Уважаемые читатели "извне"!
Этот пост - для меня и моих друзей.
Скрывать его под замок я не хочу, так как не у всех моих подруг есть жж.
Прошу Ваши мысли высказывать либо в своих журналах, либо на сайте Рожаны, либо где Вы сами этого хотите.
А у меня, да еще и с оскорблениями - увольте.
На сайте РожаныПоведение следования
Что это такое?
Это такое поведение ребенка, когда он следует за мамой, пока она куда-то идет. Он не бежит на проезжую часть, не уходит в кусты посмотреть на интересный окурок, он сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.
Такое поведение обусловлено инстинктом следования, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде. В лесу не может ребенок идти куда хочет и все подряд совать в рот - некоторые растения ядовиты, а вокруг могут быть опасные животные и змеи. Ребенок должен находиться не далее прыжка от мамы, чтобы она могла его защитить в случае нападения.
Поведение следования естественно формируется у детей, живущих в деревнях и сельской местности, потому что кругом действительно много природных опасностей, которые активизируют инстинкт следования. Но в городе все совсем не так, подсознание ребенка не может правильно интерпретировать современные опасности - электричество, машины… Ложное чувство безопасности гасит инстинкты и современной маме необходимо приложить усилия, чтобы сформировать правильное поведение следования.
Почему это важно?
В первую очередь потому, что от этого зависит безопасность ребенка. Когда ребенок неуправляемо бежит от мамы к проезжей части - это может закончиться трагедией в любой момент. А ведь такая ситуация не так редка, на любой детской площадке легко увидеть сцену, когда мама с ужасом гонится за ребенком, подходящим к опасному месту, а малыш, не понимая, вырывается и удирает он нее с радостным смехом.
Иногда можно даже увидеть детей на поводках, «вожжах», и обычно их родители надевают не от хорошей жизни, а потому, что понимают, что иначе не могут контролировать ребенка и реально боятся за его жизнь.
Поведение следования воспитывается именно с целью предотвратить такие ситуации и обучить ребенка осторожности и правильному пониманию опасностей городских улиц.
Как выглядит поведение следования?
Мама с малышом выходят из дома и идут к какой-нибудь цели, например, в магазин за кефиром. Пока они идут, малыш неотступно следует за мамой, отдаляясь от нее не более чем на пару шагов («расстояние прыжка») или идет с ней за руку. Он не бежит за чем-то интересным в кустах, он может только на ходу что-то подхватить, но немедленно догоняет маму. Через некоторое время они делают привал, и вот тогда приходит время ребенка исследовать окружающую среду. Тогда он отходит от мамы и рассматривает все камешки, веточки, песочек, фантики и тот безумно привлекательный мусор, которого, к сожалению, мы никак не можем избежать в городе.
Через некоторое время привал заканчивается, и мама с малышом снова продолжают путь до магазина. Ребенок, как и раньше, следует за мамой. Совершив покупки, на дороге обратно они опять могут сделать привал, дав ребенку поиграть и побегать в свое удовольствие.
Это лишь пример. Понятно, что протяженность и маршрут прогулок могут быть разными, важно лишь то, что они состоят из отрезков, когда малыш следует за мамой, и отрезков, когда они устраивают привал. Чаще всего продолжительность ходьбы и привала - 10-20 минут, но, в принципе, протяженность не важна и зависит от выносливости ребенка, возможностей устроить привал, насколько интересно место привала и так далее. Кажется, что ребенок маленький, ему тяжело долго идти, но его выносливости хватит на полчаса-час ходьбы уже через пару месяцев после того, как он начал ходить.
Как обучить поведению следования?
Обучение следованию начинается как только ребенок начинает ходить на улице. Выходя на каждую прогулку, мама должна иметь цель - сходить в магазин, поликлинику, или посидеть на скамеечке у дальней детской площадки. Цель позволяет маме сфокусироваться на том, чтобы идти и не потакать желанию ребенка осмотреть каждую грязную бумажку. Это одно из проявлений ведущей роли матери. Ребенок при маме, идущей по делам, а не мама при ребенке. Поэтому перед выходом маме надо сформулировать самой для себя, куда они сегодня идут.
