Сегодня я хочу рассказать о мемориальном музее-квартире архитектора-реставратора, исследователя древнерусской и древней псковской архитектуры Юрия Павловича Спегальского, который находится в самом центре Пскова по адресу: Октябрьский пр., 14, кв. 74.
Но сначала, я вкратце расскажу его биографию, что бы потом проще было рассказывать об экспонатах мемориального музея. Ю.П.Спегальский родился в 1909 году в Пскове и с ранних лет ощутил в себе живой интерес к псковской старине. Много позже он сам так вспоминал о том периоде своей жизни: «На редкость удачно сложились мои детство и юность, которые как будто специально прошли так, что бы сделать из меня реставратора и исследователя памятников архитектуры». Он много времени посвящал обмеру и зарисовкам древних построек Пскова, собирал осколки древних керамических изразцов, а в своей школе он создал краеведческий кружок, где часто сам выступал с докладами.
В 1936 году после окончания учебы в институте он поступил на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме, что давало ему возможность обследовать памятники не только Ленинградской, но и Псковской области. В период 1939-1940 годов Спегальский занимается обследованием Кирилло-Белозерского монастыря, а так же участвует в работах по изучению и восстановлению ряда псковских памятников.
Во время Великой Отечественной войны Ю.П.Спегальский работает в Ленинграде, где он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов выполняет работы по маскировке высотных сооружений и живет мыслями о том, как нужно будет восстанавливать Псков после его освобождения от захватчиков. В самую жестокую блокадную зиму 1941 - 1942 года он создает серию рисунков - реконструкций древних псковских памятников под названием «По Пскову XVII века». Рисунки из этой серии частично были опубликованы
в одноименной книге, вышедшей в свет 1974 году.
В октябре 1944 года Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников. Период между 1945 и 1947 годами стал особым - очень плодотворным и напряженным периодом в жизни Ю.П.Спегальского. Ему предстояло решить не только огромное количество первоочередных задач по спасению памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии, но и отстаивать необходимость сохранения исторической застройки в процессе восстановления практически полностью разрушенного во время войны города. В тот период он впервые предлагает проект создания в Пскове архитектурных заповедников.
В феврале 1946 года в Пскове была создана реставрационная мастерская, а Спегальский был назначен ее первым руководителем. Однако по целому ряду причин в 1947 году он был вынужден переехать из Пскова в Ленинград, где поступил в аспирантуру при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии Художеств, а в 1951 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему о гражданской архитектуре Пскова. В этой работе он доказал факт существования верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов.
После защиты диссертации, Ю.П.Спегальский хотел вернутся в Псков, но ему было отказано в приеме на работу и он еще много лет вынужден был оставаться в Ленинграде. И в эти годы, не имея возможности напрямую приложить свои опыт, знания непосредственно к восстановлению памятников Пскова, Ю.П.Спегальский создает много графических, живописных и декоративно-прикладных произведений на псковскую тематику, применяя технические способы и художественные приемы древних мастеров. Паникадила (деревянные расписные люстры), расписные завесы и другие работы Спегальского, мы еще увидим среди экспонатов музея.
В период 1960 - 1968 годов он публикует ряд научных и научно-популярных статей и книг, посвященных древним псковским памятникам церковной и гражданской архитектуры, среди которых отдельное место занимает его труд
«Псковские каменные жилые здания XVII века». В ее основу легли материалы диссертации Ю.П.Спегальского и эта работа оказала немалое влияние на реставрацию памятников гражданского зодчества XVII века в Горьком, Гороховце и других древнерусских городах. А вышедшая в 1963 году книга «Псков. Художественные памятники», имела большой успех у читателей и
позднее дважды переиздавалась - в 1972 и 1978 годах.
Получив в 1968 года долгожданное приглашение на работу в Псков, Ю.П.Спегальский и его жена О.К.Аршакуни переезжают сюда из Ленинграда окончательно. Но так уж случилось, что после возвращения в свой любимый город, Ю.П.Спегальский прожил всего 150 дней. Он скоропостижно скончался 17 января 1969 года после первого производственного собрания, состоявшегося в реставрационной мастерской.
