"Баядерка", 10 января 2014, МАМТ

Jan 26, 2014 00:14

Никия- Наталья Сомова
Солор- Сергей Полунин
Гамзатти- Эрика Микиртичева
Золотой божок- Дмитрий Загребин
И вот моя четвертая "Баядерка" (будет и пятая, но потом). Состав премьерный. Первая половина сезона была для меня чередой "Жизелей" и "Баядерок", теперь впереди четыре "Дон Кихота". :)
[Spoiler (click to open)]Я без устали писала о спектакле, ибо он для меня стал важным событием нового сезона, я его поставила даже выше "Марко Спада". http://nata-lotosh.livejournal.com/30739.html , http://nata-lotosh.livejournal.com/33095.html , http://nata-lotosh.livejournal.com/36463.html Причин много. Тут и любовь к театру (которая, увы, начала увядать в связи с историей продажи билетов на апрельскую "Жизель"- господин Урин, где Вы?); и любовь к Полунину, сокровищу нашему; и стрессоносные события декабря, тенью стоящие позади январских спектаклей и многое что другое. "Баядерка" сразу стала любимым спектаклем зрителей, и злопыхатели могут пыхтеть сколько угодно, но всё сделано верно: постановка выбрана удачно, исполнена превосходно, ибо Макарова столько сделала для труппы- и солистов, и кордебалета, что ей впору при жизни ставить бронзовый бюст в атриуме театра, народ валит валом, и даже лично Полунин тут не важен, идут на спектакль!
Этот спектакль был для меня особенным: я скучала по нему- еще не насмотрелась :), я ждала, волнуясь, каким предстанет Полунин после декабрьского ЛО. Четвертый, емнип, спектакль для Полунина это количество, по- видимому, переходящее в иное качество. Жаль, что партнерши у него менялись, и с Сомовой- Никией это только второй. Но к премьере роли были сделаны и сейчас все были свободны, легки. Ну Полунин этим отличается, а вот Сомова в первом адажио второго акта в больших прыжках была теперь совершенно не слышна. Удивительно. Сергей вернул премьерную хореографию, все делал старательно (в самом лучшем значении этого слова). Никто ничего не упрощал, (но все же двойных кабриолей в пдд первого акта было два, а не три), всё было сделано вдохновенно и точно. В самом финале в па де катре Эрика на мгновение дрогнула. Но это всё.
Прошло почти полтора месяца после последнего спектакля с Захаровой и ожидаемо он предстал другим: соло и дуэты стали лучше- уверенней, чище, а вот ансамбли чуть-чуть потеряли стройность (но три тени хороши! ;)). Отрадно, что пострепетиционная замученность покинула артистов, а некая расслабленность и налет усталости, свойственный спектаклям, прожившим долгую жизнь, еще не наступили.
На прекрасном лице Солора не было напряжения, которое почти не отпускало его на премьере, он так же нежно и трепетно был влюблен первой юной любовью в девственно-чистую и верную Никию.[Spoiler (click to open)]Тут сделаю врезку. Когда от лица Никии была отброшена вуаль, я увидела Кристину Шапран. Это настолько меня поразило, что я в течение нескольких секунд была в замешательстве и не знала за что хвататься: за программку или бинокль- думала, может быть все-таки Кристину поставили? Схватилась за бинокль (в темноте это более выгодно ;)) и увидела темноволосую Наталью, очень красивую и даже кагбэ темноглазую. Чудеса театральные! Она с этими перекрашиваниями все равно для меня, оказывается, блондинка. :DА вот появление неожиданной невесты наш герой принял совершенно по-другому: он, казалось, обрадовался, увидев Эрику (но это всё декабрьское ЛО сыграло шутку с героями, я полагаю ;). Во всяком случае дальше все было по-другому, в их дуэте появилось что-то более теплое, чем неприязнь, которая постоянно присутствовала в премьерном спектакле. Драматичный танец- плач Никии Солор смотрел, а не опускал головы, а когда Гамзатти уводила его, не сводил глаз с любимой до самого конца, что не уменьшало горести страшного момента, момента рокового выбора для баядерки- ОН УХОДИЛ!
Совершенно другой стала Эрика Микиртичева- мягче, нежнее, ушло самодовольство принцессы, появились тонкие краски- она борется за своего нареченного, но чувствует, что в честном бою неизбежно проиграет, от этого она становится задумчивой и чуть-чуть неуверенной. В нас появилось сочувствие к несчастной деве- она ведь влюбилась сразу и наповал (и как же мы ее понимаем! ;)).
