Мой ЖЖ проект "ОтраЖЖение". Девочка из разных миров.

Jan 26, 2015 00:10

Наташ, расскажи, как все начиналось? Как ты, девочка из маленького поселка под Сергиевым Посадом, без денег и связей, с учетом всех еще советских реалий, попала на учебу в Берлин и стала сотрудницей NASA - ведомства, принадлежащего федеральному правительству США?

На самом деле, тема космоса всегда была где-то вокруг меня. Как раз в нашем поселке располагался Военно-космический центр, про который мы ничего толком не знали. И что там делают, я узнала уже в NASA.
А началось все с того, что каким-то чудом я попала учиться в ГДР. На вступительных экзаменах на романо-германский факультет в Педагогический университет им. Крупской заведующая кафедрой принимала у меня собеседование и улыбалась, как родной внучке. Как будто мы много лет знакомы. Хотя видела меня в первый раз. Тогда я не могла понять, почему. И только лет десять спустя узнала, что она была военным переводчиком во время войны, и видимо я ей напомнила ее в молодости. На тот экзамен я пришла в синем платье в белый горошек, с юбкой-четырехклиночкой, и косой до пят. Наверное, и внешне отличалась от столичных абитуриенток. Она поставила мне пятерку и спросила, хотела бы я поехать на учебу в Германию. Я ответила, что мне бы этого очень хотелось. И она сразу сказала: «Вы - едете!» Я не поверила. Потому что так не бывает.

Это была программа обмена студентами?

Да! Немцы брали нас со второго на их второй курс, на полное обучение.  Я слышала, конечно, об этой программе и раньше. Но это было на уровне слухов, и никто не верил в то, что студентам там платят стипендию больше, чем зарплата среднего немецкого специалиста после десяти лет работы. И по субботам не учатся. И вообще там есть такая машина - компьютер называется. На ней можно печатать, и даже ошибки исправлять. Все это подтвердилось. Я бредила именно Берлинским Университетом. Это было "моё" Место. Хотя понимала: «Ну, кто меня отпустит и пошлет в Берлин? Без денег и связей? Какой, к лешему, Берлин?» Были мысли вообще все бросить и поступить в медицинский, если не получится ничего с обменом.

А почему же не стала поступать туда сразу?

У папы был знакомый преподаватель из Тореза, отлично владевший немецким. Он стал моим репетитором. У меня не сложилось с музыкальной школой, и надо было найти достойную замену и другой интерес.
К десятому классу я говорила свободно. И это сильно повлияло на выбор университета. Мама моя - из репрессированных генетиков, пять лет работала за Полярным кругом без возможности вернуться в Подмосковье. И она была тихо против моего увлечения медициной и биологией. Но гены свое взяли позже. А тогда я чудом, но попала в Берлин. Причем когда меня утвердили окончательно, я оказалась в кабинете такой колоритной дамы в Министерстве образования. И она сказала мне: «Поздравляю вас - вы едете в Лейпциг!» Я была в шоке и ответила : «Не может быть! Это же ошибка!»
Она поднялась из-за стола, огромная, суровая, нависла надо мной и говорит таким басом: «Что это еще значит? Какая такая ошибка? Обьясни - ка!» Ну, я и объяснила. И про Гумбольдта, и про романтиков, и про Гейне, и про Гофмана, и… Говорю и понимаю, что уже никуда не еду, и этого «взбрыка» мне не простят. И вдруг вижу, что у нее в лице что-то ломается, она меня прерывает и отвечает: «Оссподя, ну сказала бы сразу, что нужен Берлин, мне какая разница- то, по сути. Ладно, Ленинку (Первый педагогический университет) отправим в Лейпциг, а вас в Берлин!» И на моих глазах рвет бумажку с нашим распределением. Четыре года в Берлине я просыпалась с ощущением: «Ущипните меня кто-нибудь. Первая совершенно несбыточная мечта сбылась! Вот он, мой мир, в котором мне хорошо!»

Первая несбыточная мечта?! Была и вторая??

Да! Вторая мечта была - стать мамой близнецов. Мечтала об этом с раннего детства. У меня были две куклы-близнецы, немецкие пупсы, Таня и Света, в одинаковых ползунках, блондинка и брюнетка. Я их очень любила. Глядя на них, думала, что, конечно, в жизни такого не получится, заказывать их нельзя, но как было бы здорово стать мамой близняшек! Потом папа из одной из командировок привез гжельский сувенир: мама с коляской, и в ней двойня…Ну, а для того, чтобы вообще стать мамой, нужно было как минимум встретить достойного папу будущему ребенку.

Ты нашла его в Берлине?

