Года три назад в сообществе "славянские древности" я задала вопрос о песне некрасовцев "Голымба". Там народ немножко это дело пообсуждал
( Read more... )
Насчет «приоткрывается» я бы не сказал, скорее наоборот. Равно как и в отношении песни некрасовцев, есть стойкое ощущение того, что к изначальной «голымбе» приклеена другая песня, только в данном случае не к концу, а к началу. Ведь эпическая сущность «голымбы» слабо стыкуется с обрядово-бытовой направленностью остальной части текста.
В песне девушка называет "голдыбой" парня после того, как они рассорились. Из чего можно заключить, что слово это в данном случае уничижительное, что-то вроде "голыдьбы". Но потом вдруг оказывается, что у этого "голдыбы" и двор большой, и столбы, и подворотенка... Ощущение, что часть текста в этом варианте тоже утрачена.
Такой прием в фольклоре, как противопоставление, есть, но только не в этом жанре. В «голымбе» же и «столбы точеные», и «бел-горюч камень», и «быстра речушка» меж собой связаны скорее не пространственным, а временным отношением. Это перечисление можно рассматривать как поэтапное и иносказательное описание сотворения мира. Здесь совершенно другая система координат, к части текста о молодце и девице никак не применимая.
Это Ваша трактовка. Возможно, верная, но уж точно не единственная. Уверена, когда некрасовцы эту песню исполняют, они вкладывают в слова какие-то свои смыслы. А их предки - свои... И одна песня присоединилась к другой и закрепилась в народной памяти, в традиции именно в таком варианте тоже неспроста. Любая народная песня многослойна. И слой "бытовой" имеет такое же право на существование, как и мифологический.)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment