Псковская земля. Усадьба Вечаша в Плюсском районе (август 2020)

May 12, 2021 20:36


Продолжаю свои фоторассказы о достопримечательных местах Псковской земли, которые мне довелось посетить. К таким местам безусловно относится Музей-заповедник великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который расположен в Плюсском районе Псковской области. Наша поездка туда состоялась в августе прошлого года. Музей-заповедник состоит из двух соседних усадеб - Вечаша и Любенск. Обе эти усадьбы связаны с именем Н.А.Римского-Корсакова.



Сначала мы посетим Вечашу. Здесь Н.А.Римский-Корсаков провел вместе со своей семьей несколько летних сезонов, здесь им были написаны пять опер. Мы не только познакомимся с музейной экспозицией, но и прогуляемся по усадьбе, любуясь пейзажами русской природы, которую так любил композитор.


В XVIII веке Вечаша принадлежала Дмитрию Васильевичу Татищеву, получившему ее в 1785 году в дар от Екатерины II. Затем усадьба перешла к действительному статскому советнику Петру Ильичу Юркевичу. В самом начале 1890-х годов ее купил полковник Ф. А. Огарев на имя своей жены С.М.Огаревой.

Эти места в окрестностях Плюссы Н.А.Римский-Корсаков впервые открыл для себя в 1880 году, когда по совету няни Авдотьи Ларионовны снял на лето дом в поселке Стелёво (ныне Лужский р-н Ленинградской области). Неброская красота здешней природы - леса, поля, озера, речки - очень привлекала его. Композитор полюбил эти места и позднее неоднократно сюда приезжал. Большой любитель пеших прогулок, Н.А.Римский-Корсаков исходил всю округу. Прогуливаясь так, он доходил и до Вечаши, которая ему очень нравилась.  Хозяйкой усадьбы в то время была Софья Михайловна Огарева. В 1894 году композитор впервые снимает главный усадебный дом на лето как дачу и приезжает сюда вместе со своей семьей.

Надо сказать, что приезду в Вечашу предшествовала очень трудная полоса в жизни Н.А.Римского-Корсакова. Череда смертей близких людей, болезни детей спровоцировали творческий кризис, его любимое дело - сочинение музыки, давалось ему с большим трудом. Но в Вечаше он ожил. Здесь ему легко дышалось и легко работалось.  В усадьбе был обширный парк, а с террассы дома открывался великолепный вид на озера Песно.

Природа Вечаши служила для композитора неиссякаемым источником вдохновения. Здесь Николай Андреевич написал пять своих опер: "Ночь перед Рождеством" (1894 г.), "Садко" (1895 г.), "Царская невеста" (1898 г.), "Сказка о Царе Салтане" (1899 г.), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904 г.), а так же учебник "Основы оркестровки" и биографическую книгу "Летопись моей музыкальной жизни".

В 1907 году Н.А.Римский-Корсаков купит расположенную неподалеку от Вечаши усадьбу Любенск.  В Любенске весной 1908 г. будет закончена последняя опера композитора - "Золотой петушок". А в июне 1908 года в Любенском доме  Николай Андреевич Римский-Корсаков закончит свой земной путь. Но Любенску будет посвящена одна из следующих публикаций, а пока еще несколько слов о дальнейшей истории Вечаши.

Усадьба Вечаша находилась в собственности семьи Огаревых до 1919 года, а затем вошла в состав местного совхоза. Усадебный дом сохранялся в качестве жилья для крестьян, но в 1929 году был разобран на строительные материалы. Парк постепенно приходил в упадок. В тот период началась и его частичная вырубка. Но окончательно он был уничтожен во время фашистской оккупации.

В 1966 году по инициативе общественности Плюсского района Совет Министров РСФСР принял постановление о создании музея Н.А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше. В 1967 года музей-усадьба стал филиалом Пушкинского заповедника "Михайловское", музею была передана территория Вечаши и были проведены восстановительные работы в части бывшего парка. В январе 1973 года Мемориальный музей Н.А.Римского-Корсакова вошел в состав Псковского музея-заповедника.

Господские дома и часть построек в Вечаше и Любенске восстановлены сравнительно недавно - в 1995 году. В составе экспонатов мемориального музея-усадьбы - прижизненные издания произведений Н.А. Римского-Корсакова, подлинные фотографии Вечаши и Любенска, полное собрание сочинений Н.А. Римского-Корсакова, стулья и кресла из дома в Вечаше.



К усадебному дому от автодороги мы идем по аллеям





Здесь можно увидеть фрагменты надгорбия, которое было установленного над могилой основателя усадьбы Вечаша Д.В.Татищева  и его дочери - В.Д.Татищевой (перенесено сюда с Крицкого погоста в 2017 году в связи с утратой захоронения)



Вид с аллеи на озеро Песно



Главный усадебный дом. Восстанавлен в 1995 году по старым фотографиям






Музейная экспозиция главного зала дома в Вечаше посвящена творчеству Н.А.Римского-Корсакова, а именно тем операм, которые он здесь написал. У каждой оперы своя витрина, где помимо подлинных документов и прижизненных изданий партитур произведений, можно увидеть фотографии, эскизы декораций, сценические костюмы, макеты некоторых сцен из опер и другие документы. А так же можно прослушать отрывки из произведений Н.А.Римского-Корсакова.





Первая опера, которую написал в Вечаше Н.А.Римский-Корсаков - опера "Ночь перед Рождеством". Либретто написано самим композитором по одноимённой повести Николая Гоголя из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".  Причем создал он ее за одно лето. Вот что писал композитор об этом в письме близкому другу и видному музыканту С.Н.Кругликову: "Первая мысль об опере возникла 10 апреля, а к 16 августа опера была уже закончена, разумеется в наброске". С "Ночи перед Рождеством" начался большой плодотворный этап творчества великого композитора, длившийся почти четырнадцать лет без перерыва.

Эскизы декораций к опере "Ночь перед Рождеством" (1894)





Во второе лето, проведенное в Вечаше (1895 г), композитор работает над оперой "Садко"  и уже к концу лета заканчивает ее в черновом варианте. Но даже в таком недоработанном еще виде, она вызывает большой восторг у друзей Николая Андреевича, его коллег и поклонников его творчества.







В следующий раз композитор приезжает в Вечашу после перерыва в три года и летом 1898 года он создает здесь оперу "Царская невеста". Композитор работает над ней очень интенсивно и уже к концу июля набросок оперы был готов.



Эскизы декораций к опере "Царская невеста" работы Михаила Врубеля и фото жены художника - Надежды Ивановны Забелы-Врубель, которая была оперной певицей и в расчете на голос которой Н.А.Римский-Корсаков писал арию Марфы - главной героини оперы.



Лето 1899 года композитор снова проводит в Вечаше и, конечно, пишет оперу. Это был год 100-летнего юбилея А.С.Пушкина и Римский-Корсаков пишет оперу "Сказка о царе Салтане".



Поставленная в Московской опере с Н.И.Забелой в роли Царевны-Лебедь, опера имела огромный успех. Михаил Врубель, писавший декорации к опере, под сильным впечатлением от её музыки создал картину "Царевна Лебедь". А созданию одной из самых известных и самых исполняемых во всем мире русских музыкальных тем, которой безусловно является "Полет шмеля", мы, скорее всего, обязаны насекомым Вечаши, так как именно там композитор  отметил следующее наблюдение в своей записной книжке: "Мошкара жужжит на фа-диез, жуки - на ре, пчела на - си, шмель - на до-диез".



В 1904 году семья Римских-Корсаковых вновь приезжает в Вечашу. На это раз композитор работает здесь над оперой "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Работает очень быстро, как обычно это было в Вечаше. В эскизе опера была готова уже в июле того же года. Премьера оперы, состоявшаяся в феврале 1907 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, имела оглушительный успех.





Следующий выставочный зал - это рабочий кабинет. К сожалению, из обстановки в усадебном доме Вечаши кроме нескольких стульев ничего не сохранилось. Однако, вся мебель здесь подлинная, относится к концу XIX - началу XX века.









Так же здесь можно познакомиться с материалами, рассказывающими о деятельности творческого содружества молодых русских композиторов, известного под названием "Могучая кучка", куда входил и Н.А.Римский-Корсаков.





Материалы о первой опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка". В первой редакции опера была написана в 1873 году, и, несмотря на то, что это произошло не на Псковской земле, тем не менее опера связана с Псковом, т.к. действие в ней происходит именно в нашем древнем городе.





Фотография Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше



Так же в доме размещена  выставка "Народное прикладное искусство Плюсского края к нач. XIX - XX вв".











А теперь немного прогуляемся по усадьбе











По Купальной аллее дойдем до озера Песно









Рядом с озером расположена небольшой, но очень живописный пруд







Кувшинки - это моя слабость.... :-)))







Однако, пришла пора проститься с гостеприимной Вечашей и отправиться в соседний Любенск. Но об этом я расскажу в одной из следующих пуликаций.



Добавлю лишь, что при подготовке данной публикации пользовалась следующими источниками информации:
сайт Псковского музея-заповедника
буклет "Н.А.Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске"
книжка "Н.А.Римский-Корсаков на Псковщине" (авторы - И.М.Образцова, Н.Ю.Образцова)

И в завершении традиционно:
Все ссылки на путешествия по Псковской области я собираю здесь

Плюсса и Плюсский р-н, Усадьбы, Фотозарисовка, Римский-Корсаков Н.А., Музеи, Псковская земля, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up