"Утраченные иллюзии". III. 1 и 2 февраля 2014, ГАБТ

Mar 08, 2014 17:48

"Утраченные иллюзии"I. 1 февраля 2014, Сташкевич-Холберг
http://nata-lotosh.livejournal.com/2014/03/01/
"Утраченные иллюзии" II. 2 февраля 2014, Вишнева-Лантратов, мировая трансляция в кинотеатрах.
http://nata-lotosh.livejournal.com/44137.html

На сайте БТ говорится: "Является вдохновителем и организатором конкурсов на написание музыки к балетам." Это про балерину Марию Александрову. Мы с ней единомышленницы, оказывается. Только я не вдохновляю и организовываю, а просто мечтаю о.
"Утраченные иллюзии", ГАБТ.
Мировая премьера балета состоялась в Большом театре 24 апреля 2011 г.
Продолжительность - 2 часа 35 минут.
По мотивам либретто В. Дмитриева, основанного на одноименном романе О. де Бальзака
Композитор - Леонид Десятников
Хореограф-постановщик - Алексей Ратманский
Дирижер-постановщик - Александр Ведерников
Художник-постановщик - Жером Каплан
Художник по свету - Венсан Милле
Консультант по драматургии - Гийом Гальен
От спектакля 2011 года остались смутные, но хорошие впечатления. Были в нем Андрей Меркурьев и Нина Капцова. К сожалению, других спектаклей мне увидеть не удалось. К тому моменту я уже знала, что не стоит привязываться к хорошему. Плохое может тянуться бесконечно. Хорошее кончается.
Когда Ратманский репетировал, и писали, что Десятников буквально выдает по листку нотный материал, я все равно радовалась: мне нравилось, что наконец Большой заказал балет настоящему композитору, а полюбившийся мне постановщик ставит свежую хореографию.
[Spoiler (click to open)]К тому моменту, прожив большую жизнь, я не могла вспомнить ни одного балета, который был бы заказан композитору, написан и поставлен заново. То есть они были, конечно, и если поднапрячься, то можно вспомнить названия "Ангара" (А.Эшпай), "Асель" (В.Власов) и... как-то больше и ничего. "Анюта" В.Гаврилина уже была скомпонована из кусков его музыки и привнесена в театр из кино, "Анна Каренина" появилась из музыки к фильму (Щедрин специально не писал балет), ну и "Любовью за любовь" Тихона Хренникова. Кстати, музыка этого балета тоже в основе своей берет начало в драматическом спектакле тридцатых годов, но этот балет как раз любили в БТ и шел он немало. Это все навскидку, можно было бы покопаться и назвать много балетов, написанных специально, которые ставились и в БТ, и в МТ, и в МАМТе- чаще всего на музыку советских композиторов, но это все было каким-то однодневным, не особо гениальным, не запоминающимся. С "Коньком" Щедрина мы разошлись, к прискорбию моему, в пространстве и времени: на первую постановку, где он познакомился с Плисецкой, я не попала по юности лет- меня всё на классику водили. Позже тоже так и не посмотрела ни в БТ, ни в МАМТе, а в Мариинке только еще мечтаю посмотреть, тут как раз случай именно про мою мечту: и балет специально написан и Ратманский заново поставил. Как только не станет у нас в Москве любимых моих танцовщиков- я сразу в Питер.

Тут надо сказать, что балет для меня это, безусловно, оригинальная партитура, то есть именно когда "написание музыки к балетам". То есть как делал Петр Ильич. Или Арам Хачатурян. Или Сергей Прокофьев. Или Ариф Меликов. Для меня это совершенно неразрывно: музыка- либретто (это может быть совершенно бессюжетное либретто, но мысль, вложенная в действие, евпочя)- хореография. Причем, второе и третье может меняться, но музыка говорит главное, остальное подтягивается. Все спектакли, которые ставили на скомпонованные куски каких-либо музыкальных произведений или на части симфонической музыки, для меня так и не стали балетами. То есть "Бриллианты" это балет, безусловно. Но не балет. Я бы сказала, что это гениальное произведение хореографического искусства. И я имею в виду, что "балет" это вовсе не обязательно бахфонтан в широком смысле слова. Это может быть какой угодно бессюжетный, короткий (пресловутые 22 минуты), неклассический, но балет, поставленный в соавторстве композитора и хореографа. И тут я могу скатиться к злобному слюнобрызганью по поводу кагбэ музыки балета "Онегин" (о, ужас...), но я на балетном форуме достаточно много объясняла свое отношение к сему произведению и это мне было неприятно.
Скажу только, что меня совершенно не радуют перспективы появления "Манон" и "Дамы с камелиями" на московских сценах. Только великие и прекрасные танцовщики (бывшие и настоящие), которые способны вдохнуть жизнь в эти произведения, меня зовут в зрительный зал. Ни один из знаменитых костюмных балетов ХХ века не вызывают во мне больших чувств, поскольку представляют они собой в сущности примитивные мелодрамы, и ни разу не становятся истинной трагедией. Я, разумеется, имею в виду хореографию. О моем отношении к подобранным "по случаю" к этим балетам кусков музыки великих, как правило, композиторов, не стану добавлять ничего к уже сказанному. Разве только то, что помимо того, что она зачастую изуродована, разорвана на куски и даже вообще переделана, она имеет почти всегда свою собственную и долгую историю, свой контекст, свою семантику, эта музыка уже была внутри нас, и рождена она была для другого. Хотя молодежь вероятно этого не чувствует. А скоро и вообще ничего не будет. Ой. Я это сказала. Не читайте никто, пожалуйста. :D