Не совсем так. В Берлине я познакомилась со своим первым мужем, американцем, с которым прожила 13 лет. После падения стены закончилась наша беззаботная жизнь. Стипендию урезали в три раза. ностранных студентов отзывали на Родину и перестали трудоустраивать в Дип. корпус, для которого изначально нас растили. В это же время я, как сейчас помню, бежала по университету и наткнулась на объявление «Хотите изучать английский бесплатно?» Кто ж не хочет?! Позвонила. Курсы проходили во Всемирной Школе Библии. Мне пришло письмо в конверте с розочками и приглашением зайти к ним поболтать. Со мной занимался американец по имени Фред. Мы несколько раз встретились. А потом оказалось, что меня «сделали» Мальчик был контрразведчик.

Неужели тебя хотели завербовать??

Да нет. Он просто почувствовал, что может меня как девушку, которая очень нравится, потерять, видимо.
Так получилось, что я поучаствовала в одной теледискуссии по немецкому телеканалу SWF, и ее увидел очень известный швейцарский тележурналист. Он решил сделать сюжет уже про меня, и пригласил меня в Берн на съемки. Мы пару раз встретились в Берлине, чтобы обговорить подробности передачи . И я поняла, что влюбляюсь. Он же своей симпатии даже не скрывал. И все могло случиться, но…Но эти отношения обрубили на взлете. В ночь перед нашей встречей в Берне явился Фред и сказал, что положил на стол значок контрразведчика из-за меня. Оказалось, что им нельзя было общаться с иностранцами, и его поставили перед выбором. Я, как честный человек, не могла не оценить жеста и отказать ему после такого. И мне-тогдашней казалось, что ничего не остается, как сказать ему: «Ваня, я ваша навеки». И только много лет спустя я узнала, что это была инсценировка и крутой шантаж, и если бы он отказался от женитьбы, то ему вернули бы и значок и допуск. И это было не фатально и поправимо.
Я полетела в Швейцарию. Известный телеведущий сам встретил меня на своем «ягуаре», был очень рад, и вообще вел себя, как мальчишка. Мы ехали по дороге, машины вокруг притормаживали и все приветственно махали ему. Вокруг образовывались заторы. Я в своем фирменном духе, увидев эту картину, выдала : «А вы что, всех этих людей знаете?» На что он улыбнулся и ответил: «Нет. Но, кажется, они знают меня!» Было очень стыдно)) А потом он спросил, есть ли у меня молодой человек. Я не смогла соврать. И он как-то сразу потух. Но тем не менее мы сделали чудесную передачу.  Я вернулась в Берлин. Вышла замуж за Фреда. И поехала с ним в Америку. Как… жена декабриста.

Как там у вас сложилась жизнь? Ты не пожалела о своем решении стать его женой?

Пожалела? Сложный вопрос. Я верю, что ничего случайного не бывает, и мне нужен был этот опыт, чтобы по достоинству оценить то, что я имею сейчас.
А жизнь не особо сложилась. Муж пытался найти себя на гражданке. Но после военной службы это не очень получалось. Я перебивалась на разных работах. Преподавала русский язык, немецкий, работала в детском саду. В какой-то момент вдруг оглянулась и поняла, что у меня восемь работ одновременно, и ни одна из них не связана с переводом. Я просто села и разрыдалась. Часа два плакала навзрыд, не могла остановиться. А потом сказала: «Господи, я ведь не самый плохой переводчик в мире! Ну, дай мне шанс!» Спустя несколько часов зазвонил телефон: «Здравствуйте! Мы нашли вас в базе данных Американской ассоциации переводчиков. Мы в Хьюстоне. Вы хотите поработать в NASA?»

Бывает же! Просто мурашки по коже! Как ты оказалась в этой базе?

