Первая публикация в интернете избранных глав книги
Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".
НАЧАЛО
ЗДЕСЬ Панорама Новодевичьего моностыря.
Святорусская земля
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, Земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
/ Федор Тютчев /
Русские люди стали называть свою Русь святой с глубокой древности. Как по поговорке: «Гречневая каша сама себя расхваливает». Ведь не назвали же французы святой свою Францию, англичане - Англию, испанцы - Испанию... Нет святой Германии, Польши, даже Италии... Почему? В старину такой вопрос задавали и даже пытались на него отвечать, хотя, конечно, и наивно.
«Святая Русь - земля всем землям мати:
На ней стоят церкви апостольские,
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, -
Потому Свято-Русь - земля всем землям мати»
/ Голубиная книга /
Казалось бы все просто и понятно: на Русской земле стоят церкви-храмы (раз), а церковные общины усердно молятся Христу Царю Небесному (два). Но ведь то же самое было и в других христианских странах, - вопрос, следовательно, оставался без ответа, хотя путь к его разгадке отчасти указывался.
Понятие «Русь» было издревле двузначным: земля и народ. Двузначным оказался и термин «Святая Русь», отраженным в понятиях «Святорусская земля» и, например, «Святорусские богатыри». Историк-священник Г.П. Федоров писал: «Одно... русское житие начинается с такого величественного образа Русской земли: «О светлая и пресветлая Русская земля, и приукрашенная многими реками, и различными птицами, и зверьми, и всякою различною тварью: потешая Бог человека и сотворил вся его ради естества; и потом порадова Господь православною верою, святым крещением, наполнив ю велицыми грады и домы церковными, и насея ю боголюбивыми книгами и показуя ими путь спасения и радости всех святых». И снова здесь древний автор обращает внимание на Русскую землю, наполненную «велицыми грады и домы церковными».
Современные же историки как-то не придавали и не придают должного значения «Святорусской земле», - ее облику, образу, слагавшемуся на протяжении многих веков. Они пишут преимущественно о народе, его истории, быте, нравственности, социальном развитии.., пытаясь объяснять причины возникновения понятия «Святая Русь». Но забывают при этом писать о том, что земля со времени крещения Руси наполнялась от столетия к столетию «церквами апостольскими»; по ней периодически двигались крестные ходы между храмами, монастырями, городами; а утром, в обед и вечером над ее просторами разливались колокольные звоны... Благовест (по греч. Евангелие) призывал к молитвам, крестные ходы - на «путь спасения и радости всех святых...» А о чем говорили образы наших храмов, монастырей, русских христианских городов, вся Русская земля, наполненная ими? О чем вообще «вопиет камение» наших храмов? Вопрос далеко не простой, а отвечать на него придется издалека.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЗДЕСЬ