Читая некоторые книги - Лидии Гинзбург, например, или Надежды Мандельштам, - соприкасаешься с чужой благородной душой и невольно меняешься сам, как будто выпрямляешь спину... Еще лучше, если человек, рядом с которым постоянно ощущаешь необходимость безупречной осанки, находится в одном с тобой времени-пространстве - или виртуальном пространстве, на худой конец.
И вот оказывается, что здесь, в Живом журнале, тихо живут и пишут люди того же масштаба, той же степени настоящести. Вообще я очень редко даю ссылки на чужие посты - вечно это не укладывается в формат моего журнала. Но вот теперь чувствую себя кладоискателем, который откопал, вытащил на свет спрятанные драгоценности, любовно их перебирает, рассматривает со всех сторон и… что дальше? Промолчать, не поделиться было бы просто грешно - и несправедливо по отношению к старым друзьям-френдам, для которых эти сокровища и предназначены. Сокровища не чужие, впрочем, а наши собственные, потому что никто никогда не подарит нам то, чего у нас не было изначально. Так что ничего страшного, если кому-то из вас мои драгоценности покажутся обыкновенным пересыпаемым ладонями песком. (Тоже не худший дар, только предназначен не для всех.)
Название «Голоса» я не случайно позаимствовала у
jedynka, не написавшей в декабре ни слова (частично по моей вине... простите, Соня!), но тоже относящейся к тем редким и прекрасным людям, о которых мне захотелось поговорить сегодня. По крайней мере, часто именно ее молчаливое присутствие где-то там, за морями-океанами, заставляет меня держать спину.
homo-nudus О силе сопротивленияКаким-то необходимым свойством реального мне представляется сила сопротивления, возможность чего-то сказать тебе «нет». Как сбой в матрице, обидно, порой до слёз, обманывающий твои ожидания, может оказаться единственным выходом из матрицы, единственным окриком из реальности, так и вот это вот «не так», «не по моему», «не складывается» - оно как свежий поток воздуха, как сквозняк, говорящий тебе, что за стенами что-то есть. Любовь, как предельное освобождение от солипсистских стен, не может жить без упрямой неподдаваемости другого.
yettergjart Заметки к Механике опытаЛюбой опыт - только сырьё для нас самих, основа для того, что мы сами из себя - и из материала опыта - сделаем, только повод для собственных дальнейших внутренних действий. Вот почему мне так интересен опыт, который сам по себе - не спрашивая у нас разрешения, опережая наше осознание - что-то (преображающее) делает с нами.
Жизнь отступает от самой себяИскусственное - голос естественного, один из его обликов. Его напряжение, его усилие. Искусственными конструкциями, выдумками, избыточным, ненужным, невозможным, наконец - естество ощупывает, очерчивает себя. В искусственном оно от себя отступает - всегда недалеко, на шаг-другой, какими бы огромными эти шаги ни казались - и смотрит на себя со стороны. Подхватывает себя - и вытягивает вверх: к чему-то, должно быть, такому, что превосходит и естественное, и искусственное, делая и то и другое возможным.
otte_pelle О желанияхНаступает момент, когда тебе тесно в представлениях о себе. Ты вырастаешь из них, как из одежды, как из прежней квартиры. И тогда ты теряешь желания. И вот если не загрызть себя недовольством от того, что не все детские желания сбылись, начинаешь искать новые. И здесь с тобой приключается глобальный кирдык, который все переворачивает с ног на голову, рушатся стены и убеждения, и голый-босый-бездомный, ты наконец можешь о чем-то попросить у неба.
И, наконец, то, что так необходимо было услышать именно мне, именно сейчас - а лучше лет двадцать назад. Совсем просто, без пафоса человек говорит о самом главном. Если когда-нибудь смогу написать о себе такое или подобное, буду считать, что моя жизнь удалась.
quod_sciam Накануне конца светаЯ знаю, что я буду делать накануне конца света: готовиться к лекции или к семинару. Если конец света будет ближе к вечеру, то успею прочитать-провести, если с утра - нет, но, даже зная, что завтра конец света, я буду готовиться к лекции или к семинару.