Когда мы переехали в Америку, первое что сделала, я сдала экзамен в эту ассоциацию. Я тогда не знала, что этот экзамен с первого раза сдать невозможно. Поэтому, видимо, и сдала… А год спустя, когда хотела сдать еще на две сертификации, меня прокатили по обеим. Но в базе осталась. Это пожизненная сертификация. И благодаря ей у меня регулярная работа до сих пор. А тогда это было настолько неожиданно, что у меня просто начался идиотский истерический смех. Мы сидим, считаем копейки и думаем, как дотянуть до конца месяца, и тут: «Мы вам даем машину, оплачиваем перелет - приезжайте!» Я, стараясь, чтоб голос не дрожал предательски, солидно так отвечаю, что на эти даты, кажется, свободна и могу приехать. Не веря в происходящее, лечу в Хьюстон. Еду на арендованной для меня машине в назначенное место, мокрая как мышь, преодолевая просто дикий страх, - у меня была тогда жуткая фобия - боязнь езды за рулем. Не могу найти дорогу. Дождь стеной. Не знаю, как добралась до гостиницы. Помню, не спала полночи с мыслями: «Куда я лезу? Да я же не смогу и это не мое, с комбинацией русский-английский я не работала синхронистом, и тематики не знаю!» Утром в зале для завтраков разговорилась с русской девушкой, которая работала на той же конференции, что и я. Когда я услышала, что она переводчик при ООН у меня затряслись поджилки. «Тут люди из ООН, а ты что тут делаешь?» А она посмотрела на меня так… странно и говорит: «Слушай, ну я же вижу - ты отличный переводчик. Не мандражь! Группа у тебя какая? А, двигателисты? У них будет то-то и то-то, я с ними в прошлый раз работала. Вперед!» Как же я ей была благодарна за эту поддержку! Этого хватило, чтобы ободриться и начать. И прямо на конференции мне предложили постоянную работу в NASA. Мы переехали и прожили в Хьюстоне 10 лет.

А потом ты разошлась с мужем и вернулась в Россию?

Да. Все эти годы я жила не своей жизнью. Работа была хорошая и интересная. Но и там в определенный момент я достигла своего потолка, и развития не было. Поддерживало то, что мне разрешили свободный график, и я осуществила мечту детства - закончила биофак и стала генетиком.
Но я никогда не любила Америку. Она всегда мне казалась пластиковой, совершенно искусственной. Не моей. Там никто не понимал моих шуток - это было ужасно грустно. Да и просто не с кем и не о чем было поговорить. А в последние годы там у меня началась просто клиническая депрессия. Я вдруг поняла, что Фред не хочет детей и никогда не хотел. И когда он мне прямо об этом сказал, я не могла оставаться с ним рядом, не видела смысла… Было очень обидно, что все так сложилось… а я не поняла этого раньше. Было чувство, что просто потеряла 13 лет, целый кусок жизни, после которого надо начинать все сначала, а годы ушли.



Все сначала ты снова начала в Германии. Не могла найти себя в России после стольких лет жизни за границей?

Не то, чтобы не смогла, скорее, не успела. Мне подсказали, что первый немецкий диплом дает право учиться в Германии дальше. И я подала документы на Медицинский факультет во Франкфурте. Меня приняли, и в 34 года я стала учиться там. И дала себе время до сорока лет на учебу, чтобы потом работать уже в медицине. Ни про какие личные отношения и не думала. Решила, наконец, побыть самой собой и в себе разобраться. Разбиралась ровно шесть недель. Тут, в ЖЖ, вдруг однажды разговорилась с одним из моих тогда еще немногочисленных читателей. Оказалось, что Он - ученый, и живет в Германии, недалеко от места, где очутилась я. Мы встретились. Когда я его увидела, первое впечатление было, что «не-не, не мое» Он от волнения все время подпрыгивал, как мячик. И вроде бы не мой типаж. А потом вдруг оказалось, что нет же, мое, да еще как! Фред всю нашу совместную жизнь говорил мне, что я - такая же, как все. И нечего выпендриваться и пытаться выделиться. А Слава сразу принял и полюбил меня со всеми моими чудесами. С ним я - это я, такая, какая есть. Это было еще одно чудо в моей жизни, о котором я и не мечтала… И еще один новый, неизведанный доселе Мир.

А через год после свадьбы осуществилась еще одна несбыточная мечта детства - ты стала мамой дочек - близняшек! Это случайно получилось или, как часто бывает, после гормонального лечения?

Веришь? Абсолютно случайно и очень неожиданно. Мы оба хотели детей и готовы были к тому, что может получиться не сразу и придется обследоваться. Но не пришлось. И ты знаешь, когда мой гинеколог во время УЗИ сказал : «А вы знаете, что там двое?», удивления не было. Было такое: «Опс. Спрячемся. Никому не скажем. Так не бывает? Но это случилось! Случилось со мной!» В 39 лет я стала самой счастливой мамой. И тут открылась дверь в такой новый Мир, что…

Мир изменился вокруг с появлением девочек?

