Глава 4. Святорусские города.

Aug 22, 2009 02:17

Первая публикация в интернете избранных глав книги Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".

НАЧАЛО ЗДЕСЬ



Углич. Панорама города с восточной стороны в конце 17 века. М.П.Кудрявцев

Святорусские города

Много когда-то великих городов стали
теперь малыми, а те, что в мое время стали
могущественными, прежде были ничтожными.
/ Геродот, 1, 5 /
 На Руси было, в общей сложности и в разные времена, более 3000 городов, сотни монастырей. Каменный соборный храм был главной святыней русского города, монастыря со времен крещения Руси. Стоял он внутри ограды-крепости, возвышаясь над ней своими закомарами (Небесным Градом), верхами с золотыми крестами (Престолом Господним). Внутренность обычно деревянной крепости в русских городах наполняли также клети крема (склада) и маленькие осадные дворы жителей города. Сами жители вольготно проживали на посаде и в слободах под крепостью, имея дворы, дома, хозпостройки, огороды, сады, скотину, птицу... Между крепостью и посадом, используя пространство обстрела перед стеной, обычно размещался городской торг с рядами, лавками, амбарами, гостиными дворами, кузницами. Такая структура древнего русского города: храм, крепость, торг снаружи нее, посад - была «типовой», характерной для сотен больших и малых городов.



Золотые ворота, Киев
Если соборный храм символизировал Небесный Град, как бы опустившийся на землю с неба от Бога, то крепость знаменовала собой земной Иерусалим. Об этом позволяют говорить, прежде всего, появившиеся в Киеве и Владимире Золотые ворота, названные так по подобию с Золотыми воротами в святом палестинском Иерусалиме (затем в Константинополе). Во Владимире и Иерусалиме упоминаются также Железные ворота. Следует однако признать, что символика земного Иерусалима в древнерусском городе была отражена слабо и эпизодически встречается лишь в крупных, стольных городах.



Русский центрический крестово-купольный храм смотрелся почти одинаково со всех сторон. Поэтому народу был по душе еще один символ: «храм - тело Христово» (св. Павел, св. Андрей...). Он воспринимался своими частями антропоморфно: лоб, глава, шея, плечи, пояс, подножие. Как гигантский каменный Человечище, Божественный храм возвышался в центре города над толпой низкой деревянной застройки слобод и посадов. Если в городе появлялись другие храмы, то их любовно называли «домы ангельские».

Так постепенно «иерархически-пирамидально» строилась композиция города, в соответствии с иерархией церковной: собор государственный, княжеский, монастырский, храмы кончанские, уличанские, приходские...

Горожане в Древней Руси никогда не порывали связи с матушкой-землей. Все, даже ремесленники и купцы занимались сельским хозяйством. И не случайно более 90% населения Руси-России всегда было земледельческим, крестьянским, а значит духовным. Материальным воплощением этой духовности и являлись древние русские города, монастыри, села с каменными храмами - символами Горнего Иерусалима.

Русь еще в Х-ХШ веках, отделенная от Святой Палестины, от святынь земного Иерусалима Диким полем, печенежскими, затем половецкими, потом татарскими ордами, избрала преимущественным объектом поклонения и молитвы само Небо, Горний Иерусалим, Престол Сидящего посреди Небесного Рая и, наконец, Самого Сидящего на Престоле. Ярким доказательством этого и явились символы - крестово-купольные храмы с высокими верхами и закомарами, поставленные по древнерусским городам, монастырям, весям. Такой духовной направленностью Русь стала ощутимо отличаться от Византии, а тем более католического и протестантского Запада. За такое ее благочестие она и стала в итоге прозываться русским народом «Святорусской землей» или просто «Святой Русью».



ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

Геннадий Мокеев

Previous post Next post
Up