Года три назад в сообществе "славянские древности" я задала вопрос о песне некрасовцев "Голымба". Там народ немножко это дело пообсуждал
( Read more... )
Насчет «приоткрывается» я бы не сказал, скорее наоборот. Равно как и в отношении песни некрасовцев, есть стойкое ощущение того, что к изначальной «голымбе» приклеена другая песня, только в данном случае не к концу, а к началу. Ведь эпическая сущность «голымбы» слабо стыкуется с обрядово-бытовой направленностью остальной части текста.
В песне девушка называет "голдыбой" парня после того, как они рассорились. Из чего можно заключить, что слово это в данном случае уничижительное, что-то вроде "голыдьбы". Но потом вдруг оказывается, что у этого "голдыбы" и двор большой, и столбы, и подворотенка... Ощущение, что часть текста в этом варианте тоже утрачена.
Такой прием в фольклоре, как противопоставление, есть, но только не в этом жанре. В «голымбе» же и «столбы точеные», и «бел-горюч камень», и «быстра речушка» меж собой связаны скорее не пространственным, а временным отношением. Это перечисление можно рассматривать как поэтапное и иносказательное описание сотворения мира. Здесь совершенно другая система координат, к части текста о молодце и девице никак не применимая.
Галдыба, насколько я понимаю, на самом деле - это крупный детина. Вероятно, имелось ввиду что-то типа того, что она обозвала его "Увальнем, неуклюжим" да на людях. Галдыба в чем-то даже созвучно Глыбе. А по Голымбе вот что нашла: http://razmanov.ru/publ/golymba_ehpicheskoe_skazanie_o_mirovoj_krugoverti/3-1-0-13 И песня-то противоположная.
Comments 7
Reply
Reply
Reply
Reply
А по Голымбе вот что нашла: http://razmanov.ru/publ/golymba_ehpicheskoe_skazanie_o_mirovoj_krugoverti/3-1-0-13 И песня-то противоположная.
Reply
Reply
Leave a comment