Законопроект о «ювенальной юстиции» может быть рассмотрен Думой через две недели. Часть 1.

Feb 01, 2013 02:47

Вторая часть аналитической беседы генерального директора АЦ «Семейная политика.РФ» Павла Парфентьева и сопредседателя Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова, в которой обсуждаются странные дополнения к закону Димы Яковлева. Фактически речь идет о попытке переориентировать «РосСиротПром» с внешнего на внутренний рынок. Если раньше деньги получали от зарубежных усыновителей, то теперь система будет их получать из госбюджета и как результат будет по-прежнему стимулировать рост числа сирот в стране.

Беседа состоялась 8 января 2013 года. Кто не хочет читать или кто проще воспринимает на слух - видео здесь.

Первую часть беседы можно посмотреть здесь.

Михаил Богданов: Мы продолжаем наши обсуждения актуальных законов, законопроектов и некой законодательной инициативы, которая сегодня имеет место. Очень широко обсуждался как раз перед Новым годом - прямо какой-то бум обсуждения был - так называемый «закон Димы Яковлева». И очень мало кто обратил внимание на содержание не только самого закона, где запрещалось фактическое взаимодействие с американскими усыновителями, но и того указа Президента, который был подписан вслед …

Павел Парфентьев: … в один день…

- …в один день, да… Этот указ [указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - прим. ред.] призван решать проблему усыновления детей. Но там говорится о значительно большем спектре вопросов, чем представляет собой сама проблема приёмных детей и американских усыновителей. В частности, насколько я обратил внимание, - и мы обсуждали это предварительно - почти никто не говорит о том, что этот указ, по сути дела, был подготовлен (прослеживается некая логика подготовки этого указа) лоббистскими группами в правительстве, которые готовили до этого скандально обсуждавшийся закон «О социальном патронате». И всё то, что мы называем ювенальными технологиями, но в новой реинкарнации, в новой форме - на мой взгляд, на взгляд наших коллег и на Ваш, я так понимаю, взгляд тоже - очень похоже, пытаются «пропихнуть» через этот указ. Соответственно, я хотел бы обсудить эту проблему: проблема ли это, что в этой связи можно делать и что стоит делать.

- Ну, это, действительно, проблема. Сначала скажу о том, что касается широко обсуждавшегося «закона Димы Яковлева». Наша организация сознательно не придерживается какой-то определённой позиции по этому поводу. И мои какие-то позиции, по которым я где-либо высказывался, - это всегда мои личные позиции по поводу закона. Но могу согласиться с известным общественно-политическим деятелем господином Крупновым по этому поводу, который сказал, что, конечно, недопустимы политические спекуляции на детях, но также недопустимы и «спекуляции на спекуляциях на детях». И в этом смысле, конечно, для меня печальной была та ситуация в обществе, которую я наблюдал в связи с принятием этого закона: это очередное растаскивание людей по углам и раздувание очередных конфликтов друг с другом. В раздувании этих конфликтов, конечно, забота о детях и забота о семье очень слабо чувствовалась…

- … она вторична была… - «Вторична» громко сказано…

- Вообще, конечно, если мы говорим о необходимости решать проблемы сиротства в России, мы должны, прежде всего, иметь в виду, что у нас до трёх четвертей всех детей, которые попадают в систему детских учреждений, - это дети, которые попадают туда при живых родителях, так называемые «социальные сироты». И, конечно же, в части случаев - это действительно экстренные ситуации, когда родители совсем не исполняют свой родительский долг. Но в изрядной части случаев -это знают все практики и все, кто «в поле» работает, что называется, в этой области, - это либо дети, которые оказываются незаконно отобранными у родителей, либо (что бывает тоже часто) семьи, которым легко можно помочь прийти к нормальной жизни без окончательного разрушения семьи.

- Есть какие-то абсолютные цифры? Законодатели что-то всё ломают копья вокруг всех этих обсуждений, а цифры толком не озвучивали.

- Цифры есть, и цифры эти немножко разные… расходятся…

- О каком количестве детей вообще идёт речь? Сколько у нас на сегодняшний день…

- …неустроенных детей-сирот? Я сейчас прямо не готов назвать эту цифру, нужно было бы поглядеть в мои бумаги. Достаточно значительная цифра. Это, конечно…

- … десятки тысяч?

- Это сотни тысяч детей. И тут надо учитывать, конечно, что тема зарубежных усыновлений и сиротский поток, действительно, прямо связаны. То есть можно высказываться за зарубежные усыновления, против зарубежных усыновлений, но важно то, что около 2006 года по всем данным, которые есть у нас, начинал иссякать поток сирот, в том числе социальных: их становилось меньше. И в 2008 году были приняты в семейном законодательстве правовые нормы, которые расширяли основания для изъятия детей у родителей. Воспринимать в этом контексте данные нормы иначе, чем желание создать дополнительный поток сирот (напитать вот этот «россиротпром»), трудно. И действительно, самые серьёзные мысли на тему, что именно с этой целью эти нормы и вводились, имеют под собой, вероятно, какие-то основания.

- Если говорить про те нормы, которые были прописаны в указе Президента, вот что вызывает сомнение. Опять был поднят вопрос о социальном патронате, то есть указом прямо прописывается довести разработку закона и принять его. И еще ряд положений этого указа также свидетельствует о том, что всё-таки сейчас будет движение в сторону усиления вот этих всех так называемых ювенальных технологий.

- Несколько пунктов в связи с этим. Первое. Совершенно очевидно, что для того, чтобы у нас было меньше сирот, нужно не столько сосредоточиться - хотя это тоже важная часть - на усыновлении и на устройстве этих сирот. По этому поводу есть такая притча. Пришёл человек в город и видит, что стоит толпа людей, и течёт речка из-под стены города. И люди из рук в руки передают младенцев. Младенцы плывут по воде, их вылавливают и из рук в руки передают. Человек посмотрел на это и пошёл к воротам. Ему говорят: ты что, бессердечный человек, помогай нам вылавливать младенцев. А он говорит: нет, я хочу зайти за стену и посмотреть, кто их туда бросает..
Нам нужно, конечно, сокращать поток сирот. А это значит, что, с точки зрения здравых подходов к семейной политике, в первую очередь надо укрепить и поддержать семью. Причём укрепить и поддержать - не путём расширения вмешательства в семью с целью её укрепить и поддержать, потому что любое расширение насильственного вмешательства в семью в долгосрочной перспективе семью разрушает и ослабляет, а не укрепляет. Даже если само это вмешательство оказывается по замыслу положительным, всё равно результат будет таков. А надо укрепить семью как институт: повысить общий культурный уровень родительский; возвратить в общество приоритетные ценности, которые для российского общества всегда были традиционными.
И здесь тоже получается такая двоякая ситуация: потому что указ Президента, с одной стороны, говорит о необходимости укреплять семейные ценности, и Президент в своём обращении к Федеральному Собранию отметил этот момент. А с другой стороны, реализация этой деятельности по укреплению семейных ценностей поручается тому самому Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который несколько лет назад, проводя исследования воспитательной модели российской семьи, опубликовал отчёт, в котором написано, что насилие свойственно самим основам российской культуры семейной жизни. Трудно ожидать, что учреждения, которые публикуют отчёты…

- …с такими установками…

- … с такими установками, да…

Ну, конечно, может быть, раз изменилась установка власти, изменится установка и исполнителя - будем на это надеяться. Во всяком случае, определённое беспокойство это вызывает. В связи с этим, хочу сказать следующее. Во-первых, я поддержу Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, если он будет действительно заниматься укреплением семейных ценностей, а не тем, чем он занимался некоторое время до этого.
Во вторых, это тема, которую как раз Вы затронули: законопроект о социальном патронате [один из пунктов указа Президента предписывает Госдуме РФ доработать в приоритетном порядке проекты законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» - прим. ред.]. Да, вызывает очень серьёзное беспокойство то, что хотя родительская общественность…

- … и заблокировала перед этим этот проект…

- …и были определённые представители родительской общественности привлечены к теме поддержки закона Димы Яковлева, но одновременно в «пачке» с этим законом прошёл ряд инициатив, вызывающих тревогу. И если мы посмотрим на средства массовой информации, на то, как развивалась ситуация, мы увидим, что до принятия закона, некоторое время назад, например, небезызвестная депутат Лахова дала интервью. В нём она напрямую с принятием «закона Димы Яковлева» связывала ряд вещей, которые относятся к тому, что в обществе принято называть «ювенальными технологиями». В частности, например, создание участковых социальных поликлиник, в которых социальные работники на ежедневной основе контролируют все неблагополучные семьи. Мы с Вами как практики в сфере защиты семьи очень хорошо знаем, насколько широко можно трактовать термин «неблагополучная семья». Более того…

продолжение

преступление, Великая Отечественная война, уроки истории, Путин, общество, СССР, цитаты, медицина, детство, РТР, интервью, Медведев, Государственная Дума, 30-е годы, законы, Германия, образование

Previous post Next post
Up