«Я отвечаю за весь процесс обучения в Академии русского балета»

Oct 29, 2013 06:11

ich_komme_27 «Я отвечаю за весь процесс обучения в Академии русского балета»


Николай Цискаридзе - о том, как московский артист стал ректором петербургской школы.

Народный артист России Николай Цискаридзе назначен ректором Академии русского балета имени Вагановой. Корреспондент «Известий» встретилась с танцовщиком сразу после назначения.

- Когда и как Минкультуры сделало вам предложение?

- Впервые мы стали обсуждать это в сентябре 2012 года. Меня пригласил Григорий Петрович Ивлиев (статс-секретарь министерства. - «Известия»), мы давно были знакомы с ним, долго сообща боролись за принятие закона об образовании. Наверное, Григорий Петрович видел, как я выступал в различных инстанциях, хотя я и не имел никаких должностных полномочий, просто говорил как человек из балета.

Я старался доходчиво объяснить, какие поправки надо внести в закон, чтобы не потерять наработанное не одним веком. После обсуждений мы высказывали друг другу свои соображения. В результате такого общения я и получил предложение возглавить академию - это было еще в прошлом году. Тогда я отказался, а сейчас решил согласиться.

- У Валерия Гергиева есть идея интегрировать АРБ и Мариинский театр. Против этого выступала ваша  предшественница на посту ректора Вера Дорофеева. Вы будете поддерживать Гергиева?

- И московская, и петербургская школы в свое время были  подведомственны соответственно Большому и Мариинскому театрам. Я не могу сейчас сказать, надо ли поддерживать возрождение этого, в данной ситуации будут решать руководители страны, но, насколько я знаю, в ближайшее время объединение не грядет.

Для меня же самое главное, чтобы образование, которое получают учащиеся, было первоклассным и таким же полноценным, как в советское время. Комплекс того, что мы получали, был идеальным, мы выходили из школы очень образованными людьми. Я говорил это во многих инстанциях, повторю и сейчас: наше балетное образование не требует подтверждения нигде в мире, его качество бесспорно.

- Вера Дорофеева связывает идею объединения с квартирным вопросом - Мариинке нужны залы. Вы будете пускать к себе артистов?

- Знаете, у меня такое ощущение, что сегодня больше площадей, чем у Мариинского театра, нет ни у кого, потому что есть Мариинка-1, Мариинка-2, Мариинка-3.

- Но в Мариинке-2 всего один балетный зал, а Мариинка-1 рано или поздно закроется на ремонт.

- Вот когда закроется, будем думать. Не думаю, что здесь метражный вопрос, я не знаю ни одного коллектива, даже малочисленного, которому хватало бы площади.

Позволить или не позволить репетировать - с одной стороны, этический момент, а с другой - очень важный профессиональный. Великие танцовщики как раз были против того, что в какой-то момент была потеряна связь между училищем и театром. Во многих интервью Васильев, Максимова, Плисецкая рассказывали, как они с детства знали всех артистов и все артисты знали их, потому что они все репетировали в одном здании.

Это и есть преемственность - когда вы видите, как большие артисты репетируют ту или иную роль, имеете возможность в дверь подглядеть, а на улице Зодчего Росси есть для этого балкончик знаменитый в двухцветном зале. Конечно, это замечательный воспитательный момент.

Я всегда старался всеми правдами и неправдами попасть в Большой театр, застрять там, когда у нас, детей, были дневные репетиции, чтобы хотя бы посмотреть, как на сцене репетируют, потому что мое поколение уже не имело возможности видеть репетиции - училище и театр уже находились в разных местах.

Опять-таки, до 1970-х годов Мариинский театр базировался на улице Зодчего Росси, об этом написаны не одни блистательные воспоминания, дети имели возможность видеть работу не только артистов, но и великих балетмейстеров. Не знаю, как против этого можно выступать.

Другое дело, что время поменялось. Мы должны больше заботиться о безопасности учащихся. Когда мы учились, сидела нежная бабушка на входе, знала всех детей, не было охранников. Сейчас, чтобы кого либо пускать, нужно делать разрешения - технический момент не самый простой.

- Ректор помимо художественного процесса отвечает за хозяйство и ремонт. Вы готовы к решению этих далеких от творчества проблем?

- В какой-то момент жизни нужно делать переход в другое качество. И потом, я не понимаю, почему всех так удивляет, что творческий человек может понимать, как провести проводку и покрасить стену. Человек, который имеет дело с репетиционным залом, знает, что и как должно в нем быть, потому что конкретно этим пользуется. Какими должны быть пол, зеркала, освещение и т.д. Другое дело, что не очень просто заниматься бумажной работой, но я для этого пошел учиться в МГЮА и уже полтора года там учусь, и не совсем плохо. И специализацию - трудовое право - не просто так выбрал.

- Из Петербурга в Москву балетные люди ездили - та же Уланова, Семенова, обратных вояжей столь же крупного калибра не припоминаю. Не очень любят петербургские балетные столичных коллег.

- Я с этим не сталкивался, правда. Мне повезло, я знал и знаю другой Петербург. Есть один московский артист, который на протяжении 15 лет регулярно танцевал в Мариинском театре, фамилия его Цискаридзе, у меня даже пропуск есть с печатью, со всеми подписями - о том, что я являюсь солистом Мариинского театра. И я единственный московский артист, который имел легальный бенефис в Мариинском театре.

Это была награда за те годы, что я проработал в этом театре, для меня это была большая честь, потому что действительно никто кроме меня не проделывал с такой регулярностью дорогу из Москвы в Петербург.

И еще одна деталь: несмотря на то что я учился и работал в Москве, все мои педагоги были с ленинградской школой - в Тбилиси мне преподавали выпускники Ленинградского училища, в Москве я закончил школу у Петра Пестова, которого учила Екатерина Генденрейх, а выпускался он у легендарного Пушкина, который затем выпустил Барышникова и Нуреева.

В театре я занимался в классе у Марины Тимофеевны Семеновой, а потом сам вел этот класс. Более ленинградской балерины не существовало. К тому же я у нее учился на педагога в вузе. Специализацию вел Пестов, а практику в театре - Марина.

- Преподавать в академии будете?

- Это зависит от нагрузки, не думаю, что будет легко. Академия - это огромный участок работы, который надо не просто освоить, а во всё внимательно вникнуть, посетить все классы, познакомиться со всеми учащимися. Например, Головкина - а у нас училось больше 600 детей - знала каждого ребенка по имени.

Это очень важно, чтобы каждый учащийся знал, что им интересуются, о нем заботятся. А что касается преподавания, то если будет творческая необходимость, я совершенно спокойно могу это делать, потому что в Москве я вел репетиции, восстанавливал спектакли еще лет 12 назад и педагогом в Большом театре проработал 10 лет.

У меня в этом плане амбиций нет - «вот дайте мне класс». К тому же идет учебный год, а я считаю, что никогда нельзя ни у кого ничего отнимать: если педагог начал работу, он должен ее закончить, нравится это кому-либо или не нравится. Другое дело, что можно иногда высказать свои пожелания.

- С Ульяной Лопаткиной вы уже обговаривали разделение полномочий?

- Никакого разделения полномочий не может быть. Ректор в ответе за весь процесс обучения. За всё происходящее в академии. Другое дело, что Ульяна как одна из величайших балерин мира должна иметь возможность не просто вникать, а серьезно вести весь творческий процесс.

Из опыта работы с ней могу сказать, что у нас никогда не возникало разногласий, мы всегда были готовы к диалогу. Был такой момент - я учил петербургскую редакцию «Баядерки» и в какой-то момент спрашиваю ее: «Как тебе удобно?» И вдруг она говорит: «Покажи, как у вас танцуют». Она много лет делала одно, и ей хотелось некоторые детали поменять, тогда работа становится интереснее. Меня тогда это очень удивило - в своей работе с балеринами я, как правило, делал акценты под них.

- Будете и в руководящем тандеме делать акценты под нее?

- Я не могу однозначно ответить. Здесь есть стандарт, библия - книга Вагановой, которая написана в 1930-х годах, меня учили по той же книге, и учила самая первая ученица Вагановой, Марина Семенова.

- Я так полагаю, что в связи с обширностью стоящих перед вами задач танцевать вы закончили и бенефисов «Щелкунчиков», о которых так много говорилось, не будет?

- Я никогда такого не говорил. И никогда не заявлял, что собираюсь прощаться со сценой. Другое дело, что разговор шел тогда о «Щелкунчике», на что я сказал Владимиру Ростиславовичу Мединскому, что было правильнее сделать вечер, как бы подытоживающий мою работу в Большом театре.

Но то, что касается конкретно «Щелкунчика», вопрос очень сложный, потому что этот балет в версии Григоровича один из самых трудных, и здесь нужно быть не просто в форме, а в суперформе.

И я сразу сказал Владимиру Ростиславовичу, что, танцуя 18 лет в первом составе этого спектакля, в том числе и 31 декабря, я не могу себе позволить отменить ни одного движения, не могу просто выбежать и постоять. Того качества, на котором это делал Николай Цискаридзе, сейчас может не быть, а я этого не хочу. Я вниз не хочу. Я не могу сказать, что натанцевался, но позволить себе что-то упростить тоже не могу.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Источник

_______________________________

то ли из Москвы услали, чтобы не мешался, то ли бомбу под Питер положили, то ли подставят, то ли стравить решили, то ли сломать..
время покажет

интервью, подстава, "Известия", Цискаридзе, балет, на чужом горбу в рай, подлость, Гергиев, Большой Театр, Кировский театр/Мариинский театр, Марина Тимофеевна Семёнова, Министерство культуры, образование

Previous post Next post
Up