Захотелось продолжить разговор о неслучайных случайностях, о странном воздействии на человека произведений искусства (начало - здесь) и рассказать о своих встречах с Моной Лизой
( Read more... )
А как именно влияют (картины, места, музыка), если это не слишком нескромный вопрос? Потому что общение с картинами Рериха, например, - это было совсем другое переживание. И музыка может меня волновать, и книга, но чтобы вот так разговаривать человеческим голосом... это, пожалуй, было только тогда, в Париже.
С Джокондой лично не общался и потому на окнкретный счет сказать не могу. А вообще иногда что-то подобное бывает. Из Ваших предположеий, наверно, второе ближе к истине.
Иногда так же чувствуешь, что с тобой начинает разговаривать музыка. По крайней мере она начинает и продолжает, а ты временами пытаешься ей что-то мысленно ответить. Вы ведь тоже не вслух с ней разговаривали, а про себя. Контрвопрос: а Вы можете как-то воспроизвести, о ЧЕМ вы с ней говорили? (С учетом того, что, наверно, что-тл личное, не обязательно это всё писать тут, конечно.)
У меня бывают такие переживания и перед картинами, и слушая музыку, не говоря уж о книгах. Но это происходит не так. Просто изнутри поднимается какая-то волна радости, восторга, узнавания и смывает всё плохое с души, и даже как-то освещает всё вокруг. Никакого отдельного разговора не бывает.Но ради таких минуток готова снова и снова куда-то идти, смотреть и слушать, хотя достигается такое состояние довольно редко
Да, хорошо понимаю, о чем Вы говорите. Это может быть и музыка, и книги, и природа...
Но до разговоров дело обычно не доходит. Поэтому случай с Моной Лизой показался мне совсем особым. Вернее, так: если бы это произошло только один раз, я могла бы свалить все на расстроенные нервы. Но два раза с интервалом в год?..
Совершенно совпадающее: «В искусстве меня интересует исключительно мое собственное эмоциональное впечатление от того или иного произведения искусства - и ничего более». А в остальном - как у большинства, наверное: бывало, и не раз, очень сильное, почти физическое, воздействие картины в музее (Ван Гог, Врубель, Петров-Водкин, Филонов, Модильяни, Зверев... порой даже с нелюбимым художником такое может произойти: к примеру, висевший в Пенатах этюд Репина «Девочка-рыбачка»), а вот разговора - как в вашей истории - не было. Мне кажется, это и вправду особый случай.
Хорошо бы найти этому особому случаю хоть какое-то объяснение… Кроме первого, которое приходит в голову - экзальтации (что вообще-то мне не свойственно) и временного помутнения рассудка. Но два раза с интервалом в год и только там, рядом с НЕЙ... по-моему, для безумия это несколько слишком. :)
Но если говорить просто о глубоком впечатлении, потрясении, то я сразу вспоминаю «Пьету» Микеланджело в соборе Св. Петра, Сикстинскую капеллу и Сикстинскую мадонну… (Даже не могу сказать, что увиденное превзошло мои ожидания, потому что ожиданий, как и в случае с Моной Лизой, не было никаких: репродукции и близко не передают эту чистую красоту и гармонию.) Но очень часто работы столь же известные ну никак меня не трогают. Например, я осталась совершенно равнодушной к «Венере» Боттичелли, которой так гордится Флоренция.
Вот уж в экзальтации вас не заподозрила б. Я такие вещи принимаю просто как данность - не интерпретируя. Значит, так.
А что и как отзовется - и впрямь непредсказуемо. Вот я к Рерихам вполне равнодушна, но не исключено, что в том музее тоже ощутила бы нечто.
...Подумала сначала, что увиденные Париж, Рим, Флоренция - это все-таки неоспоримые преимущества эмиграции. И тут же сообразила, что теоретически этот праздник уже и многим согражданам доступен :).
Хотелось бы принять как данность. И я буду только рада, если никаких рациональных объяснений не существует. Но должна же я их хотя бы поискать? :) А ощущение там было четкое: ОНА - живая. Не женщина, изображенная на картине, живая (может, это и не женщина вовсе), но сама картина - или то, что за ней. Я ведь лет пять об этом молчала, а тут вдруг поняла, что можно говорить. Мне и вправду очень хотелось понять, не почувствовал ли это кто-нибудь еще. Но пока никто не отзывается
( ... )
Мне, к сожалению, не удалось близко подойти к картине. Постоянно щелкающая фотоаппаратами толпа и стекло, в котором эта толпа отражалась, не позволили увидеть ЕЁ.
