Сегодняшний мой пост - это рассказ о небольшой постерной выставке "Муж доблести и чести", посвященной легендарному псковскому князю Довмонту-Тимофею. Она открылась в Приказных палатах в конце мая в преддверии
городского праздника "Довмонт Псковский", о котором говорилось в предыдущем посте. В этом году отмечается 750 лет с начала княжения Довмонта-Тимофея и 2016 год объявлен в Пскове Годом Довмонта.
Выставка представляет из себя несколько больших постеров, каждый из которых посвящен отдельным страницам жизнеописания князя Довмонта - биографии, воинским подвигам и иконографии. Отдельный постер рассказывает о мече князя Довмонта - реликвии, хранящейся в Псковском музее-заповеднике. И конечно, часть выставки посвящена истории застройки и археологического изучения Довмонтова города - уникального градостроительного комплекса, примыкающего к Крому, который не имеет аналогов в России. А еще постерная выставка дополнена двумя небольшими витринами с археологическими находками XVII-XVIII веков из раскопа с территории Довмонтова города, изучение которого шло в 50-80-е годы прошлого века экспедицией Государственного Эрмитажа, и фотографиями с видами Довмонтова города тех лет.
Лично мне было очень интересно побывать на этой выставке, т.к. о князе Довмонте и его славных делах я, конечно, знала, но все это было как-то поверхностно и фрагментарно. А тут много различной информации собрано воедино - от биографии до иконографии. И это очень хорошо и познавательно. Так что я решила сохранить все у себя - текст с постеров выделяю курсивом, а часть иллюстраций в лучшем качестве собрала из различных источников в интернете.
Часть 1. Жизнеописание князя Довмонта.
Князь Довмонт - выдающаяся личность в истории Пскова. Во многом он известен как "воин великий и ревнитель веры христианской". Однако источники, из которых почерпнута информация о деятельности князя Довмонта, скудны.
Письменные источники о Довмонте можно разделить на две группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания святого князя. Прежде всего - "Сказание о Довмонте", составленное в Пскове во второй четверти XIV века и дошедшее до нас в составе трех псковских летописей. Сказание повествует исключительно о военных победах Довмонта, живо рисуя столкновения с Литвой и ливонскими рыцарями.
Историкам доподлинно не известны подробности происхождения Довмонта, почему он покинул родину и решил отправиться на Русь, как оказался в Пскове. На этот счет существует несколько версий.
Н.М.Карамзин считал Довмонта одним из родственников первого короля Литвы Миндовга. На основе Новгородской первой летописи (НПЛ) делается предположение, что Довмонт был сыном убитого полоцкого князя Товтивила, который приходился Миндовгу племяником. В.Н.Татищев упоминал Полоцк как вотчину Довмонта: "вотчину свою град Полоцк взял". В Густынской летописи князь упомянут зятем жемайтийского князя Тройната. В 1263 году они сговорились и "убили спящего в ночи великого князя и храброго короля (Миндовга), деда своего, княжества ради". Есть и другая, романтизированная версия убийства Довмонтом Миндовга. В "Хронике Матея Стрыйковского", описывается, что причиной вражды между князьями стало то, что Миндовг отнял у Довмонта жену. Это обстоятельство стало одной из главных причин, по которым Довмонт осенью 1263 года принял участие в организации заговора литовских князей во главе с жемайтийским князем Тройнатом против правителя Литвы.
Из "Сказания о Довмонте" известно, что он в "6773 (1266 году)... с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков". Приняв православие Довмонт получил христианское имя - Тимофей и "посадили его мужи-псковичи на княжение в городе Пскове". В 1270 году по воле великого князя Ярослава Ярославовича Довмонт был заменен в Пскове другим выходцем из Литвы - князем Айгустом, но уже в следующем году вновь оказался на псковском столе.
О семейной жизни Довмонта Псковского известно не много. В Псковской второй летописи (П2Л) говорится о том, что Довмонт женился на дочери великого князя Владимирского Дмитрия Александровича, внучке Александра Невского - княгине Марии (заключение брака между ними летопись датирует 70-80-ми гг. XIII в.) У Довмонта и Марии Дмитриевны был сын. По сообщениям псковских летописей - это сподвижник и талантливый полководец Литовского великого князя Гедимина Гродненский князь Давид (1283 - 1326).