В моей жизни снова появилась детская тема. Это неизбежно с рождением детей. Но в мире «до» был период, когда я просто вычеркнула из жизни все, что связано с ней. Был жесткий запрет. На детей и все, что напоминало о них. Мало общалась с друзьями, у которых были дети. Раздала все детские книги, которые собирала. Игрушки. И даже на свадьбу всех приглашенных категорично просила прийти без детей. Конечно, по-человечески, я была рада за тех, у кого были дети. Но понимать, что у кого-то получилось после долгих лет ожидания, а мне столько же лет и у меня нет и, может, не будет никогда, - это было больно. Была даже такая история, когда я дала одной девочке померить свадебное платье, свое. И вскоре она и правда вышла замуж и родила одного за другим четверых. Безумно обидно… Ну и еще было чувство дикой неполноценности. Ведь материнство - это базовое состояние женщины. А тут… Все кругом нормальные - один ты ущербный. Весь такой из себя крутой и заслуженный, с кучей дипломов…только ни-ко-му это не надо. Потому что нет самого главного…Больше всего конечно сердце плакало, когда слышала о том, что кто-то случайно забеременел и «надо на аборт идти». Вот это самое ужасное. Но чудо случилось! И они у меня есть. И, разумеется, они очень любимые и абсолютно прекрасные! Дождалась!

А когда ты начала писать книги? После рождения девочек?

Раньше! Я стала писать, когда мне было особенно темно. Мне нужно было место, куда можно сбежать и где все будет по-моему! Это был мой параллельный мир, в котором нет конфликтов, нет войн, где все обязательно будет хорошо! Сначала были отдельные куски, которые никуда не шли. И непонятно было, что «до», а что «после». Про эту часть моей жизни никто не знал. Когда оказалось, что нужно лечь на операцию, я даже сожгла многие листы, чтобы если что, никто не увидел. Первым моим читателем стал Слава. А потом появилась первая книга  -   "Мальчик с Земли"
И она нравится, и ее любят. И продолжения получаются вроде бы неплохие пока. А я поняла, что, чтобы писать дальше, мне нужна визуализация главного героя. Так в мою жизнь нечаянно вошли шарнирные куклы. Вопреки тому, что это было ужасно стыдно в начале. Нет, за кукол и игру стыдно не было никогда. Я по жизни кукольник, играю почти нон-стоп, с раннего детства и аж до сих пор. Стыдно было, что стоят они, как полсамолета. И что я семейный бюджет извожу на такую затратную блажь. А мама сказала - ты не пьешь, не куришь, неужто не можешь себе позволить хоть такое излишество? И Слава тоже был очень "за". И уж если честно - настоящая, лицензионная шарнирная кукла, именно та, какую сам выбрал, вымечтал и воплотил в образ, для меня лично гораздо приятнее кольца с бриллиантом на пальце. Мои книги живут в моих куклах, а они родом из моих книг.

Куклы волшебные у тебя! Как и книги, из которых они родом. Язык - потрясающий. Мне всегда было интересно, как у писателей рождаются образы, как приходит вдохновение! Получается, что для тебя - это способ уйти от депрессии? Когда тебе грустно, ты пишешь?

Спасибо большое. Всегда приятно, когда книжка нравится, чего уж там. Депрессия прошла быстро, как только уехала из Штатов. А сейчас это из серии «есть картинка и по ней пишу кусок» или «выписать что-то, что сейчас, сию минуту колет»
Писатели - нехорошие люди. Ведь после общения с тобой - они тебя могут где-то потом в своих произведениях вывести. И не всегда в том виде, который нравится или льстит. То есть, реальные люди, которые меня чем-то обидели или порадовали, могут оказаться героями сюжета, а потом, кто знает, может и целой книги. Но это не дети, не муж и не близкие друзья. Даже я сама размазана по трем-четырем персонажам. Никто из них не я в полной мере.

Наташ, а кто ты? Какая настоящая ты?

Не знаю… Девочка из двух миров, наверное. У меня есть любимейшая цитата из Грина: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем».
В моих мирах я тоже живу по этим словам. В одном из них чудеса творю я, сама. А в другом - чудеса происходят со мной. Не сразу, не по мановению волшебной палочки. И точно не по заказу. Просто как-то получается, что бывает, чего-то хочется, о нем помечтать, в нем пожить. А потом отложить в сторону, и об этом вообще не думать. Потому что это - не про тебя. Потому что так - не бывает. А потом хоп, и ты понимаешь, что вот оно - чудо! Произошло с тобой. И это недосягаемое, несбыточное, необыкновенное, становится вдруг таким реальным, осязаемым, до счастливых мурашек обыкновенным и родным. Настоящие чудеса - они потому и чудеса, что не приходят в нашу жизнь по заказу. Только по любви.



Почитать другие истории проекта
Рай в шалаше
Мечта слезам не верит
Неутомимая авантюристка
По дороге с облаками
Всё начинается с любви
Надежда подарившая Жизнь
Бегущая по волнам
Птица - Феникс
Исповедь Стервы
Охота на француза

проект ОтраЖЖение, интервью

Previous post Next post
Up