Как известно святая равноапостольная княгиня Ольга почитается у нас как основательница и небесная покровительница Пскова. День ее памяти отмечается 24 июля и сегодняшняоя публикация будет связана с ее именем. Я решила сделать небольшой фоторассказ о памятнике княгине Ольге, который стоит в самом центре города на границе Октябрьской площади и Детского парка. Этот памятник был открыт в Пскове в июле 2003 года, в дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Его автором является скульптор Вчеслав Клыков (1939-2006).
Бронзовая фигура княгини Ольги возвышается на цилиндрическом постаменте из белого камня. Ее взгляд направлен в сторону Троицкого собора, который, по преданию, был ею же и основан. Лик княгини увенчан нимбом, в ее руке - православный крест. Стоящий рядом с Ольгой мальчик - это ее внук, будущий князь Владимир Красно Солнышко, который как известно, стал крестителем Руси. На постаменте памятника изображены барельефы 12 псковских и российских святых: псковские князья Довмонт-Тимофей, Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр Псковский, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея России), Корнилий Псково-Печерский, митрополит Вениамин, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и блаженный Николай Салос.
Рассмотрим по-ближе всех запечатленных на памятнике. Изображение буду сопровождать коротким рассказом о каждом из них, об их связи с псковской землей.
Итак, княгиня Ольга (? - 969), жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава. Около 957 года первой из княжеского рода приняла христианство. Первая святая на Руси.
Князь Владимир (? - 1015) представлен на памятнике дважды: отроком, стоящим рядом с княгиней Ольгой, а так же его в барельефе на постаменте.
Владимир был младшим сыном князя киевского Святослава и внуком святой Ольги. Существует версия, что князь Владимир родился на псковской земле, на берегу реки Кебь, впадающей в Черёху - в урочище Будник, и провёл здесь детские годы.
В детстве от мудрой бабки Ольги он слышал о превосходстве христианской веры. Князь послал 10 послов в разные страны, чтобы узнать сущность каждого вероисповедания. Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. В 988 году князь Владимир принял святое крещение в городе Корсунь и положил начало распространению христианства на Руси.
***
Князь Всеволод (? - 1138), во святом крещении Гавриил, был сыном великого князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха.
В 1137 году жители Пскова призвали его княжить на псковской земле - родине святой Ольги. Таким образом, святой Всеволод стал первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей. Святой Всеволод прокняжил в Пскове только один год. Но оставил в сердцах его жителей благую память о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Псковичи считают Всеволода-Гавриила не только своим первым князем, но и небесным защитником и покровителем наряду со святым Довмонтом-Тимофеем.
***
Святой благоверный князь Александр Невский (1220 - 1263) - сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук св. Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха. Князь Александр прославил своё имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом. В 1239 году были построены городки по реке Шелонь, включая Порхов, против набегов литовцев. В 1240 году князь Александр разгромил шведский отряд в устье реки Невы и после этой победы был назван Невским.
В 1242 году Александр освободил город Псков от немцев. В том же году на льду Чудского озера одержал славную победу в сражении над ливонскими рыцарями («Ледовое побоище»), а затем в 1242 и 1245 гг. одержал целый ряд побед над литовцами.
***
Святой благоверный князь Довмонт (? - 1299) происходил из рода князей литовских. Спасаясь от смут, происшедших в Литве, Довмонт нашёл прибежище в городе Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями. Здесь он принял православную веру, получил при крещении имя Тимофей. В 1266 году псковичи избрали его своим князем. Женой ему стала внучка Александра Невского Мария. Довмонт княжил в Пскове тридцать три года и прославился не только своими военными победами, но и как благоустроитель города. Это это очень почитаемая в Пскове историческая личность. (у меня есть большой пост
о его биографии, военных подвигах, его иконографии)
***
Псковская преподобная благоверная княгиня Мария (? - 1300) дочь великого князя владимирского Дмитрия Александровича и внучка святого Александра Невского, была женою псковского князя Довмонта-Тимофея. Князь Довмонт вместе с супругой Марией покровительствовали Иоанно-Предтеченскому монастырю на Завеличье. Считается, что основан был монастырь в 1240 году тёткой князя Довмонта, княгиней Евфросинией, в иночестве Евпраксией. После кончины супруга Мария насовсем переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение как инокиня Марфа.
На иконе Знамения Божией Матери из Спасо-Мирожского монастыря изображены святой благоверный князь Довмонт и его святая благоверная супруга княгиня Мария.
***
Преподобная Васса (Мария) Псковская (? - ок. 1473), супруга московского священника и первого строителя Псково-Печерского монастыря - Иоанна Шестника (в монашестве Иона). Во второй половине 15 века она вместе с супругом и двумя малолетними сыновьями прибыла на Псковскую землю из Юрьева (ныне - город Тарту), где в Георгиевском храме служил её муж. В те времена в Прибалтике православное население подвергалось жестоким гонениям со стороны немцев-католиков.
В Пскове священник Иоанн стал служить в Троицком соборе. Узнав об открытии пещер у реки Каменец, забрал семью и с ней отправился к пещерам и начал копать в горе церковь к западу от пещеры. Из летописи известно, что жена его, матушка Мария, вместе с сыновьями принимала участие в «ископании храма».