О жизни Довмонта в 1280-е - 1290-е гг. известно немного. Лаврентьевская летопись сообщает под 1285 годом "... В тоже лето. Захватила Литва тверского владыки волость Олешню, и собирались тверичи, москвичи, волочане, новоторжцы, зубчане, ржевичи и, пойдя побили Литву в лесу в канун Спасова дня, и помог Бог христианам, великого князя их Довмонта убили, иных поймали, а других перебили, полон весь отняли, а остальные разбежались". Эту же версию подтверждает летописный Лицевой свод 2-ой половины XVI века. Согласно другой точке зрения, Довмонт из Лаврентьевской летописи не тот, который княжил в Пскове. Исходя из "Сказания о Довмонте" по истечению нескольких месяцев после битвы с ливонскими рыцарями 4 марта 1299 года "... занемог благоверный князь Тимофей и в болезни отошел к богу в жизнь вечную месяца мая в двацатый день, на память святого мученика Фалалея".
1. Крещение кн. Довмонта "со всем родом". Миниатюра из Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.)
2. Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
3. Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская, с предстоящими святыми князем Довмонтом и княгиней Марией. 2-я пол. XVI в. (Псковский музей-заповедник)
Икона в экспозиции Псковского музея-заповедника
«Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.».
4. Икона "Святой князь Довмонт-Тимофей и Святая княгиня Мария", Псков , XV век. (Государственная Третьяковская галерея)
Часть 2. Воинский путь псковского князя Довмонта
Первый поход Довмонта упоминается сразу же после его вокняжения в Пскове в 1266 г. Как говорится в «Сказании о Довмонте»: «...Несколько дней спустя задумал Довмонт отправиться в поход с мужами-псковичами и покорил землю Литовскую и полонил княгиню Герденя и детей их». Когда «Гердень и князья его» вернулись, то застали свои земли разоренными. Они решили отомстить обидчикам и отправились «...с семью сотнями воинов...» за ними в погоню. Довмоит «... девяносто воинов отправил с добычей, а с одним девяносто остался, ожидая...». Перед сражением Довмонт обратился к псковичам с речью: «Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец мне, кто молод, тот брат. Прославилось мужество Ваше во всех странах. Пред Вами жизнь и смерть. Братья мои, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество». Дружина Довмонта, потеряв в бою только одного человека, сумела разгромить врага. Многие литовские князья, включая Готорта (Герденя) погибли в схватке. В результате этой битвы авторитет Довмонта в Пскове возрос и псковичи поняли, что не ошиблись с выбором князя. Практически в той же интерпретации можно найти этот сюжет и в Сокращенной литовской летописи. Однако в Новгородской первой летописи (НПЛ) нет упоминания деталей этой битвы: не сообщается о численности сторон, о потерях, и о том, что Довмонт отправил часть своих сил в Псков.
Зимой 1266/67 г. Довмонт совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате похода псковского и новгородского войска во главе с Довмонтом и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого князя Герденя, убитого в этом сражении. Археологические данные свидетельствуют о том, что в конце 60-х - середине 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен. Это могло быть результатом одного из походов Довмонта. Упоминания об этом сохранились в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца».
Важным событием стало участие Довмонта, вместе с псковичами, в походе объединенного русского войска, во главе с князем Дмитрием Александровичем на датские владения в Эстонии в январе 1268 г. А в феврале 1268 г. Довмонт в битве у замка Раквере командовал полком. Об этом упоминается и в «Сказании о Довмонте». «И снова, спустя некоторое время, в год 6775 (1268 г.), великий князь Дмитрий Александрович с зятем своим Довмонтом, с мужами-новгородцами и псковичами пошли к Раковору...». По данным ливонских летописей, крестоносцы потеряли в Раковорской битве 1350 человек, русские - около 5000. Русские летописи сообщают о том, что русская конница не могла пробиться по трупам, что подтверждает значительные потери среди крестоносцев. После Раковора Довмонт совершил рейд по Ливонским владениям «...пройдя земли непроходимые, пошел на вируян, и завоевал землю их до моря, и Поморье разорил, и возвратился обратно, и пополнил землю свою множеством пленных».
