Продолжаю свой рассказ о Музее-заповеднике великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, который находится в Плюсском районе Псковской области. Музей-заповедник объединяет собой две усадьбы, которые связаны с жизнью и творчеством композитора на Псковской земле. Это усадьба Вечаша, о которой я
недавно рассказывала и усадьба Любенск, с которой мы сегодня и познакомимся.
В конце XIX - начале XX веков усадьба Любенск принадлежала помещице Александре Викторовне Бухаровой. С семьёй Бухаровых Римские-Корсаковы познакомились, когда начиная с 1894 года проводили несколько летних сезонов в соседнем имении Вечаша. Римские-Корсаковы по-соседски бывали в Любенске и эта усадьба им очень нравилась. В те годы у них и появилась мечта о каком-нибудь своем собственном небольшом имении. И вот в 1907 году они сначала на лето снимают главный усадебный дом у хозяйки как дачу, а осенью А.В.Бухарова продает им всю усадьбу.
В усадьбе в то время было несколько зданий: Главный жилой дом, Дача, Семейная, где жила прислуга, Малый жилой дом, Конюшни с каретником, Оранжерея, Ледник и Амбар. Значительную часть территории усадьбы занимал фруктовый сад, а партер с цветочными клумбами перед главным усадебным домом замыкал Овальный пруд.
К великому сожалению, сам Николай Андреевич недолго пользовался этим чудесным уголком. Кроме лета 1907 года, когда он жил здесь и работал над своей последней оперой "Золотой петушок", он еще провел в Любенске только начало следующего летнего сезона. Н. А. Римский-Корсаков скончался от сердечного приступа в своем доме в Любенске в ночь на 8 (21) июня 1908 года.
После его смерти Любенском продолжали пользоваться его дети. Обзовидясь семьями, они приезжали сюда на лето уже со своими мужьями, женами и детьми. Проводила здесь летнее время и жена композитора Надежда Николаевна. А в первые тяжелые годы после революции 1917 года, матери с детьми даже оставались в Любенске и на зиму, так как в деревне в то время было легче прокормиться, чем в городе. Семья Римских-Крсаковых владела Любенском до декабря 1920 года, когда усадьба (так же как и Вечаша) была конфискована в пользу местного совхоза.
Сыновья Н.А.Римского-Корсакова Владимир и Андрей от имени семьи обратились тогда к советским властям с просьбой вернуть им хотя бы главный дом с садом, чтобы пользоваться этим домом в летнее время, поддерживать его в сохранности как памятное место, освященное кончиной их отца - великого русского композитора. Их просьбу тогда поддержал народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, но к моменту положительного решения вопроса, усадьба была уже значительной мере разорена и Римские-Корсаковы от Любенска отказываются.
Совхоз пользовался всеми зданиями Любенска. Жилые дома, также как и в Вечаше, были заселены семьями рабочих совхоза, но ухода за зданиями не было. Любенский дом не раз горел, постепенно вырубались парковые насаждения. Окончательный урон усадьбам был нанесен фашистской оккупацией, когда в огне погибли все усадебные постройки Любенска, кроме каменного здания конюшни.
В 1966 году по инициативе общественности Плюсского района Совет Министров РСФСР принял постановление о создании музея Н.А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше. В 1967 года музею была передана территория Вечаши и были проведены восстановительные работы в части бывшего парка. Но при этом решение о передаче в музейное пользование территории Любенской почему-то затянулось на долгие годы. И только в 1980-х годах начались проектные работы по восстановлению обеих усадеб. И если в Вечаше оказалось возможным восстановить по имеющимся архивным фотографиям только внешний облик главного дома, то в Любенске, благодаря наличию большого количества имеющихся фотографий и рисунков, стало возможным восстановить не только внешний вид главного дома, но и его планировку и интерьеры некоторых комнат, вплоть до расстановки мебели, а так же композицию садово-парковой части усадьбы.
