24 августа 1950 года состоялась премьера фильма «Любимец Нового Орлеана»

Aug 26, 2014 06:07

фильм любимый и не только из-за Марио Ланца, но и из-за музыки.
Если бы Николай Бродский написал только Be My Love, он уже вошёл бы в историю Музыки.
Она была номинирована на Оскар, как самая красивая песня 1950 года.

image You can watch this video on www.livejournal.com



"Любимец Нового Орлеана", - пишет Муслим Магомаев, - подарил миру удивительные музыкальные номера: фрагменты из опер, романсы и песни, созданные на стихи Сэмми Кана композитором Николасом Бродским, который был творчески близок Ланца: их диалог происходил на одной сердечной струне. Темперамент, нежная лирика, неистовая экспрессия...
Ники Бродский впервые проиграл свобю знаменитую песню на очередной пирушке в доме Ланца. Марио с первых звуков оценил это сочинение. На его лице - улыбка восхищения. Музыка захлестнула его, переполнила чувствами. Ведомый чарующей мелодией, Марио пропел песню с листа и неожиданно завершил высоким до."
Песня была написана для дуэта Марио Ланца и Кэтрин Грейсон. Так она и звучит в картине.
Но до выхода фильма, в июне, Ланца запишет эту песню соло.

image Click to view






 







"Пластинка побила все тиражные рекорды тех лет - RCA VICTOR  продала за год миллион экземпляров.  Она заполнила музыкальные боксы всевозможных кафе, баров, игорных домов, хозяйкой вошла и в салоны высшей аристократии...,"

А текст песни «Be my love», между прочим, написал ... сын выходцев из Галичины Самуэль Коэн или на американский манер Сэмми Кан - тот самый Сэмми Кан, "личный лирик Синатры", без которого не было бы Let It Snow, Let It Snow, Let It Snow... тот самый Кан, которому, если помните, в 1937 году пришло в голову уговорить Шолома Секунду продать его авторские права на «Bay Mir Bistu Sheyn» всего лишь за 15 долларов. За свою творческую жизнь Кан получил более 30 был представлен на Оскар. Если интересно, послушайте интервью с ним 1988 года. А здесь - песни Сэмми Кана, собранные его коллегами к его 100-летию.

* * *
Родился будущий композитор Nicholas Brodszky, а тогда Миклош Луи Бронштейн, 20 апреля 1905 года в Одессе в Лузановке, неподалеку от популярного нынче пляжа.

В 1917 его семья покинула Россию и перебралась в Венгрию. Уже в 1929 году в его исполнении выходит пластинки с танго композитора Sándor Szlatinay и фокстротом из оперетты «Тётя Пишта» того же Szlatinay.

В 1932 году теперь уже Nicolas Brodzsky пишет музыку для фильма «Gitta entdeckt ihr Herz», в которой блистает лучезарная Гитта Алпар.

image Click to view



Песня «Was kann so schön sein, wie deine Liebe» звучит здесь в сопровождении оркестра Белы Дайоша (на самом деле, Белу Дайоша звали Лев Гойцман, и родился он, ясное дело, в Киеве))

image Click to view



Гитта Альпар поёт очень искренне - ещё бы! она только что вышла замуж и играет с любимым мужем, Густавом Фрёлихом.


В 1934 году у них даже родилась дочь Юлика - точно так же звали и героиню Гитты, но затем карьерные соображения у Фрёлиха верх, и в 1935 году по национальным причинам их счастливый союз распался. Развод Гитта своему бывшему мужу никогда не простила.

Густав Фрёлих очень быстро нашёл утешение в объятиях молоденькой красавицы Лиды Бааровой (это псевдоним; настоящее имя этой чешской актрисы, делавшей свою карьеру в кинематографе нацистской Германии - Людмила Бабкова). К тому времени Лида Баарова уже успела сняться в нескольких фильмах у себя на родине, пока в 1934 году не переехала в Германию. В берлинском пригороде Шваненвердере Фрёлих купил виллу, где и поселился вместе со своей невестой. К несчастью для него, одним из их соседей там оказался Йозеф Геббельс, всемогущий министр пропаганды (который, кстати говоря, был всего лишь на пять лет старше Фрёлиха). Вполне естественно, что Баарова и Фрёлих стали частенько видеться с Геббельсом. А тот по-настоящему влюбился в Лиду. Попросту говоря, потерял голову от любви.