Много лет спустя трудами его жены О.К.Аршакуни в этой псковской квартире, где он прожил последние месяцы своей жизни был открыт Мемориальный музей ученого. Открытие состоялось 2 декабря 1986 года и с тех пор любой желающий может познакомиться с творческим наследием Ю.П.Спегальского. Сделаем это и мы.
Экспозиция первого помещения - прихожая, знакомит нас с первыми годами жизни ученого. Здесь представлены фотографии, документы того периода, а так же ранние рисунки Ю.П.Спегальского, посвященные псковским каменщикам.
Ю.П.Спегальский в возрасте 2-х лет на коленях своего отца, П.К.Спегальского. По признанию самого Юрия Павловича именно его отец сыграл решающую роль в становлении его как ученого, занимающегося изучением древней псковской архитектуры, и как реставратора. Он писал: "Мой отец, коренной пскович, квалифицированный строительный рабочий, привил мне в самом раннем детстве любовь к строительному делу, заронил чувство почтения к русской старине".
Среди документов есть экземпляр номера журнала "Познай свой край", где опубликована первая статья юного исследователя псковской старины Юры Спегальского
"Значение памятников древне-псковской архитектуры"
Рисунки Ю.П.Спегальского из серии "Псковские каменщики" (20-е годы). В юные годы, работая каменщиком на стройках, он хорошо изучил приемы псковской каменной кладки, практику возведения каменных конструкций и ряд других ремесел, так необходимых исследователю и реставратору.
В этом же помещении можно познакомиться с рядом фотодокументов, иллюстрирующих реставрационные работы исследователя (1939-1940 гг.), в частности, на вторых палатах Меншиковых и Гремячей башне в Пскове, со своеобразной серией рисунков - "Азбукой, посвященной древней архитектуре Пскова", выполненной в 1943 году
Декоративное панно "Встреча псковских каменщиков и воинов у стен древнего города". На завесе древнеславянской вязью сделана надпись: «Помянем псковскую землю и град Псков, иже бе зело преизобилен и преславен. Помянем мужей пскович, мастеров делателей церковных и полатных и хоромных и городовых и воинов псковских, их же слава велика во всех странах есть и не предет никогда».
Здесь же размещена фотография, запечатлевшая восхождение Ю.П.Спегальского на шпиль Петропавловского собора. В 1957 году к 250-летию Ленинграда Юрием Павловичем были выполнены обследование, обоснование и расчёты по возведению лесов для реставрации шпиля. За эту уникальную работу он был удостоен правительственной награды.
В этом же зале можно увидеть и замечательный скульптурный портрет Ю.П.Спегальского (автор Я.М.Банников)
Экспозиция, представленная во втором помещении, посвящена изобразительным научным материалам Ю.П.Спегальского первых послевоенных лет (1945-1947 гг.) Это фрагменты из его
проекта планировки архитектурных заповедников Пскова и отдельные зоны из проекта комплексной реставрации памятников зодчества.
Проект реконструкции гражданского памятника архитектуры ХVII века "Дом Печенко" Ю. П. Спегальского представлен в макете (автор макета Р. А. Душник). (К сожалению сегодня Дом Печенко
постепенно превращается в руины).
Художественные реконструкции псковских памятников архитектуры, выполненные Ю.П.Спегальским и его рисунки из альбома
"По Пскову XVII века".
Один из самых интересных экспонатов музея представляет фрагмент псковской изразцовой печи XVII века. Печь была воссоздана Ю.П.Спегальским в материале в натуральную величину в ленинградской квартире. (Реконструкция 1955-1956 гг.) Так же здесь можно увидеть эскизы декора изразцов для убранства печей.
Минуя экспозицию маленького коридорчика, с которой мы познакомимся немного позднее, перейдем в третье помещение - это рабочий кабинет ученого, который в некоторой степени сохраняет мемориальный характер.
