Вторая часть аналитической беседы генерального директора АЦ «Семейная политика.РФ» Павла Парфентьева и сопредседателя Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова, в которой обсуждаются странные дополнения к закону Димы Яковлева. Фактически речь идет о попытке переориентировать «РосСиротПром» с внешнего на внутренний рынок. Если раньше деньги получали от зарубежных усыновителей, то теперь система будет их получать из госбюджета и как результат будет по-прежнему стимулировать рост числа сирот в стране.
Беседа состоялась 8 января 2013 года. Кто не хочет читать или кто проще воспринимает на слух - видео
здесь.
Первую часть беседы можно посмотреть
здесь. Михаил Богданов: Мы продолжаем наши обсуждения актуальных законов, законопроектов и некой законодательной инициативы, которая сегодня имеет место. Очень широко обсуждался как раз перед Новым годом - прямо какой-то бум обсуждения был - так называемый «закон Димы Яковлева». И очень мало кто обратил внимание на содержание не только самого закона, где запрещалось фактическое взаимодействие с американскими усыновителями, но и того указа Президента, который был подписан вслед …
Павел Парфентьев: … в один день…
- …в один день, да… Этот указ [указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - прим. ред.] призван решать проблему усыновления детей. Но там говорится о значительно большем спектре вопросов, чем представляет собой сама проблема приёмных детей и американских усыновителей. В частности, насколько я обратил внимание, - и мы обсуждали это предварительно - почти никто не говорит о том, что этот указ, по сути дела, был подготовлен (прослеживается некая логика подготовки этого указа) лоббистскими группами в правительстве, которые готовили до этого скандально обсуждавшийся закон «О социальном патронате». И всё то, что мы называем ювенальными технологиями, но в новой реинкарнации, в новой форме - на мой взгляд, на взгляд наших коллег и на Ваш, я так понимаю, взгляд тоже - очень похоже, пытаются «пропихнуть» через этот указ. Соответственно, я хотел бы обсудить эту проблему: проблема ли это, что в этой связи можно делать и что стоит делать.
- Ну, это, действительно, проблема. Сначала скажу о том, что касается широко обсуждавшегося «закона Димы Яковлева». Наша организация сознательно не придерживается какой-то определённой позиции по этому поводу. И мои какие-то позиции, по которым я где-либо высказывался, - это всегда мои личные позиции по поводу закона. Но могу согласиться с известным общественно-политическим деятелем господином Крупновым по этому поводу, который сказал, что, конечно, недопустимы политические спекуляции на детях, но также недопустимы и «спекуляции на спекуляциях на детях». И в этом смысле, конечно, для меня печальной была та ситуация в обществе, которую я наблюдал в связи с принятием этого закона: это очередное растаскивание людей по углам и раздувание очередных конфликтов друг с другом. В раздувании этих конфликтов, конечно, забота о детях и забота о семье очень слабо чувствовалась…
- … она вторична была… - «Вторична» громко сказано…
- Вообще, конечно, если мы говорим о необходимости решать проблемы сиротства в России, мы должны, прежде всего, иметь в виду, что у нас до трёх четвертей всех детей, которые попадают в систему детских учреждений, - это дети, которые попадают туда при живых родителях, так называемые «социальные сироты». И, конечно же, в части случаев - это действительно экстренные ситуации, когда родители совсем не исполняют свой родительский долг. Но в изрядной части случаев -это знают все практики и все, кто «в поле» работает, что называется, в этой области, - это либо дети, которые оказываются незаконно отобранными у родителей, либо (что бывает тоже часто) семьи, которым легко можно помочь прийти к нормальной жизни без окончательного разрушения семьи.
- Есть какие-то абсолютные цифры? Законодатели что-то всё ломают копья вокруг всех этих обсуждений, а цифры толком не озвучивали.
- Цифры есть, и цифры эти немножко разные… расходятся…
- О каком количестве детей вообще идёт речь? Сколько у нас на сегодняшний день…
- …неустроенных детей-сирот? Я сейчас прямо не готов назвать эту цифру, нужно было бы поглядеть в мои бумаги. Достаточно значительная цифра. Это, конечно…
- … десятки тысяч?