Вот мама поставила ребенка на землю и он идет несколько шагов вслед за мамой, и тут его внимание привлек листик - и он разворачивается и делает шаг к нему. Мама тут же подхватывает малыша одной рукой под мышку и проносит несколько шагов. Если малыш опять пошел не туда, то подхватывает и проносит немного дольше.
Это подхватывание не должно быть удобным для ребенка. Для него поза, когда его схватили под мышку - тоже самое как когда кошка берет за шкирку котенка. Это значит что он либо попал в опасность и мама его спасает, либо что он что-то сделал не так.. Маме не надо ничего говорить, не нужно ругать ребенка, что он от нее уходит, или как-то выражать свое негативное отношение. Раз его так схватили, значит ребенок сразу получает сообщение, что так делать и идти в ту сторону не стоит. Слова тут могут лишь помешать.
Для мамы важно помнить, что следование за мамой - это ответственность ребенка. В начале обучения, ей надо удерживать в голове мысль, что ребенок обязательно идет за ней, другого быть не может! Если мама только и ждет, что сейчас он от нее побежит, то ему ничего не останется делать, кроме как действительно побежать. Ведь ребенок стремится оправдывать ожидания родителей.
Как правило, дети обучаются поведению следования в течение пяти-шести месяцев. Если у мамы в какой-то день нет возможности долго идти с ребенком, то она может просто посадить его в слинг или в коляску и побежать по своим делам. А обучение следованию отложить на следующий раз.
Если ребенок вдруг побежал далеко от мамы, то маме лучше не самой бежать за ним, а попросить кого-нибудь из прохожих привести ребенка. При этом важно попросить, чтобы прохожий не был ласковым с ребенком, а суровым голосом сказал ему конкретную фразу, например: «А где твоя мама? далеко? Чудесно, значит я сейчас тебя схвачу!» Или «Ты что это так далеко от мамы ушел? Ну-ка быстро к маме, а то в мешок посажу и утащу с собой!»
В разном возрасте ребенок следует за мамой на разном расстоянии. Эта безопасная дистанция определяется моторными возможностями ребенка, насколько быстро он может вернуться к маме. В среднем до 1.5 лет безопасная дистанция - 1.5 метра от мамы, после 2 лет - 2-2.5 метра, после 3х лет она может быть больше.
Что делать, если ребенок все равно убегает от мамы или обучение начали поздно?
Мама может рассказывать ребенку про конкретные опасности, которые его подстерегают. Например, «Отойдешь от мамы, подбежит злая собака, укусит, будет очень больно!», «Подойдет злой дядя, посадит в мешок, унесет и съест!»
Многие дети не понимают, что опасности, о которых говорит мама, реальны и им нужно подтверждение. Тогда мама может договориться с кем-то из знакомых мужчин, что во время прогулки, когда ребенок убежал от мамы, этот знакомый подойдет к ребенку. Если он будет одет в «страшную» одежду, возьмет мешок и страшным голосом скажет что-то вроде: «Ага, ты убежал от мамы, ну теперь я тебя посажу в мешок!», то малыш скорее всего испугается и побежит к маме. А мама его «спасет» и унесет от злого дяди. Такое происшествие запоминается надолго и ребенок уже внимательнее отнесется к маминым предупреждением об опасностях.
Такой метод «злого дяди» можно применять только к детям с устойчивой психикой, которые не подвержены страхам. Если ребенок спит отдельно от родителей и у мамы есть опасения, что ребенок может неадекватно отреагировать на такие пугания, то лучше даже и не думать о них. У чувствительного ребенка это может привести к страхам и ночным кошмарам, поэтому пугания можно применять только с осторожностью. Большей части мам более чем достаточно в первые недели хождения просто подхватывать ребенка, когда он начинает уходить.
Анна Еханина
Статья подготовлена на основе методики Центра Перинатального Воспитания «Рожана»