Ю.П.Спегальский о церкви Одигитрии на Печерском подворье в Пскове

Dec 09, 2012 23:45

Среди прочих разных дел, я сейчас занята еще и тем, что готовлю  к публикации на сайте Спегальский.народ.ру книгу Ю.П.Спегальского "Псков. Архитектурно-художественные памятники XII-XVII веков" 1978 года издания. Перечитывая эту книгу, я получаю громадное удовольствие. Как же он хорошо пишет об истории, культуре и архитектурных памятниках древнего Пскова! Все это очень зримо представляешь себе.
И вот мне захотелось опубликовать сегодня небольшую цитату, посвященную псковской церкви Одигитрии с Печерского подворья, которая в настоящее время выглядит так:




А вот как по описанию Ю.П.Спегальского она выглядела в XVII веке:




"...Церковь Одигитрии на Печерском подворье построена целиком в 1685 году вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века.

Она благополучно существовала под покровительством богатого, никогда не приходившего в упадок Псково-Печерского монастыря до середины XIX века, когда яркой жизнерадостностью своего облика вызвала недовольство монастырского начальства, и в 1866 году ее фасады были обработаны в новом духе. После этой переделки, совершенно неузнаваемо изменившей ее наружный облик, церковь стали считать плохо сохранившейся и неинтересной. Первоначальный вид ее был забыт. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. В 1946 - 1948 годах от стен ее стали отставать и отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века. С характерными для XVII века смелостью и широким размахом была задумана его необычайно декоративная композиция, с удивительным чувством целого исполнены эффектные детали.



В решении плана здания, в его деталях можно найти много известного ранее, даже традиционного для Пскова. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам. Верх колокольни с ее девятью главками был скомпонован по подобию центрального столпа храма Василия Блаженного в Москве, покрытия напоминали покрытия церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Стены колокольни каменщики обработали по-своему - поясами и большими ширинками с выложенными в них из зеленых изразцов крестами самых разнообразных видов. Из изразцов от разобранных старых печей они создали чудесную декорацию. В убор барабана пошли даже гладкие зеленые половые плитки. Можно уверенно сказать, что мастера строили этот храм, критически оценивая свою работу глазом художника и внося в нее, когда это было нужно, изменения. По кладке завершений фасадов видно, что сперва крыша была задумана восьмискатной и мастера начали кладку ее щипцов - по одному на каждой стороне четверика. Но потом они передумали и сделали с каждой стороны по три щипца под двадцатичетырехскатное покрытие. Столпы верхнего яруса («звона») колокольни были уже сложены на более чем метровую высоту, когда мастера решили повысить колокольню и, заложив пролеты, подняли их значительно выше. Изразцы в декорацию они подбирали, как живописец подбирает краски на палитре для картины: самые яркие, разноцветные ставили на наиболее выгодные и видные места, кресты складывали только из зеленых изразцов и т. д.

Нельзя не обратить внимания на то, как они искусно решали свою задачу сразу и в широком градостроительном плане, и в плане создания ансамбля самого подворья. О значении храма Одигитрии в общей панораме города уже говорилось. Не менее блестящий эффект храм производил на самом подворье. Входящего на подворье он ошеломлял еще в воротах сочетанием ярко-желтой охры стен с зелеными изразцовыми крестами, причудливыми «бочками» фасадных завершений, величиной главного купола и тринадцатью дополнительными главами, блиставшими поливной черепицей их луковиц и золочеными крестами. Он так удачно был поставлен на довольно тесном пространстве подворья, что весь попадал в поле зрения выходившего из ворот, воздействовал сразу всеми частями и деталями. Не случайно колокольня обращена в сторону ворот.

Изнутри храм Одигитрии, как и теперь еще можно заметить, выглядел грандиозным. Его крупные размеры и здесь были хорошо выявлены благодаря очень умело преувеличенному масштабу. Мощь восьмигранных столпов была подчеркнута превышающими рост человека четырехугольными постаментами у их основания. Лаконизм гладких стен, сводов, столпов, лишенных мелких деталей, создает впечатление, что храм строили великаны. В свое время эта мощь архитектуры подчеркивалась иконостасом, его резьбой и членениями ярусов, клиросами и всем убранством. Большая площадь храма делала его несколько темноватым, особенно в северо-западном и юго-западном углах, но это только усиливало впечатление от иконостаса и придавало еще большую грандиозность всему интерьеру..."

Графическую реконструкцию и макет этой церкви можно увидеть в музее-квартире Ю.П.Спегальского в Пскове. На рисунке слева изображена церковь, как она выглядела в 17 веке согласно исследованиям Ю.П.Спегальского, а справа - какая она стала после перестройки 1866 года.




Вот еще несколько фото современного ее вида. Как говорится, почувствуйте разницу!




На церкви еще остались фрагменты декоративного убранства из керамической плитки и изразцов



















Использовались изразцы с разнообразнейшими узорами: рыбки, птички, цветочки... и толстый слой штукатурки...


































И еще нашла у себя скан с фотографии, сделанной еще на пленку весной 2002 или 2003 года.




Вот такая вот история...

Псков, Фотозарисовка, Памятники архитектуры, Храмы древнего Пскова, Спегальский Ю.П.

Previous post Next post
Up