Через некоторое время, в марте 1268 г. ливонцы совершили ответное нападение. Как сообщает «Сказание», Довмонт «...с шестьюдесятью воинами-псковичами, божьею силою восемьсот немцев победил на реке Мироповне», а немцев с двух судов, которые пытались спастись на неизвестном острове «...пожег в траве, - одни побежали, и волосы их горели, а других Довмонт посек...».
В мае 1269 г. войско ливонцев во главе с ландмейстером Отто фон Лютенбергом осадило город. Довмонт с псковичами выдержали десятидневную осаду. Псковские, Новгородские летописи и Ливонская рифмованная хроника с разночтениями описывают это событие. Из текста «Сказание о Довмонте», можно сделать вывод, что Довмонт с псковичами отбивал атаки до подхода отряда из Новгорода. Он сумел предпринять вылазку: «...не дождавшись полков новгородских, с малою дружиною мужей-псковичей выехав, божьею силою победил и побил полки врагов, самого же магистра ранил в лицо». А после того как подошла подмога из Новгорода во главе с князем Юрием, рыцари были вынуждены вступить в переговоры и заключить мир.
В «Житии» Довмонта сообщается, что после одержанных побед князь возвел в Пскове около своего двора 3 храма, скорее всего деревянных, в честь святых, которые покровительствовали ему в сражениях: во имя мученика Тимофея, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата. Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась «Довмонтовой», а место, окруженное стеной, стало называться «Довмонтовым городом.
В 1270-е - 1290-е гг. Довмонт, как следует из русских и ливонских источников поддерживал внешнюю политику великого князя Дмитрия Александровича. В НПЛ младшего извода содержится упоминание участия Довмонта в 1282 г. в распре с новгородцами на стороне зятя - Дмитрия Александровича, где Довмонт с дружиной отбил казну и бояр великого князя Владимирского у новгородцев.
В 1299 г. князь Довмонт Псковский принял свой последний бой. Как повествует «Сказание...» «...ворвались немцы легкими отрядами в предместья Пскова в год 6807 (1299 г.) 4 марта, на память святого мученика Павла и Ульяны, и перебили игуменов; тогда был убит Василий, игумен святого Спаса, пресвитер Иосиф, Иоасаф, игумен монастыря святой Богородицы на Снетной горе... Наутро поганые немцы обступили город Псков, собираясь его захватить. Боголюбивый же князь Тимофей в нетерпении не дождался своего основного войска, и выехал с малою дружиною мужей-псковичей и с Иваном Дорогомиловичем и его дружиною и приготовился к битве... и была сеча жестокая...и самого командора (ливонского) ранили в голову». Вскоре после этого сражения Довмонт во время эпидемии заболел и умер.
На этом закончился ратный путь знаменитого псковского князя, имя которого навсегда осталось на страницах истории Псковской земли.
1. Битва при Раковоре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
2. Поход Довмонта в Поморье. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
3. Битва князя Довмонта с ливонцами. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
4. Поход ливонцев на Псков. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
Часть 3. Иконография святого князя Довмонта-Тимофея
Изображения Довмонта имеют псковское происхождение, хотя Довмонт канонизирован вскоре после смерти как местный святой, а в XVI веке - для всей Руси.
Самое раннее изображение Довмонта встречается на иконе Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская с предстоящими псковским князем Довмонтом и его женой Марией, которая происходит из Спасо-Преображенского собора Мирожского мужского монастыря в Пскове. Икона создана в XVI веке и является копией с иконы XIII века - одной из древнейших икон, прославившихся чудом слезного знамения в 1567 г. Существует легенда, что в приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 г. икона была им увезена из Мирожского монастыря. В монастырь, видимо, была прислана копия иконы. В Псковский музей поступила в 1926 году из Стефановской церкви Мирожского монастыря. В иконографии тип Оранты (лат. «молящий») самый древний, в XI веке в византийском искусстве на ее основе возник образ Богоматери «Великая Панагия» (греч. «Всесвятая»): Мария стоит во весь рост с воздетыми руками, на груди ее, в медальоне или складках мафория (плаща), младенец Христос - Спас Эммануил, которого она являет как будущего Спасителя. На Руси такое изображение называлось «Богородица Знамение».