Как я уже писала в рассказе о Вечаше, господские дома и часть построек в Вечаше и Любенске восстановлены сравнительно недавно - в 1995 году. Экспозиция любенского дома посвящена последнему периоду жизни и творчества композитора (1907-1908). Она развернута в пяти комнатах: кабинете, гостинной, столовой, спальне и комнате сыновей. Здесь представлены материалы и о ближайшем окружении Николая Андреевича - его близких и друзьях. К сожалению, предметов из подлинной обстановки главного дома Любенской усадьбы практически не осталось, поэтому для музейной экспозиции приобреталась мебель и предметы аналогичные тем, которые здесь были при жизни Римских-Корсаковых.
Это главный дом. С территории усадьбы он смотрится довольно скромно.
При входе мы попадаем на крытое, очень светлое крыльцо-веранду.
Здесь мы знакомимся с семьей Бухаровых, которые владели Любенском до того, как усадьба была продана Римским-Корсаковым.
Так же здесь можно увидеть подлинные фотографии и план усадьбы времен Римски-Корсаковых.
"Додоновы пушечки", так называл их композитор по имени царя Додона из "Золотого петушка"
Следующее помещение - это кабинет Н.А.Римскго-Корсакова. Зайти в него нельзя. Можно только заглянуть, что я и сделала.
Кабинет восстановлен по воспоминаниям детей и внуков Н.А. Римского-Корсакова. В интерьере использована мебель, переданная потомками композитора. Летом 1907 года Н.А. Римский-Корсаков в Любенске работает над своей последней оперой "Золотой петушок" по сказке А.С.Пушкина. 29 августа опера была завершена. На письменном столе представлены нотный автограф композитором - последняя страница партитура оперы "Золотой петушок", письменный прибор из семьи композитора, последний фотопортрет мамы композитора - Софьи Васильевны и фото жены Надежды Николаевны.
Далее попадаем в гостиную. Комната воссоздана по фотографиям из семейного архива. В гостиной собиралась вся семья, слушали музыку, устраивали домашние концерты. Здесь стоит рояль фирмы "Дидерикс" (кон. 19 в.), на рояле представлена нотные издания сочинений, которые исполнялись в Любенском доме... В гостиной можно увидеть предметы из семьи Н.А. Римского-Корсакова: на столе лежит альбом для фотографий, на маленьком столике шкатулка для рукоделия....
Далее перемещаемся в столовую. В столовой за обеденным столом вся семья собиралась к трапезам. Скатерть вышивала младшая дочь композитора Надежда, а дорожка с инициалами "В Р.К." вышита младшим сыном Владимиром. В столовой представлены вещи из семьи Римских- Корсаковых: на буфете кофейная мельница из Любенска, керамический поднос с растительным орнаментом, на сервировочном столике - деревянный поднос и чайная пара. На стенах столовой семейные портреты...
Из столовой можно выйти на балкон, откуда открываются прекрасные виды на любенский сад и озеро Песно
Переходим в следующую комнату - это Комната сыновей.
В 1908 году в этой комнате жили младшие сыновья композитора Андрей и Владимир. В комнате сыновей размещена экспозиция "Последние годы Н.А. Римского-Корсакова и работа над оперой "Золотой петушок". В экспозиции материалы, посвящённые участию Н.А. Римского-Корсакова в Дягилевских Русских концертах в Париже 1907-1908 годах, сочинению последний оперы "Золотой петушок", представлены копии эскизов костюмов И.Билибина к первой постановки "Золотого петушка" в русской частной опере С.Зимина в 1909 году.
На стенах фотографии усадьбы Любенск, сделанные М.Штейнбергом, три этюда художника В.Добржинского с интерьером гостиной и видами Любенска, фотопортреты детей Н.А. Римского-Корсакова: Михаила, Софии, Андрея, Владимира, Надежды.
Программа Русских исторических сезонов в Париже 1907 г, счета из парижского отеля, визитная карточка Н.А.Римского-Корсакова и т.д......
Рисунок В.Серова для парижских концертов, 1908 г.
