Национальные идеи стран и эпох

Dec 03, 2015 06:36

mamlas: Национальные идеи стран и эпох #2
Ещё о Средневековой Европе

Общественное переформатирование по-итальянски
Средневековая Европа

В духовной жизни общества религиозному учению должна обязательно сопутствовать светская идейная система. Вот её-то, как видно, и пытались отыскать Петрарка и Боккаччо, а потом их последователи, предложив новый тип гуманитарного образования. ©Другие национальные идеи



Флоренция, вид на Дуомо, кампанилу и баптистерий с площади Микеланджело
Ядром новой образованности была сделана история собственной страны, её великое прошлое, на прославлении славных картин которого следовало начать воспитывать общество.
Безусловно, генераторами новых идей в Италии выступили представители творческих интеллектуальных кругов, но утверждение и распространение их в итальянском обществе (а позднее, и в других западноевропейских странах) происходило при активном участии и содействии итальянской политической верхушки, как светской, так и церковной. В этом смысле, сложившийся в науке классический образ ренессансного гуманиста, как «свободного художника», на досуге предающегося вольным размышлениям на высокие темы и избегающего тянуть лямку службы, расходится с биографией многих реальных личностей. Решающую роль в итальянском общественно-научном переформатировании сыграли именно политические деятели.

Одним из первых, кто облёк эти идеи в форму политических сочинений, был Колюччо Салютати, флорентийский политик, поклонник Петрарки и друг Боккаччо. В 1375-1405 гг. он был канцлером Флорентийской республики, т.е. главой её государственного органа управления и держал в своих руках нити внутренней и внешней политики. Естественно, он располагал реальными возможностями создавать условия для организованного внедрения в обществе воззрений, которые должны были оказать благотворное влияние на сограждан. Его собственный дом стал своеобразной школой для молодёжи, из числа которых вышли многие крупные политические деятели.

В трактатах и письмах Салютати красной нитью проходит мысль о том, что человек должен служить на благо своего общества и государства и что только это возвышает человека. Таким образом, он чутьём политика прозрел в поэтико-философских произведениях Петрарки и Боккаччо социально-оздоровительное содержание, которое следовало использовать в гражданственно-воспитательных целях для приостановки деморализации флорентийского общества.

Эту же линию проводил флорентийский политический деятель следующего поколения Леонардо Бруни (1370-1444), один из тех, кто был выпестован в кружке молодёжи, собиравшемся в доме Салютати. Леонардо Бруни начал свою карьеру как секретарь папской курии, а в зрелые годы занял пост канцлера Флорентийской республики. И у него мы видим прагматическое преломление идеи возрождения античного наследия для воспитания гражданственности у соотечественников. Именно с его именем связано оформление новой системы гуманистического знания studia humanitatis - он впервые и использовал этот латинский термин, от которого пошло обозначение всего интеллектуального движения эпохи Возрождения как гуманизм.

Но Бруни не был бы политиком, если бы ограничился только реформой системы образования. Для него цель новой системы заключалась в том, чтобы поставить её на службу воспитания граждан и подготовки их к политической жизни. Освоение античной философии молодыми итальянцами, согласно Бруни, должно было сочетаться с изучением творчества Данте, Петрарки, Боккаччо, Салютати - только такое комплексное образование могло, по его мнению, подготовить подрастающие поколения для служения обществу.

Мысль, заслуживающая самого пристального внимания. Религиозное воспитание создавало чувство причастности к общеконфессиональному, интернациональному. Однако для полноценного развития обществу необходимо и чувство национального. Вот эту непрерывность традиции национального и представил Бруни своим соотечественникам: у итальянцев было великое прошлое - античность, но значит есть и великое настоящее, ради чего стоит жить и творить.

На мой взгляд, в работах ренессансоведов не была до сих пор вычленена эта целенаправленная работа итальянских политиков по выработке национальной светской идеологии, с помощью которой, вкупе с идеологией сакральной - христианством - они стремились создать здоровую духовную культуру для жизнедеятельности своего общества. И именно данная часть гуманизма оказалась самой жизнеспособной.

Лидия Грот, кандидат исторических наук
«Переформат», 1 сентября 2011

__________________________

СКАЖИ СТОП разрушению Государства
у Соловьева вчера опять заливались о фашизме на Украине, как "они там" относятся к своей истории. Двуличие не просто достало, оно катастрофически вредно, смертельно. Особенно сейчас. Не побеждает тот, кто лжёт. Как сказал Болдырев немного по другому поводу, но применимо и в данном случае: "Пропагандистским передёргиванием фактов ущерб они наносят не противнику, а своим - нашему обществу, теряющему ориентацию в пространстве." В любую секунду нам могут кинуть упрёк - "а вы сами", и будут правы. Если мы сейчас не станем долбить о том, что происходит - ежедневно, пока сверху не будет дана указивка прекратить издеваться на советским прошлым и прекратить нас хоронить заживо, пока не будут отстранены от эфира и работы гнусные "проснувшиеся коллаборационисты", нас всех (и тех, кто лжёт, в первую очередь) ждёт очень плохой конец. И не отдавать себе в этом отчёт, прячась за котиков и "свою жизнь" - инфантильность и эгоизм.
есть другой способ - предлагайте. Но делать что-то срочно надо,  рвётся историческая ткань  - это физически ощутимо.

РТР, Болдырев, Италия, уроки истории, Путин, СССР, общество, фашизм, история, Малороссия/Украинская ССР/Украина

Previous post Next post
Up