Князь Довмонт и княгиня Мария представлены в качестве заказчиков иконы. Вскоре после смерти Довмонт был канонизирован как святой. Однако на иконе Довмонт изображен без нимба и наименования «святой», следовательно она написана с прижизненного изображения князя и его жены. Изображение заказчиков (донаторов) - редкое явление для Древней Руси, и могло появиться в Пскове благодаря знакомству уроженца Литвы с западными традициями. Довмонт и Мария написаны в княжеских одеждах. У Довмонта утолщенный живот и большие залысины на голове, что говорит о реалистичности изображения.
На иконе из Государственной Третьяковской галереи Довмонт-Тимофей представлен в рост в молении Святой Троице, изображенной в верхнем левом углу. Черты его лика, одеяние, а также манера надписи указывают на прямое копирование образа Святого князя с иконы Божией Матери Мирожская. Рядом с Довмонтом изображена его жена княгиня Мария, которая на этой иконе показана в монашеских одеждах и названа «во иноцех» Марфой (после смерти мужа постриглась в Иоанно-Предтеченском монастыре Пскова, где и была погребена).
Изображение князя Довмонта встречается на деньге псковской, которая чеканилась на Псковском монетном дворе в XV - нач. XVI века. На лицевой стороне - портрет патрона города князя Довмонта в короне и с мечом. На оборотной - изображение четвероного зверя, предположительно барса, окруженного надписью «Денга псковская», или надпись в четыре строки - «Денга псковская».
В XVII-XVIII вв. Довмонт изображается в ряду святых - заступников Пскова на иконе Божией Матери Псково-Покровская. Один из сюжетов иконы повествует «о видении Старцу Дорофею», изложенного в тексте «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков», посвященных чудесному избавлению Пскова от осады польских войск в 1581 г. В этих произведениях изображена Богородица, беседующая с преподобными Антонием Печерским, Корнилием Псково-Печерским, святым Нифонтом Новгородским, святым блаженным Николаем Саллосом, равноапостольном князем Владимиром, благоверными князьями Всеволодом и Довмонтом.
Довмонт обычно изображается старцем с длинной бородой и высоким лбом («спереди лысоват»), в княжеских одеждах, без шапки. Описание внешности и одежды приведено в иконописных подлинниках кон. XVIII - сер. XIX в. под 20 мая: «Сед, брада Григория Богослова, мало плешат, шуба, в правой руке крест, в левой шапка» в др. рукописях имеется сходное описание с уточнением: «...брада Григория Богослова подоле мало - или добавление: «...в шубе княжеской лазорь, испод бакан, ожерелье вохряно».
Сведений о других псковских памятниках с изображением Довмонта сохранилось немного.
Так, в соборе псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, под Смоленской иконой Божией Матери XVII в. находились изображения Довмонта, схим. Марфы (супруги Довмонта), вероятно XVIII-XIX вв.
В светском искусстве изображения Довмонта также известны: горельеф на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862 г., скульпторы М. А. Чижов, А. М. Любимов). Князь Довмонт представлен рядом с князьями Александром Невским, Михаилом Тверским, князьями Мстиславом Удалым, Даниилом Галицким и др. Горельефное изображение князя можно увидеть и на постаменте памятника княгине Ольге в Пскове (скульптор В.М. Клыков, 2003 г.).
1. Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская, с предстоящими святыми князем Довмонтом и княгиней Марией. 2-я пол. XVI в. (Псковский музей-заповедник).
2. Князь Довмонта иконостаса Троицкого собора (придел преподобного Серафима Саровского).
3. Псково-Покровская икона Божией Матери 1-й пол. XVII в., ранее - в ц. Покрова Богородицы от Пролома, в настоящиее время в Троицком соборе Пскова.
4. Князь Довмонт-Тимофей на памятнике княгине Ольге в Пскове.
5. Князь Довмонт-Тимофей на памятнике «1000-летия России» в Великом Новгороде.
6. Фреска «Святой Благоверный Княаь Довмонт-Тимо-фей Псковский» в храме Николы Мокрого (XVII век) в Ярославле.
7. «Денга Псковская».