Со мной нечто похожее произошло в Эрмитаже, когда я увидела картину Матисса "Танец",-она тоже была живая, а я была участником этого действа - танцевала вместе со всеми под музыку, которую слышала в тот момент.Она меня очень долго не отпускала. Я не раз видела репродукцию до этого, но ничего подобного со мной не происходило.
Я не могу это объяснить, потому что я была равнодушна к Матиссу, и отношение мое к его творчеству не изменилось.Но я до сих пор помню ощущение полета и свободы, который подарил мне тот танец. А прошло 23 года.
Видите, и у Вас было то же самое: отсутствие всяческих ожиданий. Мне кажется, это важный момент. Может быть, к этому следует относиться просто как к чуду? Которое зачем-то произошло именно с нами...
Comments 53
Reply
Потому что общение с картинами Рериха, например, - это было совсем другое переживание. И музыка может меня волновать, и книга, но чтобы вот так разговаривать человеческим голосом... это, пожалуй, было только тогда, в Париже.
Reply
А вообще иногда что-то подобное бывает. Из Ваших предположеий, наверно, второе ближе к истине.
Reply
Reply
Reply
Контрвопрос: а Вы можете как-то воспроизвести, о ЧЕМ вы с ней говорили? (С учетом того, что, наверно, что-тл личное, не обязательно это всё писать тут, конечно.)
Reply
Reply
Но до разговоров дело обычно не доходит. Поэтому случай с Моной Лизой показался мне совсем особым.
Вернее, так: если бы это произошло только один раз, я могла бы свалить все на расстроенные нервы. Но два раза с интервалом в год?..
Reply
А в остальном - как у большинства, наверное: бывало, и не раз, очень сильное, почти физическое, воздействие картины в музее (Ван Гог, Врубель, Петров-Водкин, Филонов, Модильяни, Зверев... порой даже с нелюбимым художником такое может произойти: к примеру, висевший в Пенатах этюд Репина «Девочка-рыбачка»), а вот разговора - как в вашей истории - не было. Мне кажется, это и вправду особый случай.
Reply
Но если говорить просто о глубоком впечатлении, потрясении, то я сразу вспоминаю «Пьету» Микеланджело в соборе Св. Петра, Сикстинскую капеллу и Сикстинскую мадонну… (Даже не могу сказать, что увиденное превзошло мои ожидания, потому что ожиданий, как и в случае с Моной Лизой, не было никаких: репродукции и близко не передают эту чистую красоту и гармонию.) Но очень часто работы столь же известные ну никак меня не трогают. Например, я осталась совершенно равнодушной к «Венере» Боттичелли, которой так гордится Флоренция.
Reply
Я такие вещи принимаю просто как данность - не интерпретируя. Значит, так.
А что и как отзовется - и впрямь непредсказуемо. Вот я к Рерихам вполне равнодушна, но не исключено, что в том музее тоже ощутила бы нечто.
...Подумала сначала, что увиденные Париж, Рим, Флоренция - это все-таки неоспоримые преимущества эмиграции. И тут же сообразила, что теоретически этот праздник уже и многим согражданам доступен :).
Reply
А ощущение там было четкое: ОНА - живая. Не женщина, изображенная на картине, живая (может, это и не женщина вовсе), но сама картина - или то, что за ней. Я ведь лет пять об этом молчала, а тут вдруг поняла, что можно говорить. Мне и вправду очень хотелось понять, не почувствовал ли это кто-нибудь еще. Но пока никто не отзывается ( ... )
Reply
Со мной нечто похожее произошло в Эрмитаже, когда я увидела картину Матисса "Танец",-она тоже была живая, а я была участником этого действа - танцевала вместе со всеми под музыку, которую слышала в тот момент.Она меня очень долго не отпускала.
Я не раз видела репродукцию до этого, но ничего подобного со мной не происходило.
Reply
Ну и как Вы все это объясняете?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment