" театры, где особенно ценились заключённые в этих сказках острая сатира и актуальные намёки...

Без сказок Пушкина невозможно представить себе русский театр, именно в них в их театральном звучании проявляется связь русской сцены с её фольклорными истоками, с искусством затейников и скоморохов, песельников и балаганных дедов. В пушкинском театре сказки живёт живой дух народа, его юмор и жизненный завет:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.





Андреас Леонгард (Андрей Адамович) Роллер (1805-1891)
Сады Черномора. Эскиз декорации к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки
Санкт-Петербург, Большой (Каменный) театр, 1842
Бумага, акварель, тушь



Вольф (Василий) Григорьевич Чеховский (середина XIX века - 1924)
Федор Иванович Шаляпин в роли Фарлафа в опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки
Москва, Императорский Большой театр, 1900-е
Цифровая копия



Надежда Ивановна Забела-Врубель в роли Царевны-Лебедь в опере "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова
Московская частная русская опера (Опера Мамонтова), 1900-1901
Цифровая копия



Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)
Фарлаф. Эскиз мужского костюма к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки
Санкт-Петербург, Народный дом Императора Николая II, 1913
Бумага, карандаш, акварель



Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)
Руслан. Эскиз мужского костюма к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки
Санкт-Петербург, Народный дом Императора Николая II, 1913
Бумага, карандаш, акварель



Антон Петрович Боначич в роли Гвидона в опере "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова
Москва, Императорский Большой театр, 1913
Цифровая копия



Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Город Леденец. Эскиз декорации к опере "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова
Московская частная русская опера (Опера Мамонтова), 1900
Картон, карандаш, акварель



Вадим Федорович Рындин (1902-1974)
Повариха. Эскиз женского костюма к сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Московский театр для детей, 1934
Бумага, карандаш, цветные карандаши, гуашь, серебряная краска



Вадим Федорович Рындин (1902-1974)
Бабариха. Эскиз женского костюма к сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Московский театр для детей, 1934
Бумага, карандаш, цветные карандаши, гуашь, серебряная краска



Наталия Николаевна Иванова (1908-1981)
Петушок. Эскиз костюма к спектаклю "Сказки Пушкина"
Ленинград, Государственный театр юных зрителей, 1962
Бумага, гуашь



Наталия Николаевна Иванова (1908-1981)
Гонец. Эскиз мужского костюма к спектаклю "Сказки Пушкина"
Ленинград, Государственный театр юных зрителей, 1962
Бумага, гуашь



Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Эскиз декорации к третьему действию оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова
Парижская опера, Антреприза Сергея Дягилева "Русские сезоны", 1914
Картон, карандаш, акварель, аппликация, белила



Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Додон. Эскиз мужского костюма к опере "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова
Парижская опера, Антреприза Сергея Дягилева "Русские сезоны", 1914
Картон, карандаш, акварель, аппликация, бронзовая краска



Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)
Эскиз декорации к опере "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова
Москва, Опера С.И. Зимина, 1908-1909
Картон, бумага, акварель, тушь

ЭПИЛОГ

Театр Пушкина - это многообразный целостный мир русской жизни и русской души, мир чувств и страстей, горестных размышлений и поэтических мечтаний, мир, хранящий заветы истории и человеческой правды. Это и есть Русский театр!

Вот такая замечательная выставка работала в Пскове.

Текст, выделенный курсивом, взят из сопроводительных материалов к выставке - © Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Пушкин А.С.

Previous post Next post
Up