Рабочий стол петровского времени (ХVIII век) с инкрустациями на столешнице и подстолье, на нем - предметы ХVII века (бронзовый подсвечник, ларец)
Западноевропейский резной шкаф XVIII века
Церковь Одигитрии - памятник псковской архитектуры XVII века. Графическая реконструкция и макет
(Как церковь Одигитрии выглядит сегодня можно увидеть
здесь. И она, к сожалению не так красива, как на макете)
Графические реконструкции псковской церкви Николы со Усохи, выполненные Ю.П.Спегальским
Шкаф с книгами из библиотеки Ю.П.Спегальского.
Отдельного внимания заслуживает деревянная расписная люстра - паникадило (1957). Роспись посвящена былинным героям и их женам. Ю.П.Спегальский украсил ее надписями древнеславянской вязью: "Жены мужей свет и тепло и радость душевная"
В небольшом коридорчике, который связывает кабинет с предыдущей комнатой, можно познакомиться с документами, связанными с возвращением Ю.П.Спегальского в Псков в 1968 году
Увидеть рабочие инструмены Ю.П.Спегальского, в том числе и те, которые достались ему от отца и которые он хранил всю свою жизнь.
Небольшая фотоэкспозиция, представленная здесь же, посвящена другим знаменитым псковским реставраторам того времени - Б.С.Скобельцину, М.И.Семенову, В.П.Смирнову, В.А.Лебедевой. Все они внесли неоценимый вклад в дело восстановления древних псковских памятников.
Этот стенд посвящен печальной теме - кончине Ю.П.Спегальского. Здесь можно увидеть некролог, опубликованный в журнале "Советская архитектура", а так же письмо академика Лихачева, адресованное жене Ю.П.Спегальского - О.К.Аршакуни, где он написал следующие слова: "...Преодолевайте в себе печальные мысли и радуйтесь тому, что Юрий Павлович был. Все мы рано или поздно умрем. Юрий Павлович не мог умереть дряхлым стариком. Он из тех, что умирают на работе, на своем посту. Он умер, борясь. И эта смерть - славная и красивая - была ему на роду написана..."
Этот стенд посвящен статьям и книгам, написанным Ю.П.Спегальским, а так же различным публикациям и книгам, написанным о нем, о его жизни и творчестве.
Ну а теперь перейдем в последнее помещение - гостиную, где собраны предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Ю.П.Спегальским в Ленинграде в разные годы. Выполненные в духе древних псковских традиций, они всегда производят какое-то особенное впечатление.
Расписной шкаф. (1957) Сюжет росписи - каким должен быть человек, что бы стать красивым. Надписи, например, гласят, что "мужу лепо быты храбру", а "женам лепо имети кротость голубиную, повадку лебединую, голосок соловьиный".
Декоративная расписная "Завеса опочеваленная".
Шкаф с антикварной посудой
Стол с расписной столешницей (1964). Тема росписи - древние обычаи русского гостеприимства.
Декоративное панно-коллаж "Дары природы родного края"
Витрина с формами для выпечки пряников, расписными шкатулками и брошами, выполненными Ю.П.Спегальским
Формы для фигурных пряников - "Псковитянка с ведрами", "Самому почетному гостю", "Псковский мужичок в праздничном кафтане", "Рыба с моря-океана", "Ах, как вкусен кисель", "Дед-лесовик".
Еще одна деревянная люстра - паникадило. Её роспись посвящена русским праздникам. По яблоку древнерусской вязью идет надпись: "Сие паникадило состроено в лето 7465 (1959) в малую столовую палату... А на нем роспись праздникам великим годовым..."
"Крещние. (Крещенское гадание)"
"Масленица"
Вот на этой "праздничной теме" я, пожалуй и закончу прогулку по этому небольшому, но, как мне кажется, очень интересному музею, который знакомит его посетителей не только с жизнью и творчеством ученого, архитектора-реставратора Ю.П.Спегальского, но с многовековой культурой Древнего Пскова.
Более подробно о Ю.П.Спегальском можно узнать на сайте ему посвященном:
http://spegalsky.narod.ru/