Единственная заповедь христианства - это Любовь. Однако и оно вынуждено было обратиться к силе ветхозаветного Декалога, ибо оказалось, что любовь не для всех достижима. Причиной этому - эгоизм, тот самый, который начинается с первого детского «хочу-не хочу», с первой детской истерики, ибо так заявляет о себе свобода духа в стремлении быть, или, лучше сказать, стать собой… Эгоизм * - это низкая, но при этом изначальная форма бытия человеческого духа (ведь говорим же мы «высокодуховный человек», значит должен быть и «низкодуховный!).
Нередко - на уровне обыденного сознания - эгоизм смешивается с понятием любви к себе, однако, еще Э.Фромм показал, что это - противоположные состояния человека. Вот о них и поговорим, ибо без любви к себе невозможно никого полюбить («возлюби ближнего как самого себя»), а эгоизм, как водится, препятствует не только любви к другому, но и любви к себе (вот и Вл. Соловьев говорит, что «любовь - это торжество индивидуальности через жертву эгоизма», любовь - это самоотдача, а значит и любовь к себе - такова же). Но по порядку.
Единственная общая черта у эгоизма и любви к себе - это забота о себе. Однако, если любовь предполагает деятельную заботу о себе, то эгоизм - лишь стяжание человеком чужой заботы о себе самом. Все различие этих забот - в конечных целях, в используемых средствах и качестве душевно-духовной жизни. Итак, отдельными мазками...
Человек в эгоизме замыкает весь мир на себя, подчиняя и изменяя его только под себя. Да и сам он замкнут только на себя, что замечательно передал миф о Нарциссе, утонувшем в итоге от самовлюбленности, вернувшемся в утробное состояние желанных защищенности и покоя.
Человек в любви размыкает себя для мира, обогащая его собой, являя мощь своей индивидуальности.
[Или по-другому: если эгоист делает что-то для других, то для того, чтобы быть в центре внимания - для самоутверждения. Для любящего себя делание чего-то для других есть естественное проявление своей индивидуальности: он не может этого не делать в силу духовных потребностей познавать, самореализовываться, осмысливать, творить.]
Эгоизм - это стремление к «как я хочу/не хочу», чтобы «все дозволено», переживание свободы как произвола с непониманием ее иллюзорности (ибо свобода от подчинения и принуждения недостижима: человек не властен, например, над законами природы).
Любовь к себе более действует по формуле: «не как я хочу, но - как бог-во-мне», а «бог-во-мне» (разум) хочет так: "Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1-е Павел к Кор., 6:12). Любовь к себе, забота о себе предполагает ответственную свободу в перспективе свого же будущего.
Эгоизм - это реализации воли-к-жизни в ее спонтанности в виде каприза и воли-к-власти в ее нижнем регистре (см. Ф. Ницше) желания подчинять и покорять.
Любовь к себе - это реализация воли-к-жизни в ее творческой спонтанности и воли-к-власти в высоком регистре - в желании достичь
самодостаточности, власти над собой, в переживании мощи собственной индивидуальности через производство идей и смыслов (это состояние - не господина, а суверена, ибо господин есть обратная сторона раба, зависимого от других человека).
[Более того, именно этот итог любви к себе - самостояние - является необходимым условием для любви к другому, ибо только целостные, самодостаточные люди способны любить без ожиданий и требований: люблю не потому, что нуждаюсь в полезных/желанных свойствах другого, а потому что не могу не любить, не могу не заботиться о другом. Другое дело, что в любовные отношения, изначально (особенно по молодости), входят нераскрывшиеся еще личности, ищущие свои "половинки"; однако развитие двоих в любви должно иметь вектор к самодостаточной индивидуальности, что и есть дорога любви к себе да зрелой любви к другому. Более того, это позволит время от времени переживать восхищение от мощи индивидуальности друг друга, что только подпитывает любовь к другому.]
Отсюда, эгоизм есть состояние необходимости в других.
Любовь к себе - это достаточность себя. Поэтому формула любви может быть выражена в следующей фразе: Любовь - это когда ты вполне можешь быть без другого (твоя любовь дает силы жить несмотря ни на что), но рядом с любимым человеком не надышишься им (в зависимости или во влюбленности с точностью до наоборот: не могу дышать, когда рядом нет желанного человека).
Эгоизм - черная дыра, требующая все новых жертв и насыщения вниманием.
Любовь к себе - пульсирующая - дарящая и раскрывающая себя - вселенная (индивидуальность и есть эта сама вселенная, которая открывается взору изумленных окружающих).
Эгоизм - это потакание своим страхам, слабостям, лени и амбициям (сфере желаний), чрезмерное жаление себя.
Любовь к себе - это содействие союзу рационального и иррационального модусов воли как условия для раскрытия индивидуальности (опять же идея В.С. Соловьева!). Желание ставит цели, связанные с прошлым опытом человека, воля - приближает незнаемое еще до конца будущее.
Эгоизм - это замыкание себя на прошлом и настоящем в угоду своим слабостям, страхам, желанию (с)покойной жизни.
Любовь размыкание себя для своего же будущего, работа со своими слабостями вплоть до самоограничения (именно о такой "заботе о себе" и писал Мишель Фуко в "Истории сексуальности") ради будущего раскрытия индивидуальности и поддержания всех видов здоровья, это - пестование в себе смысложизненного беспокойства и реализация принципа духа "идти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что".
Эгоизм находится между комплексом неполноценности и манией величия, между самолюбованием (нарциссизмом) и самоунижением. Любовь к себе - это трезвое самопонимание, переживание чувства собственного достоинства (знание границ своей свободы).
Эгоист воспринимает жизнь как поле борьбы, как слишком серьезный активизм (чревато фанатизмом). Любящий себя воспринимает жизнь как поле ответственной игры, как приключение (жизнь при-ключе-бытия: бытие в эйдосфере - сфере идей и смыслов), как творчество и эксперимент над собой.
Вся трагедия состоит в том, что подавляющее большинство распято не столько между любовью к себе и любовью к другому (они-то как раз - дополнительны), сколько между эгоизмом и любовью к себе/к другому, пребывая то в одном модусе, то в другом... Кстати, с этой позиции, бессмысленно обвинять кого-то в недостаточности любви к кому-либо, ибо каждый входит в это состояние с багажом своего прошлого опыта(в том числе, и любовных неудач). Да и сам эгоизм - практически, до конца неискореним, как неискоренимы человеческие страхи и комплексы, ибо они - бессознательны, и максимум, что может сделать человек, научиться распознавать их действие да блокировать перетекание их энергии в эгоистические мотивы. Показателем совершенствования человека является все более длительное пребывание в стадии любви к себе (тесно связанной с любовью к другому), и укорачивание стадии эгоизма.
_________________________
* Здесь эгоизм - не опыт функционирования Эго в его отношениях с Самостью, Тенью или Персоной (юнгианство), а - состояние личности в ее отношениях с другими и самой собой.
5.05.17, 7.10.17