Камбоджа: музей, где живет смерть

Oct 08, 2015 21:13

В те годы, когда в уютной Европе во всю гремела слава Джо Дассена с его хитами "Salut" и «Est si tu n'existe pas», а наши родители счастливыми студентами пели у костра под гитару «Милая моя, солнышко лесное», когда до нашего рождения оставались считанные 5-10 лет и все думали, что все страшное в 20-м веке уже пережито. Люди, получившие образование в Париже, попытались убить половину своей нации, чтобы создать запоздалое утопическое общество на краю земли.

Во дворе музея геноцида в Пномене стоит божественный запах цветов франджипани. Наверное, их посадили уже после всего, что здесь было. Иначе - видеть их цвет и слышать их запах было бы последним издевательством жизни над измученными в тюрьме людьми.

Если смерть может не иметь формы и цвета и все-таки быть осязаемой, то это пустота в комнатах пыток тюрьмы Туол Сленга - главной секретной тюрьмы диктатора Пол Пота и его режима «красных кхмеров». Когда заходишь туда, что-то повисает над тобой, как будто кто-то включил глушилки радиоволн. И ты вдруг перестаешь издавать сигналы радостной жизни - легкости, удивления, довольства. Через какое-то время ты вдруг ощущаешь, что тебя накрывает, словно колпаком, совершенно другой волной - тягучей, недвижной, мертвой, которая настолько плотная и висит здесь повсюду, что ее, кажется можно потрогать.








Если смерть может не иметь формы и цвета и все-таки быть осязаемой, то это пустота в комнатах пыток тюрьмы Туол сленга - главной секретной тюрьмы диктатора Пол Пота и его режима «красных кхмеров». Когда заходишь туда, что-то повисает над тобой, как будто кто-то включил глушилки радиоволн. И ты вдруг перестаешь издавать сигналы радостной жизни - легкости, удивления, довольства. Через какое-то время ты вдруг ощущаешь, что тебя накрывает, словно колпаком, совершенно другой волной - тягучей, недвижной, мертвой, которая настолько плотная и висит здесь повсюду, что ее, кажется можно потрогать. А на стенах тех комнат будто давно уже выпал конденсат криков, боли, страданий и смерти.







Главный экспонат в пустых комнатах бывшей школы, превращенной в тюрьму, - это кровь на полу. Сначала это даже не сразу понимаешь. Но когда переходишь из комнаты в комнату и видишь одни и те же железные кровати, к которым приковывали людей для пыток, то начинаешь разбирать на белой кафельной плитке почерневшие разводы, огромные черные лужи - как раз под кроватью - теперь уже давно высохшие. Да это же кровь - приходит вдруг еще одно страшное понимание. Кровь, что стекала с израненных или уже мертвых людей, лежавших на этих самых кроватях. За четыре года тюрьмы, что была здесь (1975-1979)  ее натекло много. В тюрьме погибло около 17, а может и 20, и 30 тысяч человек. Вот эта кровь на полу - настоящая - потрясает сильнее, чем даже орудия пыток.







Камеры в которых пребывали узники Туол Сленга - по многу человек сразу



Кадры из архивов музея. Все эти люди с фотографий погибли. При освобождении тюрьмы в 1979 году вьетнамскими войсками в живых из многих тысяч заключенных осталось только 7 детей.









В тюрьму попадали совершенно разные люди, всех, кого считали врагами народа странного и деспотичного режима. Непонятно, что могли сделать и за что провинились перед красными кхмерами дети, но даже их и подростков в совсем юном возрасте, а также женщин с младенцами тоже пригоняли сюда. Туол сленг, с кодовым названием S-21 считался одним из самых безнадежных мест режима. Те, кто сюда попадал уже не выходил за ворота живыми.





Этажи бывшей тюрьмы заставлены галереями с портретами заключенных. Их методично и с холодной жестокостью снимали все четыре года работы.

Кадры с официального сайта музея Туол Сленг
Посморите, каких красивых людей уничтожали обезумевшие



Большинство портретов даже не опознаны, так как людей обычно уничтожали обычно кланами, семьями и значит. от рода могло никого и не остаться. И не кому было опознать фотокарточку.







Девочка почему-то напомнившая мне Одри Тоту в фильме "Амели"





Самый первый узник?





Этот снимок женщины с новорожденным младенцем - еще одной узницы Туол Сленга - иногда называют трагической "иконой" жестоких времен нашего мира. Ее изображение позже печатали на многих плакатах и обложках книг, посвященных геноциду в Камбодже.

Есть комната в музее, в которой под стеклом на полках, похожих на книжные, стоят черепа людей - с дырками от пуль или следами от проломов. Большинство из них привезли с «полей смерти» под Пномпенем, где заключенных, в том числе и Туол сленга, расстреливали. На детей не тратили пуль, а убивали их просто стуча головой об стволы деревьев. Поэтому в камбоджийском музее геноцида есть полки с маленькими черепами и длинными трещинами на них от макушки до висков.





Вид двора музея в наши дни

В некоторых залах бывшей школы-тюрьмы есть стенды с людьми в форме. Это такие же точно лица, что и узников, среди них тоже много женщин и некоторые из них - совсем юные. Только у них другая роль - они были работниками тюрьмы, то есть стояли по другую сторону страшной баррикады. И то ли из страха, то ли из идеологических убеждений, они помогали машине смерти и убийств работать лучше и слаженней.
В одном из самых последних залов мне запомнилась экспозиция фотографий - тоже довольно страшная по своей сути. Портреты были сделаны в стиле «было-стало». У многих старых фотографий работников тюрьмы в форме было продолжение - современные цветные снимки совершенно обычных людей - сидящих с детьми, пасущих кур, продающих товары на рынке.
Когда - то они были свидетелями смертей, протоколировали вновь поступивших узников, стояли на вышке в охране, служили надзирателями в камерах или даже принимали участие в пытках, но потом, когда режим пал, общество осталось настолько разделенным  на жертв и мучителей, что трудно было найти правых и виноватых, закоренелых идеологов и жертв этой идеологии, что люди  - рядовые жертвы и рядовые мучители - просто ушли в жизнь, растворившись в новом обществе.
С портретов «было-стало» они рассказывают о своей теперешней жизни. Кто-то сожалеет о том, что поддерживал режим и считает, что был не прав. Но кто-то до сих пор говорит, что ни о чем не жалеет.



Фотография начальника тюрьмы Туол Сленга. В 2009 году его приговорили к 35 годам лишения свободы.



Еще один из верхушки режима и правая рука Пол Пота.

Для тех немногих, кто досмотрел-дочитал этот пост, наверное, будет интересно узнать более подробно историю этого времени в Камбодже. Вот нашла довольно информативную статью двухлетней давности на одном из форумов про бывшего учителя Пол Пота,получившего образование во Франции, ставшего одним из самых страшных диктаторов 20-го века, то, как он пришел к власти, что было при его режиме, какие зверства творили его выкормыши, почему про трагедию Камбоджи долго не знали в мире, почему его так и не судили и не расстреляли.. и другое. Чтение занимает минуты 2-3, но расширяет знание печальных страниц истории. Советую. Только комментарии после статьи, как свойственно нашему интернет пространству, похабные и злые. Лучше их вообще не читать, а сразу закрыть все.

После посещения музея как-то проникаешься к обычным людям Камбоджи. Уже не так радражает их массовая неграмотность, закрытость, корысть и другие негативные черты, иногда бросающиеся в глаза. Начинаешь думать: народ такое пережил - пусть живут спокойно, как могут, пусть будут счастливы. Нам ли их судить? И пусть с последним, кто видел ужасы того режима или участвовал в них, умрет то зло и больше никогда не повторится.

Но ждать придется еще долго. Рядовым бойцам "красных кхмеров" в 1975-79 было всего по 14-18 лет, то есть меньше , чем нашим родителям. Так что, Камбоджа до сих пор наводнена живыми призраками прошлого. Как и ее главный музей.

Камбоджа

Previous post Next post
Up