"В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ"

Jun 17, 2009 16:51

Цитирую из статьи Горького "О "карамазовщине" ("Русское слово", № 219, 22 сентября 1913 г.)
После "Братьев Карамазовых" Художественный театр инсценирует "Бесов" - произведение ещё более садическое и болезненное. Русское общество имеет основание ждать, что однажды г. Немирович-Данченко поставит на сцене лучшего театра Европы "Сад пыток" Мирабо, - почему бы не показать в лицах картины из этой книги? Садизм китайцев патологически интересен для специалиста, наверное, не менее, чем русский садизм.
Не будем говорить о том, что ещё недавно "Бесы" считались пасквилем и что произведение это ставилось многими из лучших людей России в один ряд с такими тенденциозными книгами, каковы "Марево" Клюшникова, "Панургово стадо" Вс. Крестовского и прочие тёмные пятна злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы. (...)
Очевидно, г. Немирович знает, что есть публика, которой забавно будет видеть неумную карикатуру на Тургенева в годовщину тридцатилетия его смерти (...).
Меня интересует вопрос: думает ли русское общество, что изображение на сцене событий и лиц, описанных в романе "Бесы", нужно и полезно в интересах социальной педагогики?
Неоспоримо и несомненно: Достоевский - гений, но это - злой гений наш. Он изумительно и глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всём разочарованного нигилиста и - противоположность её - мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь перед всеми и пред самим собою. Был нещадно бит, чем и хвастается. (...)
Достоевский - сам великий мучитель и человек больной совести - любил писать именно эту тёмную, спутанную, противную душу. (...)
Почему же внимание общества пытаются остановить именно на этих болезненных явлениях нашей национальной психики, на этих её уродствах? Их необходимо побороть, от них нужно лечиться, необходимо создать здоровую атмосферу, в которой эти болезни не могли бы иметь место.
А у нас показывают гнойные язвы, омертвевшие тела, заставля думать, что мы живём среди мёртвых душ и живых трупов. (...)
И вот, в интересах духовного оздоровления, необходимо - как мне кажется - определить социально-воспитательное значение тех идей, которые Художественный театр предполагает показать нам в образах. Нужно ли это увечное представление?  Я уверен, что - нет.
Это "представление" - затея сомнительная эстетически и безусловно вредная социально.
Рабски следуя за Художественным театром, театр Незлобина инсценирует "Идиота", тут тоже есть чем полюбоваться, например: агонией туберкулёзного Ипполита, эпилепсией князя Мышкина, жестокостью Рогожина, истерией Настасьи Филипповны и прочими поучительными картинами всяческих болезней тела и духа. Не надо забывать, что на сцене театра не так ясны мысли автора, как жесты, и что роман Достоевского, оголённый купюрами, примет характер сплошной нервной судороги.
Я предлагаю всем духовно здоровым людям, всем, кому ясна необходимость оздоровления русской жизни, - протестовать против постановки произведений Достоевского на подмостках театров.
(конец цитаты)

литература

Previous post Next post
Up