- Это сотни тысяч детей. И тут надо учитывать, конечно, что тема зарубежных усыновлений и сиротский поток, действительно, прямо связаны. То есть можно высказываться за зарубежные усыновления, против зарубежных усыновлений, но важно то, что около 2006 года по всем данным, которые есть у нас, начинал иссякать поток сирот, в том числе социальных: их становилось меньше. И в 2008 году были приняты в семейном законодательстве правовые нормы, которые расширяли основания для изъятия детей у родителей. Воспринимать в этом контексте данные нормы иначе, чем желание создать дополнительный поток сирот (напитать вот этот «россиротпром»), трудно. И действительно, самые серьёзные мысли на тему, что именно с этой целью эти нормы и вводились, имеют под собой, вероятно, какие-то основания.
- Если говорить про те нормы, которые были прописаны в указе Президента, вот что вызывает сомнение. Опять был поднят вопрос о социальном патронате, то есть указом прямо прописывается довести разработку закона и принять его. И еще ряд положений этого указа также свидетельствует о том, что всё-таки сейчас будет движение в сторону усиления вот этих всех так называемых ювенальных технологий.
- Несколько пунктов в связи с этим. Первое. Совершенно очевидно, что для того, чтобы у нас было меньше сирот, нужно не столько сосредоточиться - хотя это тоже важная часть - на усыновлении и на устройстве этих сирот. По этому поводу есть такая притча. Пришёл человек в город и видит, что стоит толпа людей, и течёт речка из-под стены города. И люди из рук в руки передают младенцев. Младенцы плывут по воде, их вылавливают и из рук в руки передают. Человек посмотрел на это и пошёл к воротам. Ему говорят: ты что, бессердечный человек, помогай нам вылавливать младенцев. А он говорит: нет, я хочу зайти за стену и посмотреть, кто их туда бросает..
Нам нужно, конечно, сокращать поток сирот. А это значит, что, с точки зрения здравых подходов к семейной политике, в первую очередь надо укрепить и поддержать семью. Причём укрепить и поддержать - не путём расширения вмешательства в семью с целью её укрепить и поддержать, потому что любое расширение насильственного вмешательства в семью в долгосрочной перспективе семью разрушает и ослабляет, а не укрепляет. Даже если само это вмешательство оказывается по замыслу положительным, всё равно результат будет таков. А надо укрепить семью как институт: повысить общий культурный уровень родительский; возвратить в общество приоритетные ценности, которые для российского общества всегда были традиционными.
И здесь тоже получается такая двоякая ситуация: потому что указ Президента, с одной стороны, говорит о необходимости укреплять семейные ценности, и Президент в своём обращении к Федеральному Собранию отметил этот момент. А с другой стороны, реализация этой деятельности по укреплению семейных ценностей поручается тому самому Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который несколько лет назад, проводя исследования воспитательной модели российской семьи, опубликовал отчёт, в котором написано, что насилие свойственно самим основам российской культуры семейной жизни. Трудно ожидать, что учреждения, которые публикуют отчёты…
- …с такими установками…
- … с такими установками, да…
Ну, конечно, может быть, раз изменилась установка власти, изменится установка и исполнителя - будем на это надеяться. Во всяком случае, определённое беспокойство это вызывает. В связи с этим, хочу сказать следующее. Во-первых, я поддержу Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, если он будет действительно заниматься укреплением семейных ценностей, а не тем, чем он занимался некоторое время до этого.
Во вторых, это тема, которую как раз Вы затронули: законопроект о социальном патронате [один из пунктов указа Президента предписывает Госдуме РФ доработать в приоритетном порядке проекты законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» - прим. ред.]. Да, вызывает очень серьёзное беспокойство то, что хотя родительская общественность…
- … и заблокировала перед этим этот проект…
- …и были определённые представители родительской общественности привлечены к теме поддержки закона Димы Яковлева, но одновременно в «пачке» с этим законом прошёл ряд инициатив, вызывающих тревогу. И если мы посмотрим на средства массовой информации, на то, как развивалась ситуация, мы увидим, что до принятия закона, некоторое время назад, например, небезызвестная депутат Лахова дала интервью. В нём она напрямую с принятием «закона Димы Яковлева» связывала ряд вещей, которые относятся к тому, что в обществе принято называть «ювенальными технологиями». В частности, например, создание участковых социальных поликлиник, в которых социальные работники на ежедневной основе контролируют все неблагополучные семьи. Мы с Вами как практики в сфере защиты семьи очень хорошо знаем, насколько широко можно трактовать термин «неблагополучная семья». Более того…
продолжение