Не так давно я размышляла о «что и как в поступании», и у меня получилось следующее:
«На фоне вечности и смерти значимо лишь что, а как и почему теряются во времени:
так что, главное - не как и почему я что-то делаю, а что я даю и кем являюсь для кого-либо. Хотя, в сиюминутной повседневности внимание к как является показателем уважения жизненных границ другого.
Что экзистенциально, как формирует феноменологический круг бытия. Что имеет эстетическую окраску, как - этическую, что утверждает меня в мире через другого, как - другого через меня. Потому: предельное внимание к что рождает эгоцентрика, к как - альтруиста.»
И вот тут-то и пробило понимание. Противоположностью альтруиста является эгоист. Эгоист и эгоцентрист - из разных опер. Об этом в нескольких словах.
_______________
Эгоцентризм - категория эстетическая, эгоизм - этическая; эгоизм - это форма отношения человека к миру, эгоцентризм выражает идею самоощущения человека в мире.
Сам термин «эгоцентризм» сродни, как мне чувствуется, таким как «космоцентризм», «теоцентризм», «антропоцентризм»; все они не являются этическими, но задают онтологическую тональность: в них звучит само бытие по особому упорядоченное. Эгоцентризм же - это особо устроенное бытие отдельного человека, в котором его эго - не столько хуже или лучше других, или важнее их, но для него оно - безусловный центр, единственные источник и цель существования как самого человека, так и мира. Эгоцентризм противостоит, думаю, антропоцентризму точно (человек-вообще - это любой человек, а не этот-вот-самый; в пределе - это человек толпы), космоцентризм и теоцентризм вполне могут со-бытийствовать с эгоцентризмом.
Но это вовсе не означает, что эгоцентрист аморален или внеморален. Как известно, эстетические переживания в своём наибольшем накале (катарсис) преображают человека, он самообновляется и нравственно очищается. Эгоцентрик же - это человек с развитым художественным вкусом и предельной чувствительностью к гармонии / дисгармонии, так что в своем наивысшем воплощении он способен переживать чувство вины (стыда) даже за то, что не делал, а также чувство ответственности и заботы в отношении окружающего его мира. Здесь, забота о мире становится частью заботы о себе самом.
Это становится возможным в силу того, что центральное положение эго сохраняется не потому,что оно отгораживает себя от мира, оставаясь центром для самого себя, а потому что оно вбирает в себя мир, расширяясь до него и, тем самым, центрируя мир собой в каждой его точке (вдруг вспомнился Рудольф Штейнер с его «Философией эгоизма», которая, по сути, есть философия эгоцентризма - Асхат, спасибо за книжку!).
_________________
Эгоист противопоставляет свои интересы всем остальным, эгоцентрик же считает, что в пределе его интересы совпадают с интересами мира. Первый всё сводит к себе, второй - себя к миру (оставаясь при этом собой!); «государство - это я», - говорит эгоист, «я - это государство», - скажет эгоцентрист.
Эгоист живёт по знаменитой логике: «кто не со мной, тот против меня», ибо он ограничивает себя в мире, и эти границы надо защищать во что бы то ни стало, любыми способами: интересы и чувства других при этом игнорируются. Эгоцентрист более придерживается такой логики: «кто не со мной, тот всего лишь - за себя» (спасибо Сергею Логачёву за эту формулировку из его ЖЖ), ибо против него (как и «за») - не отдельные люди, а толпа. Эгоценрист живет "по ту сторону добра и зла"...
Первый самоутверждается (как и альтруист, собственно), второй самореализуется (
natalija-khaf.livejournal.com/10618.html)
Кого-то вам напоминает эгоцентрист? Конечно, ницшевского сверхчеловека. Договорилась.
Настоящих эгоцентриков - единицы...
Но... стоит помнить, что эгоист и эгоцентрик - из разных систем координат... и не всё так просто. Эгоцентрик может быть и и альтруистом, и эгоистом, и префекционистом, и гедонистом...
________________
Не могу удержаться как историк. По цивилизационным различиям. Европейская цивилизация с её идеей соперничества не могла не породить эгоиста; не потому ли и этика, как рефлексия человеческого поведения и его условий, возникла в недрах европейской цивилизации - для борьбы с эгоизмом? Индо-буддийский мир пестует именно эгоцентризм (правда, и тут он удается лишь единицам) как достижение индивидуального состояния гармонии с собой и миром.
________________
математическая аналогия:
эгоцентрист - это "единица", проявляющая через себя иные числа и математические отношения между ними...
эгоист - это "ноль", низводящий к небытию любое число (игнорирование для себя интересов других), иногда довольно-таки бессмысленно (как деление на ноль, например).
________________
Хотя, чую, что всё это - лишь поверхность, схваченная пусть и с пристальным вглядыванием в глубины открывшегося озера…
________________
P.S. Вот понимаю, что написала всё это, чтоб оправдать себя, ибо меня всегда больше волновало что сделать, а не как))) есть те, кто от этого, к сожалению, страдают; но всё же: если со мной - хорошо, какая разница каким образом это случается? ведь когда - хорошо, это - значит, что я полностью соответствую ожиданиям, органично расширяя своё эго до интересов другого здесь-и-сейчас))
P.S.’ Жанр Заметок не предполагает развертывания в расширенное объяснение, и это - вполне соответствует моим интересам: ибо меня разрывают разные темы, среди которых ведущая «мужское-женское», а приходящие идеи не хочется терять, вот и делюсь: а вдруг?.... да и интеллектуальная память в отличие от чувственной у меня никакая, так что лучше фиксировать пусть и в таком, не очень ясно выписанном, практически для себя сделанном, тексте…