Фотографии детей и усадьбы
Материалы, посвященные опере "Золотой петушок"
Эскизы костюмов к опере "Золотой петушок" художника И.Билибина
Либретто оперы "Золотой петушок", титульный лист оперы
Клавир оперы "Золотой петушок",
Фотопортрет Владимира Ивановича Бельского, который был не только другом композитора, но их связывало совместное творчество. В.И.Бельский был автором либретто к нескольким операм Н.А.Римского-Корсакова: "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок".
Василий Васильевич Ястребцев - большой почитатель творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова, его искренний друг, помощник и биограф композитора.
Следующая комната - это спальня Н.А. и Н.Н. Римских-Корсаковых.
Экспозиция комнаты посвящена последним дням жизни Н.А.Римскго-Корсакова и сохранению памяти композитора. У стены посмертная маска Н.А.Римского-Корсакова, памятные ленты, преподнесенные в дар композитору. На стене - фотография вдовы Н.Н. Римской-Корсаковой (1918 г.)
В экспозиции представлены мемориальные предметы: летний пиджак Н.А. Римского-Корсакова, в котором он совершал прогулки по Любенску, клавиры опер "Золотой петушок" (изд. П.Юргенсона), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (изд. М.Беляева) с дарственой надписью автора, клавиры прижизненных изданий и других сочинений Римского-Корсакова.
В угловой витрине личные вещи Н.А. Римского-Корсакова: вишнёвая косточка с текстом молитвы "Отче наш", преподнесенная композитору в дар, серебряный стаканчик с его инициалами, серебряная плакетка от А.А. Ястребцовой, карандаш - подарок жены на день 60-летия на стене...
Официальное свидетельство о том, что одна из малых планет названа в честь Н.А.Римского-Корсакова
На втором этаже небольшая детская комнатка.
Здесь материалы посвящены внукам Н.А. и Н.Н.Римских-Корсаковых. Так, например их внучка по линии дочери Софьи - Ира Троицкая с детства вела дневники, где среди прочего описывала жизнь в Любенске. Очень много лет спустя она будет оказывать большую помощь музею Н.А.Римского-Корсакова Любенск-Вечаша.
Из этой комнаты открывается прекрасный вид на сад и озеро Песно
Так же в одной из комнат дома в Любенске есть экспозиция, посвященная деятельности Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой (1915 - 2006) - внучке композитора, которая стала одним из авторов научной концепции развития музея, принимала активное участие в разработке плана восстановления усадьбы Любенск, пополняла музейные фонды мемориальными предметами и участвовала в подготовке музейных экспозиций.
Так же бесценную помощь музею оказал младший сын Римского-Корсакова - Владимир Николаевич
Ну а теперь выйдем на улицу, прогуляемся немного по усадьбе
Так выглядит сегодня восстановленная Семейная.
Из подлинных усадебных построек сохранилась лишь конюшня с каретником валунно-кирпичной постройки
Ледник
Канюшня с каретником - очень живописно смотрятся на фоне зелени и синего неба.
Внутри небольшая экспозиция
А так выглядит главный усадебный дом со стороны парка
Вид на парковый партер с цветочными клумбами
Вид на дом от Овального пруда
Большой яблоневый сад
На этом наша прогулка по усадьбе Любенск заканчивается.
Вот такой замечательный Музей-заповедник Н.А.Римского-Корсакова есть на Псковской земле.
********
Добавлю лишь, что при подготовке данной публикации пользовалась следующими источниками информации:
сайт Псковского музея-заповедникабуклет "Н.А.Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске"книжка "Н.А.Римский-Корсаков на Псковщине" (авторы - И.М.Образцова, Н.Ю.Образцова), 1981 года
буклет "Усадьба Любенск Н.А.Римского-Корсакова" (автор - Т.В.Римская-Корсакова), 1995 года
текст, выделенный курсивом, взят с музейных сопроводительных табличек.
И в завершении традиционно:
Все ссылки на путешествия по Псковской области я собираю
здесь