Около 1473 года матушка Мария скончалась после болезни, приняв монашеский постриг перед смертью с именем Васса. По летописи, она была первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нём монашеский образ. Святые преподобные Иона и Васса - покровители супружества.
***
Корнилий Псково-Печерский (? - 1570). Преподобный игумен Псково-Печерского монастыря в 1529-1570 годах.
Родился Корнилий в 1501 году в Пскове в боярской семье. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Там под руководством старцев он обучился грамоте, иконописи и многим другим ремёслам. Позднее Корнилий принял постриг в Псково-Печерском монастыре.
В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был возведён в сан игумена и избран настоятелем монастыря. При Корнилий монастырь достиг наивысшего расцвета. Он создал при обители иконописную мастерскую, книжно-литературную школу, распространял православие среди народностей эстов и сету.
Трудами игумена Корнилия вокруг монастыря была устроена каменная ограда с крепостными башнями и тремя укреплёнными воротами. Обитель стала неприступной крепостью. В середине 16 века в обители велась летопись древнего Пскова и была собрана богатая библиотека.
Ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть.
***
Преподобный Никандр Псковский (1507 - 1581) родился на Псковщине, в миру назывался Никоном. Никон мечтал об уединённой жизни и служении богу. Узнав о пустынном месте между Псковом и Порховом, он поселился в пустыни на реке Демянке. Соорудив себе хижину, Никон жил уединенно. Ещё при жизни преподобный Никандр прославился исцелением больных и даром прозрения, помогая людям в их бедах. В 1584 году на месте подвигов преподобного Никандра была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. В 20-е годы монастырь был разрушен, ныне восстановлен.
***
Никола Салос (? - 1576) Святой Николай жил в Пскове в 16 веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Салос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Ещё при жизни, почитая как святого, его называли Микула Свят.
В феврале 1570 года, на соборной площади Псковского кремля произошли те события, которые и прославили Николая как заступника за Псков от царя Ивана Грозного. Во время похода Иоанна Грозного на Псков Никола Салос встретил его у ворот города и обличил в кровожадности, угрожая возмездием. Устрашённый царь оставил Псков, не разоряя его. После кончины блаженный Николай по особому почитанию жителей Пскова был погребён под соборным храмом - такой почести удостаивались только князья и архипастыри.
***
Святая мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1864 - 1918), родная сестра последней Российской императрицы. В Россию попала в 19 лет, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, брата императора Российского Александра III. 25 апреля 1891 года приняла православие. После трагической гибели мужа в 1905 году основала Марфо-Мариинскую обитель. Став её настоятельницей, Елизавета Феодоровна создала при обители приют для девочек, воскресную школу для женщин, работающих на фабрике, столовую для бедных на 300 человек, мастерскую по пошиву одежды для обездоленных, больницу, библиотеку.
Любила она и псковские святые места. Особенно близка ей стала Елеазарова пустынь. Здесь Елизавета Феодоровна приняла участие в постройке церкви около келий схиархимандрита Гавриила. Почти ежегодно посещала псковскую землю и дарила Спасо-Елеазаровскому монастырю богатые вклады.
***
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (в миру Василий Иванович Белавин) (1865 - 1925) родился в семье священника погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Клин Куньинского района Псковской области). Учился в Псковской духовной семинарии, окончил Петербургскую духовную академию и, получив степень кандидата богословия, вернулся в Псков, где преподавал в духовной семинарии. В 1891 году в семинарской церкви принял монашество с именем Тихон.
Патриарх Тихон был чрезвычайно энергичным, неутомимым церковным и гражданским деятелем. Служил в Польше, в Америке - в качестве архиепископа Алеутского и Северо-Американского. С 1907 года-архиепископ Ярославский, в 1913 году-архиепископ Виленский и Литовский. С августа 1917 года - митрополит Московский, а с 5 ноября 1917 года на Поместном соборе в храме Христа Спасителя был избран по жребию Патриархом Московским и Всея Руси.
***
Святой Вениамин (в миру - Казанский Василий Павлович) (1874 - 1922). Будущий святитель окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же в 22 года он принимает монашеский постриг с именем Вениамин. Уже в 29 лет он был возведён в сан архимандрита. Спустя ещё 8 лет (24 января 1910 года) архимандрит Вениамин был посвящен в сан епископа города Гдова.
В 1917 году архиепископ Вениамин стал петроградским митрополитом. Вскоре митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В последние годы своей жизни он пережил всё: тюрьму, суд, общественное «заплевание»... Владыка был обвинён в сопротивлении изъятию церковных ценностей и вместе с тремя своими сподвижниками приговорён к смертной казни и расстрелян.
Вот такие личности запечатлены на постаменте памтника княгине Ольге.
А рядом расположеныы две памятные доски с именами тех, кто принимал участие в строительстве этого памятника и благоустройстве сквера.
И, конечно, не могу не вспомнить, что в те же июльские дни 2003 года в Пскове был открыт и второй памятник княгине Ольге - на Завеличье у гостиницы "Рижская", автором которого является Зураб Церетел. Но о нем я расскажу в другой раз.
При подготовке этого поста использовала материалы сайта
http://bibliopskov.ru/