привередливость, всеядность и виды гедонизма

Aug 17, 2011 17:54

Показателем развитости какого-либо чувства-ощущения является наличие привередливости. Привередливость - это индивидуальный вкус в чём-либо, к чему-либо, в котором выражена индивидуальная мера чувствительности; она - своеобразная чувствительность к собственной чувственности...

Противоположностью же привередливости является всеядность. Всеядность - это либо показатель чувственной распущенности (индивидуальное чувство не оформлено самим человеком во вкус), захлёстывающей безмерности, либо - такой  всеобщей бесчувственности (своеобразный экзистенциальный вакуум Виктора Франкла), когда удовлетворение конкретного чувства-ощущения нужно для бегства из не-принимаемой человеком (по разным основаниям) реальности или для переживания острых ощущений, позволяющих идентифицировать себя как всё-таки еще живого / живущего здесь-и-сейчас.

Привередливость - эстетически окрашенная чувственность, всеядность - проявление только биологической составляющей в последней. Отсюда, осмелюсь предположить: гедонизм бывает возвышенный и низменный. Возвышенный гедонизм центрируется вокруг ценностей красоты, любви, совершенства и т.п., (так, например, нет культа еды самой по себе, но есть тяга к вкусной еде), переживание реальности которых происходит через чувственную насыщенность жизни. Низменный гедонизм питается только биологическими потребностями (человек, например, испытывает удовольствие не столько от качества еды, сколько от набитого брюха, от процесса насыщения едой). Не потому ли еще чревоугодие (жизнь ради того, чтобы есть) и похоть (этакая всеядность в сексуальной сфере) считаются пороками, что они лишают человеческую жизнь ценностной составляющей, превращая её, по сути, в животную.

Низменный гедонизм связан с культом тела, тогда как возвышенный - с культом духовных ценностей, с жизнью духа, продолжающего себя в теле, в чувственности...

Так что не гедонизм плох, а его источники-цели бывают различными, и оттого он становится либо одной из форм выражения индивидуальности человека, либо подавляет её, подчиняя всеобщим биологическим началам...

гедонизм

Previous post Next post
Up