И вот, наконец-то, композитор сдержал слово- написал музыку (на старое все же, правда, либретто), Ратманский поставил и артисты исполнили. С первого раза я не запомнила музыки, она только показалась мне уместной, подходящей к действию, а действие к ней, история- внятной, интересной, декорации легкими и нужными, а костюмы изящными и оригинальными. Хотелось посмотреть еще.
Ратманского, как известно, Иксанов не стал задерживать. Когда его, Иксанова, сняли, я испытала чувство полного удовлетворения. Никогда этого ему не прощу.
Однако "Утраченные иллюзии" я не забыла, а только сожалела, что одного раза было маловато.
И тут вдруг возник из ниоткуда этот милый образ, ласкающее слух название, и воспоминание о том, что это было не до конца удовлетворенное желание. Даже были слухи, что Меркурьев останется в постановке. Но...
Я почему-то надеялась, что Ратманский посетит Москву и поучаствует в репетициях. Но, увы. БТ повез УИ в Париж, и только потом спектакль пошел на родной сцене. Поскольку было заранее известно о трансляции, я купила билет на 2 февраля, полагая, что будет лучший состав. Потом узнала, что будет и Холберг и взяла на 1-е тоже. Женечка, его партнерша, повредила ногу и спектакль повис, я чуть не сдала билет. Но наша героиня Настя Сташкевич спасла блок и встреча состоялась.
Я обрадовалась балету как родному- узнавание было волнующим, все прояснилось, слегка потускневшие впечатления стали снова яркими и я увидела то, что запомнилось и то, что открылось впервые. Обязательно пойду еще.
Очень подробно об истории жизни "Утраченных иллюзий" написал Андрей Галкин: http://www.protanec.com/#!-/ccpp/1C72EE6F-8532-48C8-AEA0-91E3680DF4C3 - спасибо ему огромное! Мой же взгляд- взгляд обычного зрителя, я не посмею входить в профессиональную область.
Для меня это балет о тех талантливых детях, которые рождаются с определенной периодичностью в Москве, Сыктывкаре, Питере, Таганроге, Херсоне, Рэпид-Сити, Новосибирске, Одессе и повсюду на земле. Где бы они ни родились, кем бы ни были их родители, в какой-то момент они чувствуют это (один из них щелкнул пальцами, иллюстрируя что с ним произошло: раз, щелчок, и он понял- вот, это моё!) Потом они едут "в Париж" и пытаются реализовать свой талант. Вот тут и происходит всякое- от "ничего" до "весь мир под ногами".
Наша история о мальчике, который в какой-то момент уступил (оступился, поступился)- он вставил в текст, который надиктовывал ему его музыкальный бог, маленький фальшивый кусочек. И был наказан. Он думал, что совсем чуть-чуть, это ничего, ведь ему платят деньги (ДЕНЬГИ!) и продюсер лучше знает, что надобно публике. Всё. Больше уже ничего поделать было нельзя. Он не смог чистоту и цельность своего дара сохранить, он предал. Все остальные житейские или творческие коллизии, показанные в балете, уже второстепенны, они просто иллюстрации.
Чудесно. Музыку слушаю с удовольствием, запоминаю ее, привыкаю к ней, "полюбляю". И хореографию тоже.
Спасибо театру. Чаще заказывайте музыку композиторам, работайте!
Господин Урин должен когда-то (скоро ли или вообще никогда?) понять, что он директор БТ, а у него (театра) была и есть такая возможность: создавать новые балеты, сотворять их из ничего с помощью таких вот мальчиков, прибывших в Париж (Москву, Петербург, Нью-Йорк, Лондон- нужное подчеркните :)) по зову своего дара.


ГАБТ, Андрей Меркурьев, Анастасия Сташкевич, "Утраченные иллюзии", балет, Дэвид Холберг, Диана Вишнева, Владислав Лантратов

Previous post Next post
Up