Их роман развивался бурно, хотя и тайно: ни Фрёлих, ни жена Геббельса Магда вначале ничего не подозревали. Но вскоре произошёл случай, который всё перевернул: Фрёлих застал Геббельса и Баарову в совершенно недвусмысленной ситуации. Случай этот получил огласку, он широко освещался в иностранной прессе, а молва даже утверждала, что Фрёлих осмелился дать своему сопернику пощёчину.

Геббельс любил Баарову без оглядки. Ради неё он был готов пожертвовать и своей семьёй, служившей всему Рейху образцом супружеского счастья, и своей карьерой - он готов был уехать с Лидой куда угодно и в каком угодно качестве. Лишь бы быть с нею… «Образцовый» брак Геббельса с Магдой трещал по всем швам, и так продолжалось до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер. С карьерой Лиды Бааровой в Германии было покончено раз и навсегда. Она вернулась на родину, после войны эмигрировала. Геббельса ей не простили. До конца своей долгой жизни в глазах своих коллег она оставалась словно бы изгоем. Осенью 2000 года она умерла в австрийском Зальцбурге, одинокая и никому не нужная…

Гитта Альпар прожила долгую жизнь. Она покинула Германию в 1935 и поселилась поначалу в Австрии, где снялась в фильме «Ball im Savoy». Через год она переехала в Англию, а затем в Соединенные Штаты, где она продолжила карьеру певицы и актрисы. Последней ее ролью в кино - оперной певицы стала картина Рене Клера «The Flame of New Orleans», в 1941 году с Марлен Дитрих в главной роли - она сыграла оперную певицу.
Как оперная певица она выступала в театрах Вены и Берлина.
Скончалась в Лос-Анжелесе в возрасте 90 лет.

image Click to view



* * *Послушали? Узнали мелодию? Ничего не напоминает?
правильно и не просто напоминает.

image Click to view



Я вчера нашла совсем случайно
У себя в шкафу, где Моцарт и Григ,
То, что много лет хранила тайно
В тёмных корешках пожелтевших книг…

Вашу записку в несколько строчек -
Те, что я прочла в тиши,
Ветку сирени,
Смятый платочек -
Мир моих надежд, моей души…
Наивный мир наивных лет,
Забытых дней забавный след -
Всё, что волновать могло меня
В семнадцать лет…
Ваша записка в несколько строчек…
Где Вы, мой далёкий друг, теперь?

Дни сменяют дни, и в этот вечер,
Если о былом честно говорить,
Мне сегодня вам ответить нечем -
Так зачем в душе и в шкафу хранить…

Разумеется, Бродский не писал «Записку», тем более для Шульженко.

В начале 30-х, убежав из столицы от рамповцев в Ленинград, известный поэт Павел Давидович Герман принёс эту песню Клавдии Ивановне, которая полюбилась слушателям и которую Шульженко исполняла всю жизнь.


Павел Герман родился в Каменец-Подольском в 1894 году. С началом Первой Мировой войны перебрался в Киев, где вышел первый сборник романсов на его стихи. На некоторые из них Самуил Покрасс написал музыку, и они, что называется, пошли в народ. Можно смело сказать, что Самуил Покрасс и Павел Герман были у истоков того, что сегодня называют городским романсом. Во всяком случае песни еще совсем молодого композитора на стихи такого же молодого поэта стали звучать в салонах.
В годы гражданской войны П. Герман писал скетчи и юмористические пьески для Киевских театров. Входил вместе с самуилом Покрассом в известный киевский литературно-художественный клуб «ХЛАМ» (художники-литераторы-артисты-музыканты), описанный Михаилом Булгаковым в романе «Белая гвардия» под названием «ПРАХ» (поэты-режисёры-художники-актёры). Кстати, «ХЛАМ» был зарегистрирован и в Шанхае.

В 1921 году совместно с композитором Юлием Хайтом написал «Авиамарш» («Все выше, и выше, и выше …»).
Во время Гражданской войны Павел Герман работал в Малом театре Политуправления Юго-Западного фронта. После войны некоторое время жил в Риге, затем в Париже, где выпустил сборник стихов.

К началу 1930-х годов поэт вернулся в Киев. Потом уехал в Ленинград, где и пришёл к Шульженко.
Однажды на спектакле «Лес», поставленном В. Мейерхольдом, прислушиваясь к музыкальному оформлению, Валентин Кручинин услышал мелодию вальса С. Бейлейзона «Две собачки». Мелодия настолько его увлекла, что он, изменив в ней некоторые интонации и сместив акценты, предложил своему другу поэту Павлу Герману написать песню на тему советской действительности. Так появилась первая советская песня, получившая название «Кирпичный завод». Впервые она была исполнена в одном из спектаклей популярного в Москве театра «Павлиний хвост». Песня имела ошеломляющий успех, ее запели буквально повсюду, а режиссеры Л. Оболенский и М. Доллер даже сняли полнометражный кинофильм на тему этой песни с великой М. Блюмменталь-Тамариной в главной роли. Мы знаем эту песню под названием «Кирпичики».
Им написаны песни: «Только раз бывают в жизни встречи» (как раз в киевский период, муз.Б. Фомина) и те самые «Кирпичики», (муз. В. Кручинина), «Всё, что было…» и «Чайная роза» (муз. Дм. Покрасса), «Саша» (муз. Б. Фомина), «Записка», «Дни за днями катятся» и другие, которые вошли в репертуар многих исполнителей, среди которых Юрий Морфесси, Александр Вертинский, Петр Лещенко, Изабелла Юрьева...
Скончался в 1952, похоронен в Лефортово.

История умалчивает, кто "снял" с экрана мелодию «Записки», но можно смело предположить, что это был мастер переложения Поль Марсель, живший в ту пору в городе на Неве и известный своим гостеприимным домом.

Существуют ноты, где написано, что обработка музыки Бродского осуществлена Борисом Яковлевичем Мандрусом. Но это - всего лишь ноты, потому что доподлинно известно, что Шульженко и Мандрус начали вместе работать лишь в 1948 году.

Поль Марсель (Русаков) родился в 1908 году во Франции, в городе Марсель, в семье российских евреев, эмигрировавших из Ростова. Русаковы как «нежелательные элементы» были высланы в Россию, в Дюнкерне обменены на французских пленных офицеров. В дюнкернской тюрьме познакомились с Виктором Кибальчичем - известным публицистом, писателем троцкистом. Сестра Поля Марселя, Блюма (Любовь), стала женой Кибальчича. Другая сестра, Эстер, была женой Хармса.
В СССР Павел Александрович Русаков закончил Консерваторию по классу фортепиано и теории композиции, стал известным музыкантом. Он много работал как пианист и оркестровщик.
Ему приписывают песню «Дружба» (Когда простым и нежным взором), но элементарный музыкальный анализ показывает, что музыку к известной песне написал всё-таки Владимир Сидоров.
Почти все члены семьи Русаковых были репрессированы: Эстер погибла в лагере на Колыме, брат Жозеф сидел три года, сестра Анита - пять лет. 2 июня 1937 года был арестован Поль Марсель Русаков, приговорен к 10 годам лагеря. Отбывал срок в Вятлаге, где работал в образцовом Музыкально-драматическом театре ВятЛАГа НКВД. «За высокие производственные показатели» ему сократили срок на 11 месяцев. Был освобождён в январе 1947 года. Реабилитирован в 1956. По ходатайству Д. Д. Шостаковича Русакову разрешили вернуться в Ленинград. Он служил музыкальным руководителем и дирижером Ленинградского цирка.
Умер в 1973 году.
* * *Но вернёмся к автору, композитору Николасу Бродскому и перенесёмся в Будапешт.

окончание следует

20-е годы, Ленинград и Ленинградская область, Вертинский, Шостакович, Австрия, Булгаков, Бродский, 80-е, Шульженко, США, 50-е, 40-е годы, любимая Музыка, 30-е годы, романс, старые фото, кино, композиторы, Германия

Previous post Next post
Up