Часть. 4. Мечь князя Довмонта
Меч князя Довмонта стал государственной реликвией Пскова, он хранился в Троицком соборе и вручался князю при «посажении на псковский стол». В 1460 г. при встрече князя Юрия Васильевича «приаша его пьсковичи с великою честию, и посадиша его на столе в Святей Троици, и даша мечь в руце его князя Даманта» (Воскресенская летопись, ПСР/1, т. VIII). Сейчас меч Довмонта-Тимофея экспонируется в Псковском музее-заповеднике. Подобных сохранившихся мечей XIII в. в Европе известно четыре и только наш имеет точную биографию. Мечи такой формы появились в Европе во второй половине XIII века. Некоторые специалисты полагают, что меч датируется серединой XIV в.. Колющий клинок удлиненно-треугольной формы изготовлен в немецком городе Пассау и имеет клеймо мастера - «пассауский волчок». Появление подобных мечей связано с переходом от кольчужного к комбинированному кольчужно-пластинчатому доспеху, против которого рубящие мечи, использовавшиеся до этого времени, оказались неэффективны. Рукоять меча отделана позолоченным серебром. Исследователями отмечается, что рукоять древнее клинка, а сам клинок на 10 сантиметров укорочен со стороны рукояти.
Так, возможно, именно с этим оружием был псковский воитель в битве 1272 г. Вот что повествует «Сказание о Довмонте: «...Прослышал магистр земли Рижской о мужестве Довмонта, ополчился в силе страшной, безбожной и пришел ко Пскову в кораблях, и в ладьях, и на конях, и с орудиями стенобитными, намереваясь пленить дом святой Троицы и князя Довмонта схватить, а мужей-псковичей мечами посечь, а остальных людей псковских в плен увести. Услышав о том, что ополчилось на него множество сильных врагов без ума и без бога, Довмонт вошел в церковь святой Троицы и, положив меч свой пред алтарем господним, пал на колени, молясь со слезами....
И взял игумен Сидор и все священники меч и, препоясав Довмонта мечом и благословив его, отпустили. Довмонт в ярости мужества своего, не дождавшись полков новгородских, с малою дружиною мужей-псковичей выехав, божьею силою победил и побил полки врагов, самого же магистра ранил в лицо».
Около середины XII в. в Западной Европе имена мастеров на клинках начинают исчезать и появляются религиозные надписи и изображения, наведенные не железом, а цветными и благородными металлами. Во второй половине XIII вв. величина клейма уменьшилась, оно часто наносилось уже не на дол, а на грань колющего лезвия. Поэтому с середины XIII в. кузнецы, отказавшись от изречений, стали проставлять марку в виде изображений волка, единорога, быка. К таковым относится, например, «пассауский волчок», выполненный, как это видно по мечу князя Довмонта, точечной инкрустацией желтым металлом.
Характеристики: датировка: 2-я половина XIII в.; Общая длина - 90 см; Длина клинка-75 см; Высота рукояти-15 см; Ширина лезвия у перекрестья - 5,3 см; Ширина перекрестья- 25 см; Вес: 2,5 кг.
1. "Клятва псковского князя Довмонта. 1269 г." Литография Б.А.Чорикова по рисунку Кумминга. 1863 год. (ГПБИ)
2. Молитва кн. Довмонта в Троицком соборе Пскове перед сражением с рижанами. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1)
3, 4, 5 - Меч Довмонта и "Пассауский волчок" (гравировка и прорись)
Меч Довмонта в экспозиции Псковского музея-заповедника
«1100-летний Псков в истории России».
Часть 5. Довмонтов город
Довмонтов город - обособленная территория, расположенная к югу от Псковского кремля и окружённая со всех сторон крепостными стенами. Впервые он упомянут в письменных источниках под 1382 г. как «Домантова стена». Это название происходит от имени имевшего литовское происхождение князя Довмонта, княжившего в Пскове с 1266 по 1299 г. Князь Довмонт, получивший в православном крещении имя Тимофей, является одним из святых покровителей нашего города.