Вообще, появление Полунина- партнера очень изменило Наташу и Эрику, они стали более отрытыми, отзывчивыми, теплыми, драматически яркими, технически тонкими. Ну и Наталии Макаровой еще раз огромное мерси. А Сергей сильно повзрослел за этот год и внешне и внутренне. Много сделал, много пережил.
Спектакль получился более светлый, легкий, чем премьерный, осталось сладкое долгое послевкусие. Было несколько мелких неточностей в ансамблях и выход теней начался немного вразнобой. И все же самым сильным впечатлением оказались именно тени. Да, спектакль сыгран солистами великолепно, Сергей, Наталья и Эрика были очень хороши, я даже не могу придраться к какому-то технически неточно выполненному движению. Но тени! После нескольких первых тактов их выход выровнялся и в момент, когда все тридцать две девы стали на сцене, у меня просто перехватило дыхание. Я никогда и нигде (даже на экране!) не видела такой поистине прецизионной стройности рядов, это какой-то восторг, у меня выступили настоящие слезы. Поверьте, это было восхитительно! (а ведь я вижу отклонение в доли миллиметра! :))
Поразительно, но в третьем акте я сделала ровно то же самое, что и драгоценная Ольга,
http://www.youtube.com/watch?v=m9AW6Eh9Z48 (видео Olga Balletomane!), а именно: я в этот раз неотрывно смотрела в бинокль на Солора, стоящего в кругу танцующих вокруг него свечей. Его красивый облик, взгляд внутрь себя, опущенные долу очи (правда пару раз он поглядывал в зал ;)) я с удовольствием рассмотрела и получила удовольствие от этого мини-спектакля... и очередной раз расстроилась из-за сетки. Ладно, в третьем акте она для спецэффекта, но во втором-то зачем все-таки?
Я согласна с Арлекином, хорошо, что третий акт есть, я чувствую большую завершенность действия в целом, чем когда оно обрывается в царстве теней.
[Spoiler (click to open)]
Ну и еще немного. Когда я пришла после спектакля домой, как раз начался показ нуриевской "Баядерки", поставленной им в Гранд опера, с Изабель Герен, Лораном Илером и Элизабет Платель. Смотреть я, конечно, не могла, хотела сохранить тепло живого спектакля, но кнопочку нажала и пару раз подглядывала. Потом посмотрела запись несколько раз. Первый раз я устроилась поудобней после выхода теней и удивилась, что после этого акта пошли титры. :D Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы у наших балерин были такие же волшебные и тонкие стопы, но, увы. У французов же это просто отдельное восхитительное зрелище. А па де бурре Герен со скоростью оркестрового тремоло! Ох, красота. Но. Наши солисты тоже прекрасны- замечательный технический уровень, большая выразительность актерской игры, кордебалет даже лучше (в этот раз только одна ножка в третьем ряду немного дрожала в арабеске), а Золотой божок вообще гениален, даже сравнить нельзя! И талии у наших девочек просто загляденье!Однако. Внимание! О количествах, которые у нас сплошь и рядом сокращаются- и в БТ, и в МТ, не говоря уж о более мелких театрах. Посмотрите, как Герен, уже резво проскакав назад всю диагональ сцены в арабеске, допрыгивает на месте необходимое количество! И так делают все артисты. Вот вам пожалуйста то, о чем нудил Полунин- ему не любо, что в КГ заставляли делать всё в точности каждый раз. Ну зато я не обнаружила в четырех "Баядерках" ни одной одинаково сделанной им вариации. Что сказать? И когда он решает вопрос о кабриолях- в воздухе? Ну ладно, в июньском ЛО он увидел, что не хватает места на третий прыжок (кстати, а почему вдруг?) и изменил приземление, но когда сцена свободна и надо лететь, то что мешает-то? Вопросы риторические.

Ну вот, краду у дорогой fiordililia
http://www.youtube.com/watch?v=cKQmhH-xrec
И напоследок, краденое тоже у feldelena .
Нежные, почти родственные улыбки героев:


Зы. Я, конечно, понимаю, что спектакль для 12+, но можно и более тепло поздравить друг друга на
поклонах, имхо.
Ззы. Оркестр не блистал.

Наталья Сомова, "Баядерка", Эрика Микиртичева, балет, Сергей Полунин, МАМТ

Previous post Next post
Up