Прошел семинар по метафизике искусства (по мотивам романа Д. Тартт "Щегол"). Самое основное, что я вынесла для себя из выступления В.Н. Железняка, это:
- Красота - это встреча с самодостаточностью чего-либо, с мощью его присутствия для меня;
- Красота существует вне значений и означиваний (её значение не имеет значения), она - вне семиотики, она выбрасывает человека из линейного времени и физического пространства в Настоящее.
Вослед - подумалось. Всё, что здесь-и-сейчас переживается как Настоящее, то и есть Бытие, то и есть Красота.
Настоящее - это створ, зазор, в которых человек созерцает и/или вмещает в себя вечную Красоту не-вечного мира, оказавшись выброшенным из пространства и времени повседневности.
Если Античность поставила Красоту на вершину ценностной бытийной пирамиды, то нынешний взгляд таков: Бытие в своей чистоте и есть Красота. Благодаря конкретной вещи, конкретному художественному произведению, природному объекту, даже поступку, пережитым особым - эстетически-эйдическим - способом человеческого существования, открываются тайные (скрытые в и от повседневности) дверь ли, проходы ли и т.п., из которых волит Красота, волит Бытие.
Захваченность Красотой, сопровождающаяся
катарсисом (собственным обнулением, де-субъективацией и очищением), тождественна захваченности Бытием. Не потому ли Красота подчас переживается как Ужас, как встреча с собственным не-бытием, не распознанным в качестве собственного же ино-бытия?..
Как все дороги ведут в Рим для идущего в Рим, так и к Красоте ведут разные дороги: одни - прямые (через переживание прекрасного, возвышенного, трагического и поэтического), другие - обходные (глубокое переживание безобразного, низменного, комического и прозаического). Последние ведут к ней, благодаря фоновому или теневому присутствию попираемой Красоты, а также и потому еще, что через разрывы, возникающие в результате серий точечных ударов по устоявшимся - опошленным и обесцененным повседневностью - канонам, она и просачивается...