С конца IX по XIII век территория будущего Довмонтова города была занята посадом Пскова, вмещавшим дома и мастерские ремесленников. Здесь же находились небольшая торговая площадь и одно из первых каменных зданий Пскова - церковь Святого Дмитрия Солунского, построенная в 1138 г. князем Всеволодом Мстиславовичем. Остатки всех перечисленных сооружений были обнаружены во время раскопок. В последней трети XIII века, князь Довмонт перенёс княжий двор в эту часть посада и окружил его каменной крепостной стеной. Очевидно, тогда же построены два каменных гражданских здания (их фундаменты обнаружены в юго-западном углу Довмонтова города), одно из которых, вероятно, служило княжеской резиденцией. К этому периоду исследователь Довмонтова города В. Д. Белецкий относил сооружение трёх из известных на сегодня тринадцати храмов Довмонтова города.
В XIV - XV вв. Довмонтов город становится церковно-административным центром Псковской земли. На его территории велось интенсивное храмовое строительство. В XIV в. были созданы 7 из 13-ти известных церквей. Часть из них приобрела статус соборных. Под «соборами» в данном случае имеются в виду объединения приходского духовенства, которые появились в XIV в. Первый такой собор объединял клир вокруг Троицкого храма, второй - состоял из священников, служивших в той части города, которая находилась в пределах крепостной стены 1309 года. Храмовым центром этого объединения была церковь Святой Софии в Довмонтовом городе. В XV в. образовались еще 4 собора священников, храмы которых также находились в Довмонтовом городе. Это церкви: Дмитрия Солунского, Святителя Николая с Гребли, Покрова Богородицы, Входа в Иерусалим. В первой половине XV века соборы превратились в церковно-административные учреждения.
В XV в. в Довмонтовом городе также ведутся значительные строительные работы. Помимо многих древних церквей, перестройке подвергаются и гражданские здания, расположенные в юго-западном углу (предположительно, княжий двор Довмонта). С этого времени в постройках бывшего княжьего двора размещалась канцелярия владычных наместников.
После присоединения Пскова к Москве Довмонтов город ещё какое-то время оставался церковно-административным центром, но с XVII столетия его роль и значение меняются. В 1630-е годы перестроено одно из зданий Довмонтова города - в нём разместился Дворцовый приказ. В 1692-1695 гг. было построено ныне существующее здание Приказной палаты. Довмонтов город опять приобрёл роль административного центра Пскова.
В это же время храмы Довмонтова города постепенно начинают приходить в запустение. В 1701 г. в связи со строительством оборонительных сооружений были частично разобраны и засыпаны три церкви у восточной стены Довмонтова города - в их числе храм Рождества Христова. Так была создана т. н. Рождественская батарея. Остальные церкви Довмонтова города были в годы Северной войны 1700-1721 гг. превращены в склады воинской амуниции. К концу XVIII в. здесь оставалось всего четыре храмовых здания. В 1828 г. была разобрана на плиту последняя церковь Довмонтова города.
На рубеже 1960- 1970-х годов, после археологического исследования территории Довмонтова города, на поверхность были выведены контуры фундаментов ряда храмовых зданий, существовавших здесь в XII -XIX вв.
Вид на Псковский Кремль (нач. XX века)
Фрагмент иконы "Сретение Богородицы" 1784 г. из часовни Владычного Креста
План Довмонтова города 1699 г.
Фрагменты фресок храмов Довмонтова города (сейчас находятся в Эрмитаже)
В витринах представлены предметы XVII - XVIII вв., обнаруженные в Довмонтовом городе во время археологических исследований
На выставке так же можно увидеть проект памятника князю Довмонту (автор Пальмин А.А.) .....
и портрет Довмонта, созданный художником-реставратором Псковского музея Михаилом Владыкиным
Вот такая выставка. Добавлю еще, что как сказано на
сайте Псковского музея-заповедника, выставку подготовили молодые научные сотрудники музея Роман Коваль (отдел "Псковский кремль") и Алексей Голубев (музейный образовательный центр).
Предыдущие части майской фотопрогулки по Пскову
Часть 1.
Фотопрогулка от Варлаамовской башни до Троицкого моста.
Часть 2.
Праздник Довмонта в Пскове (29 мая 2016)Часть 3.
В Псковском КремлеЧасть 4. Выставка, посвященная Довмонту в Приказных палатах.
Ссылки на все мои предыдущие рассказы об экспозициях и выставках Псковского музея-заповедника можно увидеть
здесь.